Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






в условиях группового общения, способствует тому, что женщина

Эмоциональная сфера.

Группа помогает женщине:

а) получить эмоциональную поддержку со стороны группы, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;

б) пережить в группе те чувства, которые она часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у неё в действительности и с которыми она не смогла справиться;

в) научиться искренности в отношении к себе и другим людям;

г) стать более свободной в выражении собственных негативных и позитивных чувств;

д) раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями (зачастую ранее скрытыми от самой себя или искаженными).

 

В целом задачи относительно гармонизации эмоциональной сферы женщины охватывают следующие основные аспекты:

  • получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе;
  • непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самой себя;
  • точное распознавание и вербализация собственных эмоций;
  • переживание и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.

Поведенческая сфера, находящая проявление и осмысление

в условиях группового общения, способствует тому, что женщина

может:

1) увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;

2) приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;

3) развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;

4) закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.

 

В общем виде задачи группы относительно совершенствования поведенческой сферы могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции и самоорганизации.

Таким образом, усилия женской группы фокусируются на осмыслении и развитии трех составляющих самосознания:

  • самопонимание (когнитивный аспект);
  • отношение к себе (эмоциональный аспект);
  • саморегуляция (поведенческий аспект).

 

Это позволяет определить общую цель групповой психосоциальной работы как расширение сферы самосознания женщины.

 

В основу групповой психосоциальной работы с женщинами могут быть положены психосоциальные теории. В частности, одной из таких теорий является модель К.Папелл и Б.Ротман. Она сочетает в себе эго-психологию, когнитивные теории, теории социального научения, теории ролей и теорию коммуникации.

 

Эго-психология предлагает концепции, объясняющие внутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с внешним миром. Эти концепции дают возможность специалисту (психологу, социальному работнику, психотерапевту) понять поведение клиента как отдельного индивида и как члена группы, проследив, как происходит индивидуальное приспособление человека к действительности и к другим членам сообщества, как он воспринимает внешнее давление, как формирует собственное внутреннее беспокойство.

При изучении личности в эго-психологии особое значение уделяется вопросам развития и адаптации, автономии, свободе и особенностям функционирования Я. Важно, как клиент регулирует свои взаимоотношения со средой, выступает как автономное образование, имеющее свою систему защитных механизмов. Руководствуясь этими положениями эго-психологии, специалист в процессе групповой работы стремится актуализировать навыки психологической защиты женщины, с помощью группы помогает их развить, найти в процессе групповой работы различные варианты функционирования – в зависимости от различных форм агрессии со стороны среды. Основываясь на концепции эго-психологии, сопротивление в групповой работе рассматривается не как конфликт, а как диалог личности со средой. Отсюда сопротивление и конфликт рассматриваются в основной модели групповой работы как компоненты развития группы, отправные точки для дифференциации ее участников. Сопротивление не воспринимается только как интрапсихический процесс, как реакция на групповую ситуацию, но может рефлексироваться как защитный механизм в ситуации развития групповых отношений.

Согласно эго-психологии, основное предназначение работы с группой – поддержка психического здоровья женщины, ее идентичности, развитие самосознания, побуждение к самоосуществлению.

Когнитивные теории и теории социального научения дают возможность интерпретировать и анализировать мотивы поведения личности в межгрупповом взаимодействии, определять ценностные ориентации членов группы, помочь им понять, как они «чувствуют друг друга», как формируются из знания о мире и о ситуации. Опыт группового взаимодействия трансформирует систему ценностных ориентаций, актуализирует позитивные ожидания, позволяет повысить компетентность и развить навыки социального взаимодействия.

Терапевтическая значимость данной модели групповой работы определяется возможностями группы – помочь участникам через механизмы межгруппового восприятия увидеть свою жизненную ситуацию в ином ракурсе.

Согласно ролевой теории личности в процессе межличностного взаимодействия индивиды обучаются определенным образцам поведения, соответствующим тем или иным ролям. Такой подход обеспечивает специалиста знанием о ролевых ожиданиях, ролевых конфликтах, ролевых отношениях, формирующихся в процессе групповой работы. Специалисту важно создать условия для личностного роста клиентов, улучшить их социальное функционирование в обществе.

В основе теории коммуникации лежат представления о динамическом обмене информацией между субъектами.

Коммуникация в групповом процессе выступает как ролевой обмен информацией, формализованный в своих проявлениях и нацеленных на достижение определенного результата. Поэтому в данном аспекте коммуникация выступает в качестве определенного инструментария для решения задач групповой работы. Теория коммуникации дает возможность специалисту наблюдать в процессе групповой динамики специфические препятствия, осложняющие социальное функционирование субъекта строить программы по их преодолению, развивать навыки выражения индивидуальных ощущений и представлений в групповом общении.

Психосоциальные теории позволяют обосновать основную клиническую модель групповой работы на основе данных подходов. В основе группового процесса лежит психосоциальная модель взаимодействия.

Она состоит из пяти основных элементов:

  • группы;
  • членов группы, имеющих особые нужды; деятельности в группе;
  • взаимодействия специалиста и группы; регулирования и решения проблем клиентов.

 

Достижение сплоченности группы, реализация принципа «группа как целое» осуществляется путем выявления общности: общие интересы, сходные трудные жизненные ситуации одна

этническая принадлежность, полоролевая идентификация и т.д.

Такие факторы являются «межабонентскими связями». Они позволяют членам группы вместе проходить все стадии группового развития.

Основной задачей специалиста по групповой психосоциальной работе с женщинами является усиление их группового и индивидуального социального функционирования.

Это достигается постоянной помощью группе в принятии решений, оценке ситуаций, результатов действий. Специалист помогает формировать нормы, решать конфликты, управлять ситуацией –

это важно для продвижения группы на всех стадиях ее развития. Специалист рассматривает группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях, действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать, отклонять, изменять действия ведущего группу. В этой открытой системе осуществляется процесс интернализации ценностей и действий специалиста и членов группы, усваиваются методы помощи себе и другим людям.

 

20. Технология индивидуальной психосоциальной работы с пожилыми гражданами.

 

Психосоциальная работа — это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента.

Пожилые люди – это категория граждан, специфическая в плане психофизиологических, социальных, экономических характеристик, обусловленных их принадлежность к возрастной категории от 60 лет и старше.

Уход за пожилыми людьми подразумевает:

· внимательное и заботливое наблюдение за другими, умение войти в мир их переживаний с одновременным восприятием и перепроверкой собственных ощущений. Это умение воспринимать пожилых людей такими, какие они есть.

· тактичные, запланированные действия, доверие и помощь в процессах адаптации пожилого человека к изменившимся жизненным условиям.

· сопровождение умирающих, оказание помощи членам семьи в этот тягостный момент. Только восприняв эти принципы и положив их в основу профессионализма, можно выдержать все психические и физические нагрузки, связанные с уходом за пожилыми людьми.

 

Исследования и повседневная практика показывают, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека.

Прежде всего теряется социальная полнота жизни, ограничивается количество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения.

Во-вторых, психологическая защита, сковывающая разум, чувства, жизнедеятельность людей «третьего» возраста. Психологическая защита как свойство личности позволяет человеку организовать временное душевное равновесие. Но для пожилых людей порой такая защита приносит отрицательный эффект, так как приводит к стремлению избежать новой информации, иных обстоятельств жизни, отличных от сложившихся стереотипов.

В-третьих, у старого человека своеобразное ощущение времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое, воспоминания, также как и будущее всегда с ним, в настоящем. Отсюда появляются такие черты как осторожность, бережливость, запасливость. Подобному сохранению подвергаются и духовный мир, интересы, ценности. Бег времени становится более плавным. Заблаговременно планируется то или иное действие: сходить в аптеку, магазин, к друзьям, в больницу. К ним пожилой человек готовится морально.

В-четвертых, у пожилых людей часто ярче проявляются отдельные черты характера, которые в молодости маскировались, не проявлялись отчетливо. Такие черты как обидчивость, раздражительность, капризность, сварливость, жадность, вспыльчивость и др.

Обратимся к выводам американских психологов, которые на основе исследований выделили 5 основных видов жизненной позиции пожилых людей.9

1. «Конструктивная позиция». Люди с такой позицией всю жизнь были спокойными, довольными и веселыми. Они сохраняют эти черты и в старости, радостно относятся к жизни, активны, стремятся помогать друг другу. Из своего возраста и недомогания не делают трагедии, ищут развлечений и контактов с другими людьми. Такие люди, скорее всего, благополучно проживут свой «третий возраст».

2. «Зависимая позиция». Она присуща людям, которые всю жизнь не очень доверяли себе, были слабовольными, уступчивыми, пассивными. Старея, они с еще большим усердием ищут помощи, признания, а не получая их, чувствуют себя несчастными и обиженными.

3. «Защитная позиция». Формируется у людей, которые как бы «покрыты броней». Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощь, держатся замкнуто, отгораживаются от людей, скрывая свои чувства. Старость они ненавидят, так как она вынуждает их быть зависимыми, отказаться от работы и активности.

4. «Позиция враждебности миру». Характерная для людей, обвиняющих окружение и общество, которые, по их мнению, виноваты во всех неудачах их прошлой жизни. Люди такого типа подозрительны и агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, цепляются за работу как за спасательный круг.

5. «Позиция враждебности к себе и своей жизни». Люди этой позиции пассивны, склонны к депрессии и фатализму, у них отсутствуют интересы и инициативы. Они чувствуют себя одинокими и ненужными, свою жизнь считают неудавшейся, к смерти относятся без боязни, как к избавлению от несчастного существования.10

 

 

Технологии социальной работы с пожилыми и старыми людьми:

1. Социальная диагностика – изучение отношения индивида к социальным ценностям общества, группы и т.д., исследование сущности социальных проблем, которые создают затруднительную жизненную ситуацию для пожилого или старого человека, его семьи, группы пожилых людей.

2. Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида (пожилого или старого человека) к меняющимся условиям социальной среды.

3. Социальная терапия - систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи пожилому или старому человеку или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений.

4. Социальное консультирование – квалифицированный совет, помощь пожилым или старым людям, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения.

5. Социальная профилактика – деятельность, направленная на предупреждение возникновения, распространения и обострения негативных социальных явлений и их опасных последствий

6. Социальная экспертиза – исследование, включающее диагностику состояния жизни пожилых и старых людей, установление информации о них и окружающей их среде, прогнозирование последующих изменений их жизни и влияние на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.

7. Социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций пожилого или старого человека, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

8. Социальное обеспечение – система мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, а также других лиц, нуждающихся в социальной помощи.

9. Социальное страхование – система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных, предусмотренных законом случаях, распространяется на всех трудящихся и осуществляется за счет страховых взносов самих граждан.

10. Опека (устанавливается над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства) и попечительство (устанавливается над гражданами, ограниченные судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, а также над гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже).

11. Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст1ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»).


Психолого-социальная работа с пожилыми и старыми людьми считается одной из самых сложных в физическом, психологическом, социальном аспектах. К старости человек приходит с багажом старых и новых проблем. С ним остаются все индивидуальные черты характера, темперамента, личностные особенности и модели поведения, которые он использовал в различных ситуациях во все периоды своей жизни. Как он прожил жизнь, таковой и будет его старость.

Для социального работника необходимы понимание и осознание всей сложности соматических, психологических, медицинских, социальных проблем старого человека. Психолого-социальные работники должны иметь специальную универсальную подготовку, которая в их практической деятельности могла бы грамотно, качественно и с надлежащей полнотой удовлетворять нужды и потребности пожилого человека

В психолого-социальной работе обязательно должен быть дифференцированный подход, как к старому человеку, так и к его окружению. Необходимы знание и понимание физиологических характеристик возрастных градаций пожилого, старого и престарелого человека: 60-64, 65-69, 70-75 и более лет. Специалист должен иметь банк данных обслуживаемого контингента пожилых и старых людей с указанием места и условий проживания, социального положения, имеющихся льгот, заболеваний соматических и психических, особенностей личности и т.д.

Большое значение для пожилых и старых людей имеет психотерапия. Больные с различными расстройствами психоэмоциональной сферы, с депрессией прочными узами связаны с психотерапевтом, психолого-социальным работником. Психологическое сопровождение пожилых является превентивной мерой суицидальных попыток. Поэтому в остром периоде реактивного депрессивного состояния нельзя откладывать с психологической переработкой конфликта. Показана длительная психотерапия - раскрывающая психоаналитическая, индивидуальная или групповая, особенно в тех случаях, когда у человека есть суицидальные тенденции (мысли, желания). Необходима также семейная среда с минимальными раздражающими и конфликтными ситуациями, которая ограждала бы старика от неожиданных негативных и противоречивых впечатлений и переживаний. Семейная психотерапия повышает возможность адаптации пожилых людей не только к окружающей среде в его посттрудовом периоде, но и к наступающей старости. Создание благоприятной формы психического старения, самоудовлетворения положительными эмоциями повышает оптимистическое отношение к жизни, вытесняет страх приближающейся смерти.

При расстройствах настроения на первый план выдвигается психофармакологическая терапия. На этом этапе пожилой человек также нуждается в психосоциальной помощи. Пациенту необходимо помочь решить его домашнюю жизнь, обеспечить амбулаторное или стационарное лечение. Необходимо организовать контакт с родственниками, что особенно важно для одиноких людей. Общеврачебная и психотерапевтическая задача состоят в том, что, определив, какие внутренние и внешние перегрузки, стрессы представляют опасность для больного, с помощью оздоровительных мероприятий, рекомендаций изменения образа жизни, отказа от вредных привычек помочь пожилому человеку избежать кризисных ситуаций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 8. Государственная жилищная политика | Меню от 499 руб. на человека




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.