Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники финансового обеспечения социальной политики






 

Государственные источники Негосударственные социальные

страховые фонды

 

Консолидиро- Внебюджетные

ванный бюджет РФ государ. фонды НПФ Благотвор. СИФ

фонды

Фед. Бюдж. Местн. ПФ ФСС ФОМС

бюджет субъект. бюдж.

Бюджетный кодекс РФ определил трехуровневую бюджетную систему, отдельно вынеся категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Государственные финансы дополнены категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах. Кодексом закреплена основная бюджетная пропорция между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ по доходам 50: 50, хотя на практике она далеко не всегда соблюдается.

На социальную политику расходуется 18% ВВП, из них 9% – из консолидированного бюджета РФ и 8, 5% – из государственных внебюджетных фондов.

Как же образуются доходы консолидированного бюджета?

Доходы федерального бюджета складываются из двух основных источников доходов: налоговые доходы – это 10 федеральных налогов, а также федеральные сборы и акцизы + неналоговые доходы (доходы от государственного имущества и его продажи, прибыль Центробанка, доходы внешне­экономической деятельности и государственных резервов).

Виды федеральных налогов

1. На добавленную стоимость.

2. На доходы физических лиц.

3. Единый социальный налог.

4. На прибыль организаций.

5. На добычу полезных ископаемых.

6. Водный налог.

7. За пользование объектами животного мира, водных биологических ре­сурсов, пользование лесным фондом.

8. Акцизы (алкоголь – 50%, табак – 100%).

9. Государственная пошлина.

10. Таможенные платежи.

Доходы бюджетов субъектов РФ образуются из налоговых доходов (региональные налоги + часть федеральных налогов и акцизов), а также части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектом РФ.

Региональные налоги

1. Налог на имущество организаций – 100%.

2. Налог на игорный бизнес – 100%.

3. Транспортный налог – 100%.

От федеральных налогов в региональные бюджеты поступают:

- налог на прибыль организаций (из ставки 24% в региональный бюджет идет 17, 5%);

- подоходный налог – 70%;

- на наследование и дарение;

- на добычу полезных ископаемых – 5%;

- единый с/х налог – 30%;

- акцизы (на алкогольную продукцию – 100%, пиво – 100%);

- сборы на регистрацию местных политических организаций и СМИ.

Местные бюджеты формируют доходную часть за счет местных налогов и сборов, а также за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных местными органами власти. В местный бюджет направляются два основных налога:

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество физических лиц.

Но снят 2% налог на прибыль, который ранее шел в пользу местного бюджета.

В финансировании социальной политики в рыночных условиях все большую роль играют внебюджетные государственные социально-страховые фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования). Их цель – обеспечить реализацию важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, выплат во время отпуска по беременности и родам и т. д. Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, но их самостоятельность ограничена государством, которое определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменении структуры и уровня денежных выплат, обеспечивает контроль деятельности фондов.

Средства фондов формируются преимущественно за счет страховых платежей предприятий всех форм собственности, привязанных к фонду оплаты труда. Общий тариф социально-страховых отчислений был снижен с 1 января 2001г. с 38, 5 до 35, 6%, а с 1 января 2005 г. – до 26%, из них 20% идет в Пенсионный фонд, 2, 9% – в Фонд социального страхования, 3, 1% – в Фонд обязательного медицинского страхования.

Источниками внебюджетных фондов субъектов и местных органов самоуправления являются:

- целевые поступления;

- частичная оплата предоставляемых общественных услуг;

- добровольные пожертвования;

- лотереи и муниципальные займы.

Основной источник финансирования социальной сферы – бюджеты субъектов РФ, на их долю приходится до 80% расходов на социально-культурные мероприятия.

Негосударственные источники финансирования социальных программ:

1. НПФ – негосударственные пенсионные фонды, которых в настоящее время насчитывается около 300. Их деятельность регулируется Феде­ральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», принятым в 1998 г. НПФ преимущественно работают со взносами юридических лиц, но они могут привлекать и средства физических лиц.

2. Благотворительные фонды. Это неправительственные некоммерческие организации, управляемые советом попечителей или директоров, которые аккумулируют денежные средства для выполнения социальных программ. Их деятельность регулируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятым в 1996 г. Таких фондов в настоящее время насчитывается более 4 тыс.

3. СИФ – социальные инвестиционные фонды. Они возникли в конце 80-х гг. в странах «третьего мира» для сглаживания социально-эконо­мических противоречий. Их деятельность направлена на решение местных проблем, они финансируют проекты, инициированные местными сообществами и организациями, осуществляют отбор проектов, спо­собствуют подбору подрядчиков, контролируют исполнение проектов и их эффективность. Основными инвесторами, как правило, выступают крупные международные финансовые организации.

В связи с тем что бюджетное финансирование социальной сферы осуществлялось крайне неравномерно, а недофинансирование стало для многих регионов серьезным фактором сдерживания развития социальной сферы, с 2005 г. началось разграничение межбюджетных отношений [22].

В соответствии с данным законом с 1.01.2005 г. были внесены следующие основные изменения в межбюджетные отношения:

1. Сокращено число налогов с 50 до 15 (из них 10 – федеральные).

2. Произошло расщепление налога на прибыль. Из 24-процентной ставки налога 6, 5% передавалось в федеральный бюджет, а 17, 5% – в бюджеты регионов.

3. Снятие 2% налога на прибыль в пользу местного бюджета, но местным
бюджетам были переданы налоги на землю и на имущество физических лиц.

4. Снижение ставки социального налога с 35, 6 до 26% для зарплат до 300 тыс. руб.; 10% – для зарплат от 300 до 600 тыс. руб. и 2% – для зарплат свыше 600 тыс. руб.

5. Отмена налога на рекламу.

6. Увеличение ставки налогообложения дивидендов с 6 до 9%.

7. Передача выплат детских пособий и льгот для ветеранов труда и тружеников тыла с федерального на региональный уровень. Это коснулось интересов 15, 7 млн ветеранов.

8. Отмена беспроцентных бюджетных ссуд из федерального бюджета. Регионы теперь могут брать кредиты только на рынке, а не из средств федерального бюджета.

9. В два раза вырос размер государственной пошлины на регистрацию брака и его расторжение.

10. Увеличены ставки за доверенность на право пользования автотранспортными средствами (вместо 100 руб. – 250 руб. на доверенность супругу, родителям, братьям и сестрам; 400 руб. вместо 200 руб. для всех остальных).

11. Выросли акцизы на алкоголь – 8, 3%, табак, топливо – 8%, автомобили.

Для финансовой поддержки регионов был создан Федеральный фонд финансовой поддержки регионов. В 2005 г. размер фонда составил 190 млрд рублей, а в 2006 г. было запланировано 228 млрд рублей + 26 млрд через фонд софинансирования социальных расходов.

Был создан также фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, которому было выделено в 2005 г. – 1, 4 млрд руб., а фонду компенсаций – 70 млрд руб. Но софинансирование программ и объектов производится на определенных условиях:

- программы и объекты должны быть предложены самими регионами, но не на уровне суммы денег, а на уровне разработанного бизнес-плана;

- конкурсный отбор проектов со стороны центра;

- учитываются собственные средства региона, т. е. доля собственных средств в предложенном проекте.

Вместе с тем местное самоуправление фактически до сих пор не присутствует в бюджетном процессе. В результате 95% бюджетов муниципальных образований являются сегодня дотационными и формируются в основном за счет финансовой помощи бюджетов субъектов РФ. Реформа местного самоуправления, идущая в стране третий год, к традиционным расходным обязательствам: содержанию школ, больниц, развитию культуры и ЖКХ – добавила еще связь, общепит, пожарную безопасность, охрану окружающей среды, защиту лесного фонда, организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне. Вместе с передачей полномочий местным властям должны были передать и источники дохода, но на практике этого не произошло. Так, по данным Счётной палаты РФ, реальные расходы муниципальных образований превышают их доходы в 2 раза. Для того чтобы ликвидировать эти диспропорции, необходимо принять закон о минимальных государственных стандартах, закрепляющий нормативы обеспечения граждан. По нему расчёт суммы бюджетных обязательств осуществляется ежегодно, напрямую вытекая из суммы всех расходных обязательств муниципального образования. Такая методика позволила бы не только учесть расходы, уже закрепленные за муниципалитетом, но и все вновь делегированные. И хотя закон был принят в первом чтении Госдумой, но почему-то уже несколько лет откладывается его окончательное принятие.

Дополнительным источником финансирования социальных программ на 2006–2007 гг. стали Президентские приоритетные национальные социальные проекты, на реализацию которых из Стабилизационного фонда РФ было выделено дополнительно еще 180 млрд руб.

Впервые за 15 лет рыночных реформ органы государственной власти приняли решение о переходе на 3-летний бюджет, рассчитанный на 2008–2010 гг. В нём, начиная с 2008 г., предусмотрено увеличение на 26, 2% дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это позволит сократить различия между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными регионами с 13, 4 до 3, 4 раза. На это предусмотрено 328, 6 млрд руб.[23]

Создание на базе Стабилизационного фонда Фонда будущих поколений (Фонда национального благосостояния) также будет способствовать увеличению финансирования социальных программ.

Таким образом, социальные расходы государства все более приобретают приоритетный характер, и они постоянно возрастают в объеме.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.