Увидеть Эльбрус

Походный дневник

Чтобы впечатления от путешествия не потускнели в памяти, туристы нередко берут с собой не только фотоаппарат, но и блокнот. У биваков в свете костра рождаются путевые заметки. В них нет ничего лишнего, только то, что по-настоящему взволновало, потрясло. В них неприукрашенная правда о туристских маршрутах, красоте природы, трудностях, которые туристы испытывают в походах.

Вторник

Мы пробираемся по засы­панному снегом склону. Каж­дый раз проваливаясь по самый пояс, вонзаем ледоруб как мож­но глубже, чтобы не упасть. Белая пустыня овладела здеш­ней землей. Чтобы не ослеп­нуть, мы надели затемненные очки. Тропа серпантином под­нимается к небу, извиваясь, как змея, теряется возле самого горизонта. Облака залегли в долину, поэтому у нас сложи­лось такое ощущение, что мы мо­жем рукой дотянуться до неба. А вокруг – горы, горы, горы... Величественные и беспристра­стные, пугающие и манящие, волнующие, завораживающие, умиротворяющие. Человек нич­тожен на фоне этих громадин. Горы кажутся очень близкими. Но проходит час, два... сутки, а они как были, так и остались «вне зоны действия». А идем мы уже пятый день. Или шестой?

Дождавшись оче­редных каникул, мы (туристы из клуба «Вертикаль») решили по­кинуть наш родной агроуниверситет и отправиться в Приэльбрусье. Десять дней мы во вла­сти гор. И неважно, что холод­но, что спим на снегу, что едим не всегда, что нет воды и негде помыться. Все это с лихвой оку­пается незабываемыми впечат­лениями, опытом выживания в экстремальных условиях и ощу­щением полета, когда стоишь над облаками. И еще мы знаем, что рядом друзья, которые всегда готовы помочь в трудную минуту.

Кстати, уже изначально поход задуман не как отдых. Устанав­ливается определенная слож­ность в зависимости от катего­рии похода (всего шесть уров­ней). К примеру, нам предстояло покорить пять перевалов, длина пути около 90 км. Метеоусловия в это время года не самые бла­гоприятные. Так что физическая выносливость плюс сила воли – необхо­димые атрибуты любого категорийного похода.

Среда

Мы заблудились. А это было несложно: когда вокруг бе­лое поле (причем небо и горы сливаются так, что их не различишь), ориентироваться можно только по приборам. Но прибо­ры тоже иногда врут.

Благодаря сложившимся об­стоятельствам мы взяли не тот перевал. Проблуждав около двух часов, взяли и запланированный нами Кыртыкауш.

Видимость – в пределах вы­тянутой ноги (как раз удобно идти по следам). Ветер сногсшибающий. Снег рыхлый, мокрый, держит плохо, в глаза сыплет. Холодно. Все замерзли.

По крайней мере нашли доро­гу и снова можем ориентировать­ся по карте.

В шесть вечера нашли кошару – летнее жилище местных пас­тухов. Поужинали (заодно пообедали и позавтракали. С утра ели только сало). Устроились на ноч­лег. Спим.