Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иосиф Владимиров. Сошествие Св. Духа на Апостолов. 1666. Москва, церковь Троицы в Никитниках.






В отличие от выше названных росписей Ростова, росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1681, главные мастера Г. Кинешемцев, С. Савин) и Иоанна Предтечи (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) насыщены активностью. Мастера не уделяют внимания стройности силуэтов, изысканности линий. Для них более важно действие, сюжет. Так, в композициях, повествующих о пророке Елисее, содержится множество подробностей и побочных эпизодов. В сцене исцеления Елисеем отрока художник основное внимание уделяет изображению жатвы. Фигуры персонажей изображены в свободном движении, видно желание автора передать пространство и реальный пейзаж. Вместе с этим отсутствуют внутренние переживания, психологическая характеристика образов, хотя большое внимание уделяется внешнему облику персонажей. Они облачены в праздничные разноцветные одежды. Персонажи росписей церквей Ильи Пророка и Иоанна Предтечи бурно жестикулируют, и эта жестикуляция является одним из основных средств их характеристики. Праздничность ярославским росписям придает особенный колорит: краски в них яркие, звонкие. Этот аспект даже в какой-то мере лишает эсхатологические сцены ощущения драматической напряженности. Хотя в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, авторы стараются натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире.

В XVII веке все еще существовала рукописная книга, хотя ее постепенно вытесняла книга печатная. Следуя тенденции времени, в миниатюру, как и в живопись, чаще проникали реалистические мотивы. Оформление рукописных книг религиозного содержания «обмирщалось». Вместе с этим иллюстрации становились более пышными, их орнаментация усложнялась. Характерен рукописный фолиант «Титулярники», созданный в 1670-х годах, с многочисленными изображениями царей и князей XVI-XVII веков. Также следует отметить типичные для этого времени Сийское евангелие (1693, Библиотека Академии наук), «Лекарство душевное» (1670, Государственная Оружейная палата), в которых множество бытовых подробностей. Многие миниатюры являются хорошо скомпонованными жанровыми композициями.

В XVII веке развивалась гравюра по дереву, а затем по меди. Это направление также представлено талантливыми мастерами, среди которрых Кондратий и Гаврила Ивановы, Григорий Благушин, Леонтий Бунин, Василий Корень, Афанасий Трухменский. Работе в этой области посвятили себя такие известные живописцы как Прокопий Чирин, Симон Ушаков, Федор Зубов. Вообще, гравюра на протяжении XVII века прошла значительную эволюцию, к концу столетия овладев реалистическими средствами изображения. В данном случае показательно творчество Трухменского. Его титульный лист «Истории о Варлааме и Иоасафе», выполненный по рисунку Симона Ушакова, свидетельствует о свободном владении техникой резьбы по меди. Интересны женская и мужская аллегорические фигуры «Мир» и «Брань»: они трактованы вполне реалистически, так же как и архитектурное обрамление листа. Также по рисункам Ушакова Трухменский исполнил гравюры к «Псалтири в стихах» (1680), «Обеду душевному» (1681), «Вечери душевной» (1682).

Таким образом, гравюра XVII века, ровно как и живопись, заложила основы этого вида искусства уже Петровской эпохи. Связь между творчеством мастеров искусства конца XVII века и первой трети XVIII века очевидна.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.