Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые формы природопользования: общая характеристика






 

Согласно ст. 16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» осуществление специального природопользования разрешается юридическим лицам и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям на основании решений государственных органов, договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Из чего следует, что право специального природопользования может возникать как на основании только административного акта (например, решения исполнительного и распорядительного органа или местного Совета), так и на основании договора гражданско-правового характера, заключаемого после принятия решения государственного органа о предоставлении природного ресурса в пользование.

Выделяют следующие правовые формы использования природных ресурсов:

v возникающие на основании административного акта: право постоянного или временного природопользования, право пожизненного наследуемого землевладения;

v возникающие на основании договора: право частной собственности на землю, право пожизненного наследуемого землевладения, аренда природных ресурсов, концессия природных ресурсов, сервитут.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» особенно обращает внимание на такие, основанные на договоре, формы использования природных ресурсов, как аренда и концессия.

Аренда природных ресурсов. Общие положения об аренде как договоре имущественного найма определены в главе 34 ГК. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать имущество в аренду. Так, в соответствии со ст. 44 КоЗ арендодателями земельных участков являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и города Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции, которые осуществляют названное правомочие от имени собственника – Республики Беларусь. Арендаторами природных ресурсов могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, ино­странные государства, международные организации (ст. 43 КоЗ, ст. 28 ВК, ст. 45 ЛК).

Особенности аренды отдельных природных ресурсов определены в природоресурсном законодательстве. Так, согласно ст. 28 ВК водные объекты (их части) могут быть переданы в аренду для ведения промыслового лова рыбы, добычи водных беспозвоночных и ведения охотничьего хозяйства. Водные объекты передаются в аренду соответствующими местными Советами депутатов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами. Передача водных объектов в аренду должна осуществляться с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому водному объекту (его части) территории. Не подлежат передаче в аренду водные объекты, используемые для питьевых, бытовых и иных нужд населения, а также расположенные на территории населенных пунктов и (или) на особо охраняемых природных территориях.

Участки лесного фонда согласно ст. 45 ЛК могут быть предо­ставлены в аренду для осуществления одного или нескольких видов лесопользования на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь и его территориальными органами или по результатам лесных аукционов. Предоставление участков лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно,
с учетом интересов граждан, проживающих на прилегающей к переда­ваемому участку лесного фонда территории и установленных в соответствии с законодательством требований в области охраны окружающей среды. Участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат передаче в собственность арендатора по истечении срока аренды. Выкуп арендованных участков лесного фонда запрещается.

Арендаторы водных объектов и участков лесного фонда не вправе сдавать переданные им по договору аренды объекты в субаренду.

Граждане Республики Беларусь, в частной собственности которых находятся земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства, могут передавать их в аренду гражданам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков, а также с учетом того, что жилые дома, дачи и садовые домики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участком.

Таким образом, можно выделить следующие особенности аренды природных ресурсов: запрет на передачу в субаренду (за исключением земельных участков) и в собственность арендатора по истечении срока аренды.

Концессия природных ресурсов. Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с национальным инвестором (юридическим лицом частной формы собственности либо (и) юридическим лицом, в имуществе которого доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 процентов), или иностранным инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь предусматривает использование на условиях концессии земель, недр, вод, лесов (ст. 51). Использование природных ресурсов на условиях концессии осуществляется в соответствии с нормами природоресурсного законодательства. По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов.

В соответствии со ст. 5-1 КоН, ст. 7-1 ВК решения о необходимости концессии в отношении участков недр и водных объектов принимает Президент Республики Беларусь. В лесном законодательстве право специального природопользования на основе концессионного договора установлено в ст. 45-1 ЛК. Перечень лесов (участков лесного фонда), предоставляемых в пользование на основе концессии, порядок их предоставления, условия и сроки концессии определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь об инвестиционной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.