Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания возникновения и прекращения права собственности на компоненты природной среды






 

Возникновение и прекращение права собственности на компоненты природной среды связывается с определенными юридическими фактами (основаниями), установленными законодательством. Так, в соответствии со ст. 35 КоЗ земельные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются в частную собственность граждан Республики Беларусь по заявлению гражданина решением соответствующего сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа после внесения платы за земельный участок. Передача земельных участков в собственность юридических лиц производится по их ходатайству за плату по решению Президента Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г., № 58 определено, что право на земельный участок удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.

До получения документа, удостоверяющего право частной собственности на земельный участок, собственнику земельного участка запрещается отчуждать его, сдавать в аренду или в залог. В решениях о предоставлении земельного участка в собственность указывается цель, для которой он передается.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством Республики Беларусь, а также в порядке наследования. При этом сделки с земельными участками совершаются при наличии документов, удостоверяющих право на эти участки.

Право частной собственности на земельный участок может быть также прекращено путем передачи земельного участка (его части) в собственность Республики Беларусь в случаях:

• добровольного отчуждения земельного участка сельскому (поселковому), городскому (городов областного подчинения и города Минска), районному исполнительному и распорядительному органу;

• ликвидации в установленном законодательством порядке юридического лица Республики Беларусь, которому был передан земельный участок в собственность;

• принудительного изъятия земельного участка;

• реализации земельного участка (при сохранении целевого назначения) от имени залогодателя банком-залогополучателем в случае неисполнения залогодателем обеспеченного залогом обязательства (ст. 89 Кодекса о земле) и др.

Принудительное изъятие земельных участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, осуществляется по решению суда (ст. 53 КоЗ):

• для государственных или общественных нужд;

• при систематическом невнесении земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь (с удержанием задолженности по налогам);

• в случаях утраты гражданства Республики Беларусь, выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц за пределы Республики Беларусь в связи со служебными обязанностями или обучением, направлением на работу за границу;

• в случае выкупа земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства;

• при использовании земельного участка не по целевому назначению;

• при неиспользовании по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет — в остальных случаях;

• при невыполнении требований природоохранного режима использования земель;

• при использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

• при прекращении юридическими лицами Республики Беларусь деятельности, для которой земельный участок приобретался в собственность;

• при конфискации земельного участка.

Решение о принудительном изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

 

§ 6. Защита права собственности на компоненты природной среды

 

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Согласно ст. 44 Конституции принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Способы защиты гражданских прав определены ст. 11 ГК. Право собственности на компоненты природной среды является разновидностью гражданских прав, соответственно его защита осуществляется путем:

• признания права;

• восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

• пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

• признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;

• признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

• самозащиты права;

• присуждения к исполнению обязанности в натуре;

• возмещения убытков;

• взыскания неустойки;

• прекращения или изменения правоотношения;

• неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и само­управления;

• иными способами, предусмотренными законодательством.

Природоресурсное законодательство предусматривает возможность признания недействительными сделок, нарушающих право государственной (исключительной государственной) собственно­сти на компоненты природной среды (ст. 159 КоЗ, ст. 55 КоН, ст. 94 ВК, ст. 74 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» и др.). Самовольная переуступка права пользования компонентами природной среды, а также другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на компоненты природной среды, являются недействительными. Самовольно занятые участки (земельные, участки лесного фонда, водные объекты) возвращаются по их принадлежности без возмещения за­трат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение участков в пригодное для использования состояние, включая снос строений, производится за счет лиц, самовольно занявших такие участки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.