Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты экологических правоотношений






В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей среды» субъектами экологических отношений являются граждане Республики Беларусь, юридические лица, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь. Правила, установленные законодательством об охране окружающей среды, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

Государство как субъект экологических правоотношений. Характеристику субъектного состава экологических отношений следует начать с определения роли и места государства в названных отношениях. Республика Беларусь является субъектом права исключительной государственной собственности на недра, воды и леса; земли сельскохозяйственного назначения находятся только в собственности государства, что определено ст.13 Конституции Республики Беларусь. Государство как субъект экологических отношений определяет принципы и направления государственной политики в области окружающей среды, осуществляет государственное управление в лице специально уполномоченных органов государственного управления, а также контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды и применение мер ответственности за нарушение экологического законодательства.

Названные особенности правового положения государства в системе экологических правоотношений определяют специфику положения административно-территориальных единиц Республики Беларусь, также отнесенных к субъектам экологических отношений Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Правовое положение административно-территориальных единиц в системе государственного устройства Республики Беларусь определено в Законе Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». В соответствии со ст. 3 названного Закона административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, преду­смотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Административно-территориальные единицы с точки зрения государственного управления создаются «в целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов». Итак, административно-территориальная единица — это прежде всего территория, в пределах которой осуществляется государственная власть, местное управление как «форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории».

Экономическую основу местного управления и самоуправления в соответствии со ст. 33 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная собственность, служащие источником получения доходов местного управления и самоуправления и удовлетворения социальных и экономических потребностей населения соответствующей территории.

Компоненты природной среды (недра, воды, леса, земли сель­скохозяйственного назначения, животный и растительный мир, особо охраняемые природные территории) отнесены к объектам, находящимся только в собственности государства, и в соответствии со ст. 215 ГК составляют казну Республики Беларусь.

Согласно ст. 34 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» Советам принадлежит право распоряжения природными ресурсами на соответствующей территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Право распоряжения природными ресурсами Советы осуществляют путем предоставления их в установленном порядке во владение и пользование юридическим лицам и гражданам. Правомочие по распоряжению природными ресурсами, предоставленное органам местного самоуправления, есть право, проистекающее из права государственной (Республики Беларусь) собственности на природные ресурсы, что следует как из конституционной нормы, так и из приведенных выше норм гражданского законодательства. Законодательство Республики Беларусь не устанавливает права коммунальной собственности на природные ресурсы. Местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляя правомочия по распоряжению природными ресурсами, по охране окружающей среды действуют от имени государства в целом.

Физические лица как субъекты экологических отношений. Субъектами экологических отношений признаются физические лица, к которым относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства. На физических лиц распространяются права и обязанности в области охраны окружающей среды, преду­смотренные ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», и, в первую очередь, конституционное право на благоприятную окружающую среду, которое принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным в порядке ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Экологическое законодательство признает физических лиц также субъектами отношений по использованию природных ресурсов. Им гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений.

Физические лица признаются также субъектами права специального природопользования, осуществляемого в виде хозяйственной или иной деятельности, например, землевладение в целях ведения крестьянского фермерского хозяйства, осуществление личного подсобного хозяйства, аренда природных ресурсов и др. При этом объем правомочий граждан Республики Беларусь и иностранных граждан (лиц без гражданства) различен. Например, право частной собственности на земельные участки признается только за гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 11 КоЗ).

В установленных в законодательстве случаях, например, для осуществления видов природопользования, подлежащих лицензированию, правом природопользования наделяются физические лица, которые зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности последних применяются правила Гражданского кодекса Республики Беларусь, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Юридические лица как субъекты экологических отношений. Юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица как субъекты отношений в области охраны окружающей среды, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к юридическим лицам гражданским законодательством, т. е. в соответствии со ст. 44 ГК быть организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс.

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели могут иметь экологические права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Субъектами отношений по охране окружающей среды признаются также международные организации. Перечень таких организаций (организаций, не являющихся юридическими лицами), признанных субъектами отношений в области охраны окружающей среды на территории Республики Беларусь определен постановлением правительства.

В экологической сфере Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет сотрудничество с: Всемирной метеорологической организацией, Комитетом по экологической политике ЕЭК ООН, Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Министерство иностранных дел Республики Беларусь осуществляет сотрудничество с Организацией Объединенных Наций (ООН), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры через Межправительственный совет по программе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры «Информация для всех» (ЮНЕСКО). Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет сотрудничество Республики Беларусь с Межгосударственным советом по промышленной безопасности, Межгосударственным советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Международным техническим комитетом по предотвращению и тушению пожаров. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь сотрудничает с Международным советом по пшенице; Международным союзом по охране новых сортов растений; Международным эпизоотическим бюро; Организацией защиты растительного мира Европы и Средиземноморья; Продовольственной и сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь — Комитетом по лесоматериалам ЕЭК ООН.

Иностранные государства признаются субъектами экологических отношений в случаях, установленных законодательством, например, ст. 5 ВК включает иностранные государства в круг субъектов водных отношений в качестве водопользователей. Согласно ст. 9 ЛК иностранные государства выступают субъектами лесных отношений. Статья 12 КоЗ рассматривает в качестве субъектов права собственности на землю на территории Республики Беларусь иностранные государства, которым земельные участки передаются в собственность в порядке ст. 37 КоЗ для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь. Иностранное государство может приобрести в собственность земельный участок, если: в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства; одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство предоставляет Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей. Земельный участок для постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения приобретается иностранным государством на основании договора, заключаемого с Советом Министров Республики Беларусь.

Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды с иностранными государствами как субъектами экологических правоотношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовой основой для такого сотрудничества являются международные договоры Республики Беларусь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.