Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права






ТЕМА № 2. Источники экологического права


1. Понятие и особенности источников экологического права

Конституция Республики Беларусь как источник экологического права

Система экологического законодательства

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права

Технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права


№ 1. Понятие и особенности источников экологического права

В теории права понятие «источники права» трактуется: во-первых, как «сила, создающая право», т. е. власть государства, которая реагирует на потребности развития общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения; во-вторых, как форма выражения государственной воли, в которой содержится правовое решение государства. Ведущим источником права в современных условиях признается нормативный правовой акт. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ: а) издается оперативно и в любой своей части может быть изменен, что позволяет достаточно быстро реагировать на социальные процессы; б) нормативные правовые акты определенным образом систематизированы; в) они позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что способствует проведению единой политики; г) нормативные правовые акты поддерживаются государством, что выражается в применении мер ответственности в случае их нарушения. Определение источника права как нормативного правового акта также демонстрирует связь между системой права и системой законодательства.

Наличие самостоятельных источников права рассматривается в качестве обязательного признака самостоятельности отрасли права. Источниками экологического права признаются нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют экологические отношения. Они обладают признаками, характеризующими особенности нормативного правового массива, регламентирующего экологические отношения:

• во-первых, значительная часть экологических норм содержится в кодифицированных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль не кодифицирована;

• во-вторых, нормы, на основании которых регулируются экологические отношения, содержатся также в источниках иных отраслей права и составляют так называемые «экологизированные нормы»;

• в третьих, в числе источников экологического права значительное место занимают международно-правовые акты.

Экологическое право Республики Беларусь в своем становлении прошло несколько этапов. Следует отметить, что в дореволюционный период положения о правовом режиме природных ресурсов развивались в рамках гражданского законодательства.

В советский период, в силу изъятия природных ресурсов из гражданского оборота, признания субъектом права исключительной государственной собственности на природные ресурсы Союза ССР начинают развиваться как самостоятельные отрасли советского права — земельное, водное, горное, лесное право с доминированием права земельного. В 60-е – 70-е гг. ХХ в. формируется природоресурсное право на базе принятых Основ союзного законодательства об использовании и охране земель, недр, вод, лесов, а также принятых в союзных республиках соответствующих кодексов.

Следует отметить, что в законодательстве нашего государства советского периода вплоть до начала 90-х гг. превалировал природоресурсный взгляд на рассматриваемую область общественных отношений. Кроме причин, названных выше, односторонний (природоресурсный) подход к регулированию экологических отношений был обусловлен, как нам представляется, спецификой социалистической идеологии, в соответствии с которой социалистический способ производства считался оптимально способствующим сохранению природы.

В период с 1957 г. по 1963 г. во всех республиках Советского Союза на базе Основ законодательства СССР об охране природы были приняты законы об охране природы, которые рассматривались как новая форма природоохранного законодательства. В БССР действовал Закон от 21 декабря 1961 г. «Об охране природы».

Новый этап в развитии экологического законодательства связан с обретением Республикой Беларусь суверенитета. В Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. признается право собственности республики на землю и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах ее территории.

С начала 90-х гг. ХХ в. экологическое право развивается в русле общепринятых мировых направлений охраны окружающей среды, что связано с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», которым впервые в законодательство нашего государства введено понятие «окружающая среда» и установлены правовые основы ее охраны.



№ 2. Конституция Республики Беларусь как источник экологического права

 

Конституция Республики Беларусь в соответствии с ее юридической силой является первым источником права. На основе конституционных норм формируется вся система текущего законодательства. Основные положения экологической доктрины Республики Беларусь также определены в Конституции.

Исходя из общего духа Основного закона, меры по охране окружающей среды носят общегосударственный характер. Конституция устанавливает права граждан в области охраны окружающей среды, закладывает экономическую основу экологических отношений, в частности, право собственности на природные ресурсы; определяет конституционные гарантии в экологической сфере.

Конституционные основы эколого-правового статуса гражданина Республики Беларусь закреплены в главе 2 «Личность, общество, государство», согласно ст. 21 которой обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Гражданам гарантируются права и свободы, закрепленные в Конституции, законах, и предусмотренные международными обязательствами государства.

Экологическое содержание могут иметь следующие права, гарантируемые Конституцией: право на жизнь (ст. 24); право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34); право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок, и права других граждан (ст. 35); право на свободу объединений (ст. 36); право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей(ст. 37); право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40); право на охрану здоровья, которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды (ст. 45). Центральную часть эколого-правового статуса граждан составляет право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, закрепленное ст. 46 Конституции. Этой норме корреспондирует ст. 55, устанавливающая обязанность охранять природную среду.

Конституция Республики Беларусь устанавливает экономические основы экологических правоотношений. В силу того, что для их реализации необходим определенный природоресурсный потенциал, весьма значима для экологических отношений норма ст. 9 Конституции, которая провозглашает, что территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния. В Конституции декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Гарантируется равная защита и условия развития всех форм собственности (ст.13).

Конституция определяет основополагающие принципы в экологической сфере. Так, конституционную основу института ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды составляет ст. 46, которая декларирует право каждого на возмещение вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду. Статья 60 декларирует право на возмещение в судебном порядке имущественного вреда и материального возмещения морального вреда. Осуществление права собственности в соответствии со ст. 44 не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.