Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства жизнеобеспечения.






3.1. Быстро возводимые сооружения: пневмокрасные модули, пневмокрасные боксы, палатки каркасные модульные.

3.2. Нагреватели воздуха. Жидкостные нагреватели воздуха, газовые нагреватели, инфракрасные газовые нагреватели.

3.3. Средства водоснабжения: передвижные буровые установки, передвижные фильтровальные станции, станции комплексной очистки воды, мотопомпы, резервуары для питьевой воды, емкости для технических растворов.

Средства индивидуальной защиты.

4.1. Респираторы: противопыльные, газопылезащитные.

4.2. Самоспасатели и противогазы: изолирующие самоспасатели, изолирующие противогазы, противогазы шланговые, противогазы гражданские, промышленные фильтрующие противогазы.

4.3. Защитная одежда: специальная защитная одежда (ЦЗО) спасателей, изолирующая защитная одежда, фильтрующая защитная одежда.

Аварийно — спасательное оборудование.

Национальный стандарт РФ — инструмент для проведения специальных работ на пожаре. ГОСТ — Р 50982-2003.

Ручной не механизированный и механизированный инструмент для проведения специальных работ по вскрытию и разборке строительных и других конструкций, металлических дверных и оконных проемов при тушении пожара, в следующих видах:

а) ручной не механизированный инструмент — пожарные топоры, багры, ломы, крюки, устройства для резки электропроводки, устройства для вскрытия металлических дверей на пожарах.

б) ручной механизированный инструмент с приводом от: электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания, сжатого воздуха, гидроагрегата.

в) эластомерные пневмодомкраты, пневмозаглушки и пневмо — пластыри.

Назначение, ТТХ аварийно — спасательной техники.

С учетом целевого назначения аварийно-спасательные машины подразделяются на многофункционнальные и специализированные сам; по грузоподъемности и типу используемых транспортных шасси на машины с верх легкого, легкого, среднего и тяжелого класса с колесной формулой 4 Х 2, 4х4 и 6х6.

    Стр. 5 из 16

II. Назначение, характеристика и принцип действия аварийно-спасательного инструмента. Аварийно-спасательное оборудование и инструмент АСА тяжелого и среднего класса (КАМАЗ-4310, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ, плавающих автомобилей на шасси ЗИЛ-497600 и ЗИЛ-497200, ГАЗ-3302). Аварийно-спасательное оборудование и инструмент аварийно-спасательных автомобилей высокой проходимости

 

Аварийно-спасательная машина на базе ГАЗ 2757 повышенной проходимости
АСМ среднего класса

НАЗНАЧЕНИЕ:
АСМ является машиной постоянной готовности, средством повышенной мобильности спасательных сил и других специальных и аварийных служб.
При ликвидации чрезвычайных ситуаций АСМ с полным состаом экипажа и аварийно-спасательного инструмента обеспечивает выполнение следующих задач:
- проведение разведки в зоне ЧС (общей, радиационной, химической, пожарной, инженерной и технической);
- поиск пострадавших людей в завалах разрушенных зданий и уславиях плохой видимости;
- проведение различных видов аварийно-спасательных работ, в том числе неотложных, направленных на локализацию (ликвидацию) ситуаций, препятствующих проведению спасательных работ или ведущих к увеличению числа жертв;
- обеспечение связи в диапазоне УКВ, в том числе громкоговорящей в районе ЧС и оповещение на месте проведения аварийно-спасательных работ.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- специальный аварийно-спасательный инструмент " СПРУТ" для проведения спасательных работ;
- электро-, гидро-, и мотоинструмент, обеспечивающий выполнение технологических операций по деблокированию пострадавших из под завалов строительных конструкций (элементов) зданий, транспортных средств;
- медицинское имущество;
- средства обнаружения людей в завалах;
- средства пожаротушения;
- средства связи, энерго- и светотехническое оборудование;
- средства контроля окружающей среды;
- средства индивидуальной защиты;
-средства спасения с верхних этажей зданий и альпинистское снаряжение;
- средства спасения на водах.

    Стр. 6 из 16

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Полная масса автомобиля, кг, не более - 6700
Грузоподъемность, т - 2, 5
Мощность двигателя (турбо-дизель) - 90 кВт (122, 4 л.с.)
Расход топлива на 100 км, л - 14
Число мест расчета спасателей с водителем - 5
Максимальная скорость, км/ч - 95
Тяговое усилие на крюке автомобильной лебедки, т - 3, 5
Мощность автономного дизель-генератора, кВт - 7, 5
Напряжение - 220/380 В, 50Гц
Высота подъема телескопической мачты прожекторов, не более, м -6
Компрессор воздушного давления - Р-250-330 бар
Воздухохранилище с системой быстрого наполнения баллонов, л – 100

 

 

 

Аварийно-спасательная машина " Егерь-II" (Егерь-III) на базе автомобиля ГАЗ-3325
АСМ среднего класса

НАЗНАЧЕНИЕ:
Специальный грузо-пассажирский аварийно-спасательный автомобиль высокой проходимости, оборудованный под транспортировку дежурной смены спасателей в составе 5 человек и необходимого оборудования. для аварийно-спасательных, ремонтно-восстановительных и других работ.
Главным отличием автомобиля данного семейства является:
- комфортабельная пятиместная кабина с возможностью размещения в ней различных дополнительных опций (средства спец. связи, закладная арматура для спец. оборудования, климатическая установка, электрический или механический люк, раскладной столик с подстветкой);
- большой дорожный просвет;
- высокая маневренность;
- система пневматической подкачки колес;
- широко профильные шины и наличие лебедки обеспечивают автомобилю высокую проходимость и возможность работы в экстремальных условиях вплоть до заболоченных участков;
- устанавливаемые на автомобиль бензиновые и дизельные двигатели отечественного и зарубежного производства отличаются надежностью работы, хорошими пусковыми качествами и идеальным сочетанием мощности и экономичности;

    Стр. 7 из 16

- два топливных бака по 105 литров обеспечивают запас хода без дозаправки до 1000 километров;
Автомобиль " Егерь-II" можно оснастить как грузовым фургоном для размещения оборудования, так и фургоном типа " жилой модуль", который рассчитан на автономную жизнедеятельность пяти человек в течении 3-5 суток при непрерывной работе.
Автомобиль " Егерь-II" обеспечен полным комплектом конструкторской документации. Имеет Патент на промышленный образец за №49816 и Одобрение типа транспортного средства № РОСС RU МТО02.Е03474
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Комплект гидроинструмента " Спрут":
- насос гидравлический с бензоприводом CH64 HONDA
- насос ручной НР-2/8
- удлинитель барабанный РБГ-80
- расширитель средний СРГ-80
- ножницы комбинированные НКГ-80
- кусачки КГ-80
- цилиндр раздвижной ЦД-80
- комплект пневмодомкратов ПД-4, ПД-10
- УПГ пневмооснастка
- шланг высокого давления
- баллон с редуктором
- пневмо-пластыри в комплекте
- угло-шлифовальная машинка
- комбинированный перфоратор
- бензопила
- генератор 4, 2 кВт.
Средства связи:
- радиостанция носимая
- радиостанция автомобильная.
Средства оповещения и освещения:
- СГУ-120-3 (синий-синий)
- фонарь ФОС-3 + зарядное устройство
- Световая башня автономная (с генератором)
- фара-искатель.
Плав средства:
- лодка надувная.
Средства защиты органов дыхания и кожи:
- КИХ-4
- дыхательный аппарат
- ператки рабочие
- сапоги резиновые.
Противопожарное оборудование:
- лестница раскладная (на крыше)
- огнетушитель.
Медицинское оборудование:
- носилки жесткие
- аптечка коллективная на 100 человек.
Дополнительное оборудование:
- оградительная лента 500 м
- конус оградительный
- лопата
- лом
- топор
- кувалда
- комплект горного снаряжения.

 

 

    Стр. 8 из 16

Аварийно – спасательный автомобиль (АСА 20) предназначен для проведения неотложных аварийно- спасательных работ по вскрытию и разборке конструкций в зонах ЧС.

 

Шасси Камаз43114 (6× 6)
Электрогенератор мощность, кВт Напряжение, В  
Грузоподъемный кран Тип крана Грузоподъемность, т Вылет стрелы, м Угол поворота   гидравлический +-120
Лебедка усилие в, т  
Насос элект, шт  
Авар-спас инстр: кусачки, шт  
Глубинный насос «Гном»: Глубина забора, м  
Прожектора, шт  
Дымососы, шт  
Кабельные катушки, шт 100м 50м  
Пневмодомкраты, шт 5т 10т  
Прожектор на телескоп мачте, шт  
Диэлект. комплект, шт  
Шансовый инстумент, компл.  
Носилки, шт  

 

III. Подготовка к работе аварийно-спасательного оборудования АСА. назначение ТТХ спасательных средств сверхлегкого и легкого класса. Назначение, ТТХ и устройство спасательного инструмента.

 

При проведении всех видов АСР инструменты должны сохранять работоспособность и быть в исправном состоянии.

Под работоспособностью понимается способность инструмента выполнять заданные функции, сохраняя значения своих основных параметров. Под исправностью понимается состояние инструмента, когда оно соответствует всем требованиям нормативных документов.

 

 

    Стр. 9 из 16

Качество инструмента определяется совокупностью свойств: функциональной способностью, надежностью, эргономичностью, травмобезопасностью, влагостойкостью, атмосферостойкостью, морозостойкостью и др.

Важны также такие свойства как долговечность, безотказность, надежность, ремонтопригодность.

Долговечность характеризуется продолжительностью сохранения работоспособности инструмента с перерывами на ремонт (текущий и капитальный) до наступления предельного состояния. Под предельным состоянием понимается такое состояние, при котором эксплуатация должна быть прекращена из-за невозможности инструмента обеспечить безопасное проведение АСР. Долговечность измеряется сроком службы.

Под безотказностью понимается свойство инструмента непрерывно сохранять работоспособность в течение заданного времени проведения АСР, под надежностью — обобщающее свойство, которое обеспечено долговечностью, безотказностью, ремонтопригодностью, и само обеспечивает выполнение заданных функций.

Ремонтопригодность — приспособляемость инструмента к восстановлению работоспособности в ходе выполнения АСР, к выполнению ремонта или технического ухода.
Под отказом понимается всякая потеря работоспособности инструмента (полная, частичная, временная), проявляющаяся в ходе выполнения АСР. Под неисправностью понимается любое несоответствие инструмента или его элементов требованиям эксплуатации, независимо от того, привело оно или нет к потере работоспособности. Надежность инструмента оценивается наработкой на отказ, проявляющийся в ходе выполнения АСР и систематическом контроле.

Гидравлический аварийно-спасательный инструмент

Содержание ГАСИ заключается в контроле их технического состояния и обеспечении готовности для производства АСР. Содержание и ремонт ГАСИ — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление первоначальных эксплуатационных качеств и обеспечение постоянной эксплуатационной готовности.

Эксплуатационное содержание включает в себя работы, направленные на обеспечение функционального назначения элементов ГАСИ, а также мероприятия по проверке и оценке их состояния, а именно:

систематический контроль (инспектирование с проверкой работоспособности);
детальный осмотр, контроль, в том числе инструментальный, и выполнение работ по содержанию; выполнение регламентных работ.

Систематический контроль включает мероприятия, необходимые для проверки и оценки эксплуатационного состояния ГАСИ, как плановые — ежедневная проверка работоспособности при приеме дежурства, так и внеплановые, т.е. вызванные аварийными и другими обстоятельствами — осмотр и проверка работоспособности после проведения АСР.

    Стр. 10 из 16

Ремонт заключается в устранении дефектов с целью восстановления в первую очередь работоспособности ГАСИ, а затем и полной исправности.
Работа с аварийно-спасательными инструментами требует определенного обучения и навыка. Никогда нельзя становиться между инструментом и объектом его воздействия.
Хотя масса гидравлического челюстного резака составляет всего 12 кг, он способен развивать режущее усилие свыше 300 кН. Приложение такого усилия к любому металлическому элементу может вызвать значительные силы реакции, действующие как на металл, так и на инструмент. Уровень усилий, развиваемый гидравлическими челюстными расширителями, максимальный — 230 кН и гидроцилиндрами — 170 кН, также способен создавать опасные ситуации в случае работы с ними необученного персонала.

 

Работа с гидравлическими челюстными (стандартными) резаками

Стандартные челюстные резаки предназначены, преимущественно, для резки стоек крыш и других поверхностей автомобилей.
Стандартные правила сводятся к следующему:
ввести инструмент в объект, предназначенный для резки, под углом 90°;
в процессе резки инструмент может поворачиваться в любом направлении, следуя линии наименьшего сопротивления;
необходимо следить за работой челюстного резака и его перемещениями и не удерживать инструмент в первоначальном состоянии;
если резак перемещается в направлении, опасном для работающего или кого-либо еще, следует немедленно отпустить предохранительную рукоятку или повернуть ее в противоположном направлении;
если процесс резки опасен для работающего или пострадавшего, он должен быть немедленно прекращен, для чего следует отпустить предохранительную рукоятку;
не останавливать движение инструмента силой во избежание опасности для спасателя и других; в таких случаях процесс резки нужно начать под другим углом или переместить в другое место;

резка массивной стали должна по возможности происходить в специальной выемке лезвий, максимальный диаметр- 25мм;
при резке массивных частей, например, шарниров, необходимо уделять повышенное внимание движению челюстей резака;
если концы резака во время резки массивных частей не отклоняются друг от друга более 3 мм, процесс резки проходит нормально; в противном случае процесс должен быть прекращен;
необходимо всегда применять осторожность в случае, если разрезаются очень сильно изогнутые части или очень твердые материалы;
процесс резки должен производиться двумя спасателям, один является помощником и не допускает отлета частей объекта в сторону;
крыши и другие объекты при резке их опор должны быть стабилизированы.

    Стр. 11 из 16

 

Работа с гидравлическими резаками с прямыми режущими челюстями

Форма режущих челюстей резаков и комби-резаков полностью отличается от стандартных челюстных резаков. Режущая кромка этих челюстей больше, что приводит к их проворачиванию в процессе резки. Проворачивание во время процесса резки является нормальным явлением, поскольку инструмент следует линии наименьшего сопротивления. Не нужно препятствовать этому движению.

Резаки с прямыми режущими челюстями обладают большей мощностью при резке массивных частей. Резак нужно как можно глубже ввести в перерезаемый материал. В этом случае наибольшее усилие резания развивается в области шарнира. При резке массивных частей необходимо участие помощника для поддержания отрезаемых частей.
Как и при резке стандартными резаками, при резке резаками с прямыми челюстями необходимо следить за перемещениями, совершаемыми резаком. Процесс резки должен быть немедленно прекращен, если наконечники отклоняются друг от друга более, чем на 5 мм.

Работа посредством гидравлических расширителей

Расширители используются при открытии дверей автомобиля, а также при подъеме различных объектов, для перемещения сидений вперед или назад, съема приборной доски, выталкивания рулевой колонки, для резки кузова или труб.

При открытии дверей наконечники расширителя вставляются в зазор не менее 1 см между дверью и кузовом автомобиля. Если зазор меньше, он расширяется. Во время снятия двери должен присутствовать помощник для поддержания двери.

Иногда расширители применяются для подъема автомобилей или других тяжелых предметов, хотя это в общем не рекомендуется (тонкие наконечники не очень пригодны для подъема тяжелых грузов). Если же в аварийной ситуации возникла такая потребность, то нужно соблюдать следующие правила:

заблокируйте колеса посредством деревянных блоков;
найдите прочную опору и прочную часть кузова;
попробуйте увеличить опорную поверхность наконечников с помощью деревянных брусков;
сразу же закрепите груз с помощью деревянных опор.

Запланированное падение объекта должно проходить последствательно:
немного приподнять груз;
убрать верхний ряд деревянных опор;
дать упасть грузу на следующий ряд опор одним движением (инерция падающей массы должна быть воспринята деревянной опорой, а не расширителем);
повторяйте выполнение вышеуказанного до тех пор, пока груз полностью не упадет.

    Стр. 12 из 16

Силовые гидроцилиндры

Силовые гидроцилиндры с максимальной мощностью 165 кН применяются, главным образом, для увеличения свободного пространства в тех случаях, когда челюстной расширитель достиг своего максимального раскрытия, например, для подъема или поддержки смятой крыши автомобиля или для съема приборной панели. Так же при проведении спасательных работ в зданиях гидроцилиндры играют важную роль, например, для увеличения пространства и подъема или поддержки сваливающихся частей. Длина гидроцилиндра может быть различной. Как правило, по крайней мере один гидроцилиндр имеет меньшую длину, чем максимальная величина раскрытия челюстного расширителя. Для увеличения длины самых коротких гидроцилиндров с единственным плунжером можно использовать удлинительные трубки. Удлинительные трубки никогда не следует закреплять со стороны плунжера, поскольку в этом случае увеличивается опасность изгибания плунжера и повреждения уплотнений. Цилиндры с двойным плунжером удлинять нельзя.

Уход за гидравлическим инструментом

За гидравлическим инструментом нужно систематически следить. Эти проверки осуществляются как после работы с этим инструментом, так и систематически ежемесячно, и раз в год.
Послеоперационные проверки включают проверку бензинового двигателя и проверку инструментов и шлангов.
При послеоперационной проверке бензинового двигателя нужно:
проверить уровень масла в маслоотстойнике;
проверить уровень масла в баке двигателя;
заполнить бензиновый бак.
При послеоперационной проверке инструментов и шлангов нужно:
закрыть все инструменты, оставив концы, слегка разведенными;

прочистить все инструменты, шланги и т.д., при необходимости просушить их;
обратить особое внимание на чистку соединительных муфт и пылезащитных колпачков и при необходимости заменить их;
проверить все инструменты, шланги и т.д. на наличие явных повреждений;
сообщить о любых обнаруженных неполадках техническому обслуживающему персоналу, составить отчет в специально отведенной для этой цели книге.
При ежемесячных проверках нужно:
проверить уровень масла в баке бензинового двигателя и в маслоотстойнике;
каждые 6 месяцев производить замену масла в бензиновом двигателе и замену свечи зажигания;
подключить инструменты к насосу и проверить работу инструментов.
Обратить внимание на шарниры и проверить, хорошо ли закреплены пружинящие стопорные кольца;

 

    Стр. 13 из 16

подключить манометр в линию подвода давления и проверить инструменты, открывая и закрывая их, на наличие утечки при полном рабочем давлении;
проверить уровень максимального давления (не менее 680 бар и не более 740 бар). Если показатели давления выходят за указанные пределы, нужно сообщить техническому обслуживающему персоналу;
проверить следующее:
наличие повреждений у режущих поверхностей и наконечников (заусениц, трещин и т.п.);
при наличии небольших заусениц удалить их напильником;
при наличии больших заусениц возвратить инструмент поставщику;
при наличии трещин заменить режущую челюсть или наконечник.
Если насос не используется в течение длительного периода, его следует запускать на 10 минут раз в неделю.

При ежегодной проверке проверяются насосы и инструменты. При проверке насосов:
проделываются все операции ежемесячной проверки;
заменяется гидравлическое масло в маслоотстойнике, а в случае сильной загрязненности маслоотстойника его нужно прочистить;
проверить и прочистить воздушный фильтр бензинового двигателя.
При проверке инструментов:
проверяется легкость поворота и возврат в нейтральное положение предохранительных рукояток управления инструментов;
проверяется предохранительный клапан, расположенный в хвостовой части предохранительной рукоятки, для чего отключается обратный шланг, присоединяется манометр, медленно повышается давление, если возможно — посредством ножного насоса. предохранительный клапан может срабатывать при давлении в диапазоне 350-400 бар. затем давление сбрасывается с помощью клапана сброса давления;

вновь подсоединяются шланги, и закрывается клапан сброса давления, проверяются все шланги на наличие повреждений и утечек;
то же самое проделывается с соединительными муфтами, которые в случае необходимости заменяются;
проверяются все шарнирные соединения, и оси шарнирных соединений смазываются маслом или консистентной смазкой.
В случае, если в результате какой либо из вышеперечисленных проверок были выявлены неполадки, нужно обратиться к поставщику.
Перед выездом на место происшествия насосная станция должна быть заправлена рабочей жидкостью в соответствии с эксплуатационной документацией. К штуцеру нагнетательной магистрали насоса должен быть подсоединен один конец соединительного шланга. Должна быть проверена работа быстроразъемных клапанов для подсоединения образцов инструмента к соединительному шлангу. Это все должно быть сделано при заступлении спасателей на дежурство. Перед выездом весь инструмент в подготовленном состоянии должен находиться в аварийно-спасательной машине (АСМ).

 

    Стр. 14 из 16

При прибытии на место аварии водитель с помощью второго спасателя разгружает этот инструмент, разворачивает соединительный шланг во всю длину и подсоединяет нужный образец инструмента для выполнения нужной в соответствующий момент работы.

Пневматические спасательные инструменты

Пневматические спасательные инструменты имеют некоторые недостатки, например, используют большое количество воздуха и причиняют много шума.
Возможное их применение:
распиливание при помощи пиловых ножей стекла и частей кузова. При распилке металла важно, чтобы пила находилась в охлажденном состоянии и была смазана специальной смазкой, которую наносит ассистент;
расширение и удаление частей при помощи долота;

отвинчивание болтов/гаек/винтов при помощи разнообразных вспомогательных инструментов. При использовании этих инструментов необходимо уделять внимание их смазке.
После использования инструментов необходимо их прочистить и проконтролировать соединительные муфты воздушных шлангов и вспомогательных инструментов, проверить инструменты и редуцированный вентиль на наличие повреждений, заменить поврежденные или притупившиеся пилы и долота, проверить давление.

Работа с пневмоподушками

Существует два типа пневматических подъемных подушек:
подъемные подушки высокого давления, рабочее давление в которых составляет 6-8 бар с подъемной силой от 50 до 700 кН, высотой подъема от 2 до 60 см;

подъемные подушки низкого давления, рабочее давление в которых составляет от 0, 5 до 1 бар с подъемной силой от 40 до 200 кН, высотой подъема от 6 до 80 см.
Для помещения подъемных подушек под или между объектами не нужно много пространства. Они быстро достигают максимальной высоты. Их можно помещать на любое дорожное покрытие, даже с неровной поверхностью.
Подъемные подушки часто используются для поднятия очень тяжелых объектов. Мощность подушек имеет свои ограничения, при поднятии на большую высоту, уменьшается касательная поверхность формы подушки, из-за чего заметно снижается подъемная мощность (см. таблицу).

 

Заключительная часть

Напомнить тему, цели занятий, ответить на поставленные вопросы, дать задание на самостоятельную работу и на самоподготовку

Задание на самоподготовку:

Подготовить сообщения по следующим темам:

1. Классификация аварийно-спасательных средств и оборудования.

    Стр. 15 из 16

2. Назначение, ТТХ и устройство спасательного инструмента

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.