Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патристика. Августин Блаженный






Патристика – это философия и теология первых христианских богословов, Отцов церкви, развернувших истины веры в целостное и творческое философско-религиозное мировоззрение.

Выдвинутое в этот период учение о человеке как единстве телесного и духовного, взывающем к общению и активной деятельности, на пути которых только и осуществляется «причастность» человека к Богу, много позже станет называться теоцентрической антропологией. Задача человека постоянно преображать себя. Теоцентризм, креационизм и провиденциализм стали принципами, определяющими понимание человека в христианской философии.

В поисках философских оснований христианства Иустин, Ориген, Климент Алксандрийский обращаются к идеям Платона и стоиков, чтобы представить греческую философию в качестве предшественницы Откровения, примирить знание и веру. Нетерпимостью по отношению к философии отличался Тертуллиан, для которого единственным критерием истины являются «правила веры».

С IV в. в патристике начинается новая эпоха, связанная с богословскими спорами, возникшими вследствие появления множества ересей (манихейство, гностицизм, арианство, несторианство, монофизитство), произвольно толкующих фундаментальные принципы христианства. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (все они из Каппадокии) начинают «богословствовать по-философски», находить новый язык для объяснения истин христианской веры. Они разработали, в частности, непротиворечивое учение о сущности Бога и Его трех ипостасях (тринитарная проблема), используя диалектику целого и части, – доказывали, что наряду с тождеством Лиц в Боге, существует их субстанциональное (не внешнее, а реальное) различие. Таким путем вырабатывался Символ Веры.

Виднейшим средневековым мыслителем периода патристики был Августин Аврелий («Блаженный») (354-430 гг.), который систематизировал христианское мировоззрение, христианизировал платонизм. Его основные работы: «О граде Божьем», «О Троице», «О величине души», «О природе и благодати» и др.

Взаимоотношения Бога и мира – центральная проблема в учении Августина. Он опирается на принципы теоцентризма и креационизма. Бог – абсолютная личность – творит мир по доброй воле из ничего по прототипам вещей, которые находятся у него в уме. Это положение получило название экземпляризма (лат. exemplar – образец). Бог передает в «пользование» природе законы, но Бог не забывает о мире, постоянно печется о нем.

Мир – это градация добра. Зло не «онтологично», не существует само по себе; зло – это «умаление добра». Оправдание Бога за зло, существующее в мире, получило позже название теодицеи (богооправдания). Без контрастов добра и зла добро не имело бы цены. Человек наделен Богом свободой воли. «Первородный грех» – это свидетельство свободы человека, выбравшего зло. Зло – результат высокомерия человека.

Бог создал и тело, и бессмертную душу человека. Без помощи Бога человек не сможет встать на путь самосовершенствования. Только осознание собственного несовершенства, потребность в самоизменении и упование на бога ведут человека к Спасению. Развивая идею человеческого несовершенства Августин Блаженный произнес знаменитую фразу, которая спустя века будет признана как открытие «герменевтического круга»: «не понимать, чтобы верить, а верить, чтобы понимать». Приоритет веры над разумом заключается в избавлении от самонадеянности, безотказности разума.

Перспективы человечества Августин рассматривает в своем учении о «двух градах». Две разновидности любви порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает град земной, а любовь к Богу, вплоть до презрения к себе, рождает град небесный, который незрим. На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем, господином мира; гражданин небесного града – пилигримом, странником. После первого пришествия Христа, с появлением церкви град небесный расширился и будет расширяться, пока не совпадет с невидимым градом небесным. В этом заключается смысл человеческой истории.

Идеи Августина Блаженного повлияли на всю европейскую философию, непосредственно к нему обращаются такие современные философы, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Фромм, М. Мамардашвили.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.