Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 5. Виды статистического наблюдения






виду относятся профилактические осмотры населения. Единовременная регистрация отражает состояние явления на момент изучения. Этот вид наблюдения используется для изучения медленно меняющихся явлений.

Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования. Например, характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара (текущее наблюдение) или путем однодневной переписи больных, находящихся в стационаре (единовременное наблюдение).

В зависимости от полноты охвата изучаемого явления различают сплошное и несплошное исследование (см. схему 5).

При сплошном исследовании изучаются все входящие в состав совокупности единицы наблюдения, т. е. генеральная совокупность. Сплошное исследование проводят в целях установления абсолютных размеров явления, например общей численности населения, общего количества родившихся или умерших, числа лечебно-профилактических учреждений, числа больничных коек, численности медицинского персонала, а также в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузка врачей, временная нетрудоспособность, диспансеризация).

При несплошном исследовании изучается лишь часть генеральной совокупности. Оно подразделяется на несколько видов: анкетное, монографическое, основного массива, выборочное. Самым распространенным в медицинских исследованиях является выборочный метод.

Монографический метод позволяет получить детальное описание отдельных характерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов. Он применяется для выявления тенденций развития явления, показа передового опыта работы и определения неиспользованных резервов.

Метод основного массива предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено большинство единиц наблюдения. Например, при изучении заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) работающих на производственном объединении «Минский тракторный завод» в качестве объекта наблюдения может быть взято головное предприятие, на котором трудится большая часть коллектива. Недостатком этого метода является то, что остается неохваченной исследованием часть совокупности. Хотя она и небольшая по размерам, но может значительно отличаться от основного массива.

Анкетный метод — это сбор статистических данных c помощью специально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Данное исследование основано на принципе добровольности, поэтому возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на поставленные вопросы имеют субъективный, случайный характер. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.

Выборочный метод сводится к исследованию некоторой специально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществами этого метода являются получение результатов высокой степени надежности, более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, кроме того, оно требует меньше времени.

В медицинской статистике роль и место выборочного метода особенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления: исследуют группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных медицинских учреждений или их подразделений, оценивают качество определенных мероприятий и т. д. В тех случаях, когда проводятся массовые исследования, охватывающие большое число наблюдений, рекомендуется вначале провести пробное выборочное исследование на более ограниченном материале.

По способу получения сведений в ходе статистического наблюдения и характеру его проведения выделяют:

• непосредственное наблюдение (клинический осмотр больных, проведение лабораторных, инструментальных исследований, антропометрические измерения и т. п.);

• опрос (социологические методы): интервьюирование, анкетный опрос — анонимный или неанонимный;

• документальное исследование (выкопировка сведений изучетно-отчетных медицинских документов, сведения государственного учета и отчетности).

Третий этап — группировка и сводка материала — начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, полноты и правильности полученных сведений, выявления и устранения ошибок, дубликатов записей и т. д. Для правильной разработки материала применяется шифровка первичных учетных документов, т. е. обозначение каждого признака и его группы знаком — буквенным или цифровым. Шифровка — это технический прием, облегчающий и ускоряющий разработку материала, повышающий ее качество. Шифры — условные обозначения — вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов рекомендуется пользоваться международной номенклатурой и классификацией болезней, при шифровке профессий — словарем профессий.

Преимуществом шифровки является то, что при необходимости после окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашифрованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, чем незашифрованный. После проверки проводится группировка признаков.

Группировка — это разделение совокупности изучаемых данных на однородные, типичные группы по наиболее существенным признакам. Группировка может проводиться по качественным и количественным признакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования.

Типологическая группировка проводится по описательным (типологическим, атрибутивным) признакам, например по полу, профессии, группам болезни, тяжести течения болезни, послеоперационным осложнениям и т. д.

Вариационная группировка проводится по количественным (вариационным) признакам на основании числовых размеров признака, например по возрасту, длительности заболевания, продолжительности лечения и т. д.

Количественная группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев — неравным, даже включать так называемые открытые группы. Например, при группировке по возрасту могут быть определены открытые группы: до 1 года, 50 лет и старше.

При определении числа групп исходят из цели и задач исследования. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмерному дроблению материала, ненужной детализации. Малое число групп приводит к затушевыванию характерных черт, затрудняет анализ.

Рекомендуется следующее число групп:

 

Число наблюдений Число групп

До 40 5-6

40 — 60 6-8

60—100 7-10

100 — 200 8-12

200 и более 10-15

Закончив группировку материала, приступают к сводке.

Сводка это обобщение единичных случаев, полученных в результате статистического исследования, в определенные группы их подсчет и внесение в макеты таблиц.

Четвертый этап — статистический анализ — являтся очень ответственным. На этом этапе вычисляются статистические показатели (частота, структура, средние размеры изучае­мого явления), строятся графики, изучаются динамика, тенденции, устанавливаются связи между явлениями, даются прогнозы и т д. Анализ предполагает интерпретацию полученных данных, оценку достоверности результатов исследования. В заключение исследования делаются выводы и вносятся предложения. Эта работа проводится в основном врачами с привлечением к выполнению отдельных операций (расчет показателей, построение графиков и т. п.) средних медицинских работников.

Пятый этап — литературная обработка — заключительный. Он предполагает окончательное оформление результатов статистического исследования. Результаты могут быть оформлены в виде статьи, отчета, доклада, диссертации и др. Для каждого вида оформления существуют определенные требования, которые должны соблюдаться при литературной обработке результатов статистического исследования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.