Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период выбора брачного партнера






В рамках добрачного периода принято выделять так называемый предбрач- ный период, охватывающий время от момента знакомства с брачным парт- нером до заключения брака.

Период поиска брачного партнера и ухаживания вплоть до принятия ре- шения о заключении брака имеет особое значение для последующего разви- тия семьи и ее функционирования. История семьи начинается с момента знакомства будущих супругов [Сатир, 1992]. Не случайно психотерапевтическая работа с семьей в рамках модели В. Сатир начинается с реконструк- ции места, обстоятельств и времени первой встречи супругов. Значимыми характеристиками периода выбора партнера и ухаживания являются: 1) то, как и когда произошло знакомство (место и ситуация знакомства), и 2) ха рактер первых впечатлений друг о друге (эмоционально-положительные, от- рицательные, индифферентные, амбивалентные). Первые впечатления фор- мируются на основе самопредъявления партнеров, включающего их самопо- дачу (трансляция образа Я как внешнего Я-для-других с целью произвести желаемое представление о себе и привлечь внимание партнера) и саморас- крытие (трансляция образа Я как личного представления о себе с целью ус- тановления отношений доверия'и близости с партнером).

В исследовании Ю.П. Кошелевой изучались особенности стратегии самопредъявления одиноких людей, обратившихся в клуб или службу знакомства за помощью в поиске партнера [Кошелева, 1998, 2001]. Автором были выделены две стратегии самопредъявления (трансляции человеком своего образа Я в ситуации привлечения к себе внимания значимого партнера) — стратегия самоподачи и стратегия самораскрытия. Для стратегии самоподачи были ха- рактерны центрация на смысловой информации, значимой для Другого, и преимущественное проявление внешнего Я человека. В этом случае в тексте преобладало описание Другого, т.е. желаемых качеств партнера, и себя (само- описание) с учетом мнения потенциального партнера, причем доминировали социальные нормы и представления об «идеальном» партнере. Вследствие этого самоописание содержало формальные или вымышленные характерис- тики. В стратегии самораскрытия центр самопредъявления был перенесен на информацию, значимую для самого себя, и, соответственно, наблюдалось пре- имущественное проявление внутреннего Я. Здесь явное предпочтение отда- валось описанию своих чувств, переживаний, а партнер упоминался лишь с точки зрения собственных ценностей. По данным проведенного исследова- ния, в ситуации знакомства несколько чаще используется стратегия самопо- дачи (от 57 до 71% случаев), что отвечает главной цели самопредъявления — привлечь к себе внимания партнера. Анализ более 900 самопредъявлений на материале текстов газетных объявлений в клубе знакомств, видеообъявлений по телевидению и видеопрезентаций в телевизионной программе позволил автору выделить и охарактеризовать семь основных стратегий самопредъяв- ления, различающихся по цели, содержанию и форме самоподачи и соответ- ствующих двум описанным выше генеральным стратегиям. К стратегии самоподачи были отнесены стратегии «супергероя», «отрицающая», «гипер- болическая» и «замещающая». К стратегии самораскрытия — «драматичес- кая», «атрибутивная» и «совладающая».

Стратегия «супергероя» ставит своей целью быть и казаться успешным, она осознанна и направлена на поиск «достойного» партнера. Для нее харак- терно упоминание о собственных высоких личных достижениях, чаще всего в социальной сфере, высоком материальном положении и социальном стату- се. Значительно чаще эта стратегия предпочитается мужчинами, чем женщи- нами.

В неосознанной «отрицающей» стратегии самоподачи широко использу- ются шаблоны и штампы, выражена ориентация на ритуальные формы взаи модействия, собственный мир переживаний закрыт для потенциального партнера. Цель такой стратегии — защита от возможных проблем в межлич- ностных отношениях. Можно предположить, что стремление найти партне- ра в этом случае сочетается с неосознанным желанием избежать близости с ним, обусловленным страхом перед будущими отношениями, высокой соци- альной тревожностью и неудачным опытом межличностных отношений в прошлом.

«Гиперболическая» стратегия непосредственно направлена на основ- ную цель знакомства — привлечение к себе внимания и состоит в неосо- знанном преувеличении собственных качеств и достоинств. Искажение способа самоподачи связано с завышенной самооценкой личности и чрез- мерном уровне притязаний в отношении качеств партнера. Здесь часто ис- пользуются метафоры; образы Я и Другого оторваны от реальности.

При «замещающей» стратегии собственные характеристики проециру- ются на образ партнера — образ Другого замещает собственное Я. Напри- мер: «хочу встретить женщину, которая любит рыбалку», «ищу мужчину нежного; внимательного; нуждающегося в поддержке, заботе; любящего посещать музеи, театры».

Наиболее часто используемой стратегией самораскрытия является

«драматическая» — неосознанная стратегия, цель которой вызвать сочувст- вие и сопереживание у партнера, быть услышанным им. Самопредъявле- ние в таком случае отличается особой «кричащей» формой, сгущающей не- благоприятные события и представляющей жизненную ситуацию как личную драму, — это подчеркивание своего одиночества.

Цель «атрибутивной» стратегии — создание и поддержание собствен- ной организованной модели мира и своего места в нем. Особенность этой стратегии в том, что, упоминая об одиночестве, человек расценивает свое состояние как позитивное, прямо выказывает нежелание что-либо менять в стиле своей жизни, осознанно создает модели, подтверждающие преиму- щество одиночества. Отсюда вывод, что либо субъект такого самопредъяв- ления вообще не нуждается в партнере («я не собираюсь ничего менять в своей жизни в угоду кому бы то ни было»), либо партнер нужен лишь для мифологизации образа Я и подтверждения собственной значимости.

Осознанная «совладающая» стратегия направлена на поиск реальных пу- тей преодоления одиночества, самораскрытие и установление отношений до- верия и близости с партнером. В самопредъявлении в равной степени пред- ставлены как позитивные, так и негативные качества личности, открыто называются недостатки, образ Я реалистичен, одиночество открыто упомина- ется. Вышеперечисленные стратегии самоподачи различаются по своей про- дуктивности в решении двух основных задач самопредъявления: 1) привлече- ние внимания и знакомство; 2) решение проблемы одиночества и создания семьи. Наиболее эффективной для привлечения внимания и знакомства ока- зывается стратегия «супергероя», а для решения задачи установления подлинно близких отношений и создания семьи самой продуктивной является «совладающая» стратегия самораскрытия. Тендерные различия в выборе стратегий самопредъявления состоят в том, что мужчины чаще, чем женщи- ны, предпочитают осознанные стратегии «супергероя» и «атрибутивную», а женщины — неосознанные «драматическую» и «замещающую». Психологи- ческий анализ этих предпочтений позволяет сделать предположение о том, что мотив подтверждения значимости Я и поддержания высокой самооценки и самопринятия более характерен для мужчин, в то время как для женщин бо- лее значимыми являются коммуникативные мотивы: установление близких личностных отношений, получение эмоциональной поддержки и достижение взаимопонимания.

Перечислим факторы, влияющие на прочность брачного союза.

•Продолжительность периода ухаживания до заключения брака. Трудно говорить об оптимальном времени, поскольку решающее значение имеет не продолжительность общения, а качество отношений, их интенсивность и содержание, насыщенность жизненно важными событиями предбрачного периода, т.е. психологическое время знакомства. Статистические расчеты показывают, что, как правило, оптимальный период ухаживания составляет примерно 1—1, 5 года. Период ухаживания свыше трех лет до заключения брака приводит к снижению устойчивости брачного союза.

•Инициированиебрачного союза. Прерогативу здесь традиционная точ- ка зрения отдает мужчине. Действительно, в патриархальном обществе си- туация складывалась именно таким образом — в отличие от реалий сего- дняшнего дня, когда женщина все более утверждает свое равноправие с мужчиной, в частности и в семейно-брачных отношениях. В наше время трудно согласиться с мнением о прерогативе мужчин и в силу тендерных особенностей стратегии выбора брачного партнера (см. ниже). Представля- ется необходимым различать реального инициатора заключения брачного союза, которым в равной мере могут быть как мужчина, так и женщина, и партнера, вербализующего, «озвучивающего» брачное предложение, — эта роль в нашей культуре в большинстве случаев действительно отводится мужчине. Вместе с тем в современном обществе все в большей степени ле- гализуется право женщины на инициативу в создании брачного союза.

•Времяобдумываниябрачногопредложения, наличиеритуалапомолвки (когда официальное согласие партнеров на брак уже дано, но само его за- ключение отложено в связи с необходимостью завершения образования, достижения необходимой ступени социальной и статусной зрелости и пр.).

•Ситуация оформления брака. Здесь необходимо учитывать фактор

«вынужденности» его заключения и стоящие за ним мотивацию и личност- ный смысл для каждого из партнеров. Специального внимания заслужива- ет ситуация ожидания ребенка, стимулирующая заключение брака, однако воздействие ее на развитие семьи носит неоднозначный характер, часто вы- ступает как фактор риска для молодой семьи, поскольку резко сокращает продолжительность стадии «семья без детей» и ограничивает во времени период взаимной адаптации и формирования семейной системы. К воздей- ствиям «вынужденного» фактора заключения брака относят также переезд на постоянное или временное место жительства одного из партнеров; уход в армию молодого человека, когда брак выступает гарантией верности партнеров; резкое изменение уровня и образа жизни, при котором заключе- ние брака является единственно возможным способом сохранить прежний уровень отношений.

Особенности сексуальных отношений партнеров до брака. Внастоящее время сексуальный дебют не связывается с заключением брака, даже у жен- щин. Либерализация сексуальных отношений как тенденция современного общества делает достаточно частым явлением более или менее продолжи- тельное сожительство партнеров, предшествующее заключению брака, что позволяет рассматривать этот период как период взаимной адаптации парт- неров и выработки совместной системы семейных ценностей и семейного ук- лада[Кон, 1989].

Отношение родителей кпартнеру (положительное, отрицательное, ам- бивалентное, индифферентное).Специфической культуральной особеннос- тью российского общества является характер отношения родителей моло- дого человека к его потенциальному брачному партнеру, обусловленное значительной зависимостью (экономической, территориальной, психологи- ческой, эмоциональной) поколения двадцатилетних от родителей. Психо- логическая задача молодого взрослого в предбрачный период состоит в том, что он должен приобрести степень автономии, необходимую для создания собственной семьи, и в то же время перестроить отношения с родителями, сохранив взаимное доверие и близость. В некоторых культурах делается по- пытка решить эти две во многом противоположные задачи — отделения мо- лодого взрослого и сохранения близости с родителями — через предоставле- ние родителям права самим избирать брачного партнера своему ребенку. Немалое значение для решения таких задач новой семьи, как установление системы отношений с расширенной семьей, принятие прародителей в роли бабушек и дедушек, реализация задач заботы и ухода за прародителями и пр., имеют особенности отношения родителей к потенциальному брачному партнеру их ребенка и перспективам заключаемого брака.

•Особенностиотношенияродителей, друзейкрешениюпартнеровза- ключитьбрак.

•Переживаниепартнераминапротяжениипериодаухаживаниястрес- согенных и фрустрирующих событий (смерть близкого человека, конфлик- ты и серьезные неудачи в профессиональной и учебной деятельности и пр.).

Исследования особенностей выбора брачного партнера [Zajonc, 1968] позволили выделить следующие психологические условия принятия реше- ния о заключении брака: регулярность контактов и установление отноше- ний между партнерами; взаимное удовлетворение потребности партнеров в любви и эмоциональной поддержке; комплементарность потребностей партнеров; внешняя физическая привлекательность партнеров; сходство социально-экономического статуса, мировоззрения, ценностей, принад- лежность к одной культуре; предсказуемость поведения партнера; получе- ние от партнера подтверждения принятия собственных мнений, ценностей, идей и интересов; соответствие партнера образу и моделям поведения ро- дителя противоположного пола.

Сам процесс поиска и выбора представляется как последовательное

«испытание» (исследование) потенциального брачного партнера в соответ- ствии с определенными критериями отбора. Можно назвать следующие модели выбора брачного партнера: 1) модель «стимул—ценность—роль»,

2) модель «фильтров», 3) модель комплементарности партнеров, 4) модель поиска «идеального партнера».

Модель «стимул—ценность—роль» [Murstein, 1982] представляет по- следовательность стадий отбора супруга. На первой, «стимульной стадии» выбор партнера определяется внешними факторами: физической привле- кательностью партнера, особенностями и манерой его поведения, профес- сией, социальным статусом и т.д. Важное значение при этом имеет оценка достоинств потенциального партнера друзьями, родителями, другими ре- ферентными источниками. На второй, ценностной стадии ориентировка смещается в область изучения ценностей, потребностей, мотивов и интере- сов партнера. В ходе познания и рефлексии мотивов, интересов, ценностей партнера происходит его своеобразное «испытание» на степень приемле- мости и сходства его взглядов, ценностей и идеалов со взглядами, ценнос- тями и идеалами самой личности, изучение сходства и различий. В случае их существенного расхождения возможность принятия партнера зависит от компенсации различий какими-либо достоинствами или привилегиями. Наконец, на третьей, «ролевой стадии» происходит исследование совмес- тимости ролей, которые смогли бы выполнять партнеры в будущем брач- ном союзе. Общение и установление межличностных отношений партне- ров позволяют им оценить как сходство своих потребностей и характеров, так и возможность их взаимодополнения. Например, потребность одного из партнеров опекать и заботиться о другом дополняется желанием этого другого переложить ответственность за решение жизненных проблем на первого. На третьей стадии изучение чувств, как своих, так и партнера, ста- новится еще одним основанием для окончательного принятия решения о заключении брака. При выборе партнера действует так называемый прин- цип «соизмеримости или равноценности обмена»: его недостатки и «мину- сы» уравновешиваются соизмеримыми или равноценными с точки зрения выбирающего достоинствами и «плюсами» [Кратохвил, 1991]. Скажем, не- достаток внешней привлекательности мужчины уравновешивается в гла- зах девушки хорошим материальным положением, внимательностью и за- ботливостью.

Интересной представляется модель «фильтров» Дж. Удри [Шгу, 1974], в рамках которой выбор брачного партнера выступает как процесс последо- вательного «отсева» кандидатов через иерархическую систему фильтров все более и более пристрастного, т.е. задающего все более и более жесткие рамки и критерии, отбора. Согласно Удри, первым фильтром является воз- можность систематических и регулярных контактов с партнером. В более выгодном положении в качестве претендентов на заключение брачного со- юза оказываются сотрудники, коллеги по работе, одноклассники и сокурс- ники, знакомые и друзья, вовлеченные в совместную деятельность — хоб- би, занятия спортом. На ранней стадии «фильтрации» партнеров более или менее серьезные препятствия во встречах и общении нередко приводят к прекращению общения и «отсеиванию» партнера по принципу «с глаз до- лой — из сердца вон».

Второй фильтр предполагает отбор претендентов по внешней привлека- тельности с учетом черт лица, телосложения, возраста и т.д. В каком-то смысле можно говорить о том, что мы ищем в избраннике воплощение сво- его идеала красоты. Однако, признавая бесспорность тезиса о том, что иде- ал красоты и привлекательности индивидуализирован и несет на себе пе- чать вкусов и пристрастий личности, само представление о мужской и женской красоте и привлекательности имеет социально-историческую культурную природу и отражает представления человека о прекрасном в со- ответствии с определенной исторической эпохой, социальной группой и культурой. Поскольку любовь в истории общества связывалась с функцией репродукции и продолжения человеческого рода, то представления о красо- те мужчины и женщины во многом основывались на представлении о тех физических качествах, которыми должны обладать женщина-мать и мужчи- на-отец. Соответственно, для мужчины физическая привлекательность оп- ределялась наличием качеств, необходимых для физического выживания и обеспечения заботы о, семье и детях: атлетическое сложение, сила, ловкость. Привлекательность женщины также связывалась с особенностями телосло- жения, обеспечивающими высокую фертильность: молодость, пропорцио- нальность сложения, широкие бедра, грудь (как символ способности выкор- мить детей). Для обоих полов важным показателем здоровья всегда была симметричность (нарушение симметрии строения лица и тела часто являет- ся симптомом заболевания), цвет губ (красные и розовые губы — свидетель- ство здоровья, бледные губы — болезни), состояние кожи и цвет лица (как показатель здоровья) и т.д. [Lampert, 1997].

Соответствие внешности избранницы принятому идеалу красоты имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.

Критерием третьего фильтра является сходство социального базиса, обеспечивающего принадлежность партнеров к одному «социально-психо- логическому миру», определяющему сходство/несходство ценностей, уста- новок, привычек, образа жизни. Понятие «мезальянса» как неравного бра ка, при всей своей спорности, отражает реалии необходимости учета сход- ства или, как минимум, отсутствия антагонизма политико-идеолбгических, социальных, ценностных, морально-этических и эстетических представле- ний каждого из супругов.

Четвертый фильтр выясняет сходство установок и ценностей в отноше- нии семьи и брака, супружеских семейных ролей, понимания феминности и маскулинности, установок в отношении рождения и воспитания детей, допустимости абортов и т.п. Значимость этого фильтра крайне велика, по- скольку исходная несовместимость взглядов и установок супругов в отно- шении семьи не позволит создать эффективную семейную систему, способ- ную реализовать функции семьи и обеспечить возможности для наиболее полной личностной самореализации обоим супругам.

Пятый фильтр оценки комплементарности удовлетворения значимых потребностей подразумевает установление способности каждого из партне- ров отвечать своим поведением, деятельностью и соучастием потребностям другого, в первую очередь потребности любить и быть любимым. Специфи- ческая структура отношения к партнеру, возникающего в случае успешного прохождения этого фильтра, включает переживание чувства A her Ego (Дру- гой как мое второе Я), привязанность к партнеру, ощущение безопасности.

Однако даже успешное преодоление всех пяти указанных выше фильт- ров еще не означает, по Удри, окончательного принятия решения о вступ- лении в брак. Последний, шестой фильтр — фильтр социальной готовнос- ти к заключению брака. «Социальные часы» как система социальных ожиданий в отношении возрастного и социального статуса молодого чело- века, вступающего в брак, определены исторической эпохой, культурными и национальными традициями, принадлежностью к той или иной социаль- ной группе [Neugarten, 1977]. С учетом критерия фертильности и требова- ний социальной зрелости оптимальный «брачный период» в современном обществе — от 20 до 30 лет. У мужчин «социальные часы», определяющие время заключения брака, 27—28 лет, у женщин «время ИКС» наступает значительно раньше — в 22—23 года. Тендерное несовпадение «социальных часов» задает некоторую противоречивость брачных интересов и является одной из причин того, что инициатором заключения брака все чаще высту- пают именно женщины, связывающие свою судьбу в браке с ровесниками, а не с мужчинами старшего возраста. Примерный возраст вступления в брак в современной России составляет 20—24 года у женщин и 25—29 лет у мужчин. В последние годы наметилась тенденция к более позднему за- ключению брака как у мужчин, так и у женщин, что отражает рост их карь- ерной и профессиональной направленности. Эта тенденция дополняется другой — поляризацией возраста молодых людей, впервые вступающих в брак, — сдвигом либо к 20, либо к 30 годам.

Наряду с отмеченными выше тендерными различиями «социальных ча- сов» можно говорить о межполовых различиях в выборе стратегий поиска брачного партнера. Стратегии эти обусловлены различными установками и мерой ответственности полов за реализацию функции воспроизводства рода и родительства [Lampert, 1997]. Р. Докинз [Dawkins, 1976] выделяет две стратегии поиска брачного партнера:

1) стратегию целенаправленного тщательного подбора партнера в соот- ветствии с критериями ответственности и заботы — «поиск отца (матери) своих детей». Здесь выбор партнера выступает как поиск надежного спут- ника жизни, партнера в создании родительского дома (уютного гнезда для будущего потомства). Эта стратегия более характерна для женщин, чем для мужчин;

2) стратегию выбора «настоящего мужчины (настоящей женщины)». В этом случае критерием подбора партнера становится соответствие его ка- честв представлениям субъекта выбора об идеале мужчины или женщины. Подобная стратегия реализуется как мужчинами, так и женщинами, но пре- обладает у женщин.

Немалое значение при выборе партнера имеет и возрастной фактор. Учи- тывая описанную выше модель фильтров, можно предположить, что опти- мальное различие в возрасте между супругами не должно выходить за преде- лы когорты, поскольку когортные различия в мировоззрениях, установках, ценностях, отношении к семье могут составить неразрешимую проблему на этапе взаимной адаптации и выработки общего семейного уклада. Выбор

 
значительно превосходящего по возрасту, определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются модель родительского супру- жества; доминирование мотива, реализующего потребность в безопасности; опыт общения со значительно более старшими сиблингами и их сверстника- ми. Модель комплементарности выбора основывается либо на принципе до- полнительности потребностей партнеров, либо компенсации собственных

«слабостей и недостатков» — партнер выгодно отличается теми качествами и свойствами, которые человек желал бы видеть у себя, но не обладает ими.

 

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

1. Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

2. Брак – принятие супружеских социальных ролей.

3. Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

4. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода – возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

5. Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

6. Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье – это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

- «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);
- «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);
- изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т. п.);
- биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.);
- изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);
- «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо организованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром).

«Совет, да любовь» — это пожелание молодоженам мы слышали не раз. С любовью здесь все более-менее понятно. А вот про какой совет идет речь? Заглянув в словарь, узнаем, что совет раньше означало лад, дружбу. То есть молодой семье желают жить в гармонии и согласии. Давайте разберемся, что означает понятие «гармоничная семья».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.