Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Виды конфликтов и причины возникновения конфликтов.






Антагонистические конфликты представляют способы разрешения противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта одна сторона и выигрывает: война до победы, полное поражение противника в споре.

Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия.

Социальные конфликты представляют собой высшую стадию развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Они характеризуются усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей, коллективов, индивидов.

Пример: множество национальных конфликтов, возникших на территории бывшего СССР в последнее время.

Особенностью организационных конфликтов является то, что они являются следствием организационного регламентирования деятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией.

Эмоциональные или личностные конфликты характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты, как правило, вызываются чувствами зависти, враждебности, антипатии и являются реакцией индивида на ущемление его интересов.

Характерной чертой вертикальных и горизонтальных конфликтов является объем власти, которым располагают оппоненты, на момент начала конфликтных взаимодействий. Вертикальные - предполагают наличие оппонентов на разных уровнях иерархии: начальник - подчиненный, малое предприятие - учредитель. При горизонтальных конфликтах предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководителей одного уровня, специалистов между собой, поставщики - потребители.

Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением сторон: ссоры, споры, военные столкновения. При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности противоположных по направленности мотивов, потребностей, интересов. Одной из наиболее распространенных форм этого типа конфликта - ролевой конфликт, когда к одному и тому же человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы и человек начинает " раздваиваться”, “разрываться" между ними.

Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что перед человеком стоит проблема внутреннего выбора одного из нескольких противоречивых вариантов, когда хочется и одного, и другого, и третьего.

Межличностные конфликты вовлекают дух и более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, ценностей или поведения. В организации чаще всего это борьба руководителей различных подразделений за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрения проекта.

Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя и более кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.

Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы.

Примером такого конфликта могут быть действия работника, противоречащие нормам поведения, установленные группой.

Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

Групповое противостояние может носить в организации профессионально-производственную (конструкторы-производственники-экономичты), социальную (рабочие и руководство) или эмоциональную (лентяи и труженики) основу.

Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные, то есть быть функциональными, так и дисфункциональными. Функциональные конфликты полезны и находят выражение в принципиальных спорах, дискуссиях. Дисфункциональные - тормозят развитие трудового коллектива, ухудшают его социально психологический климат, приводят к снижению сплоченности, разрушению коммуникационной сети организации, уменьшению личной удовлетворенности и эффективности фирмы.

 

Причины возникновения конфликтов.

1. Ограниченность распределяемых ресурсов. Необходимость делить ресурсы, которые в любой организации ограничены, почти неизбежно ведет к различным конфликтам.

2. Различия в целях. Данная ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

3. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа людей зависят в выполнении задачи от другого человека или группы.

4.Различия личностных характеристик, участвующих во взаимоотношениях индивидов.

Эти различия проявляются в несоответствии представлений и ценностей о том или ином явлении или процессе, исповедующих различными сторонами. Это различия в манере поведения и жизненном опыте, которые значительно уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами коллектива.

Существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления.

Однако даже и при высокой возможности возникновения конфликта реакция на ситуацию у участников может быть различной.

Так участники могут решить не усугублять ситуацию и смириться с противоположной точкой зрения. Особенно это касается ситуаций, которые влекут за собой малые потери или которые они считают малоопасными.

Однако в других ситуациях человек будет реагировать так, чтобы не дать другому добиться цели.

Развитие конфликта требует от менеджера управления им.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Устранение конфликта - это такое изменение в окружении конфликта, при котором его участники перестают конфликтовать между собой.

Разрешение конфликта - это такое изменение в поведении или в свойствах одного или обоих участников, при котором они больше не конфликтуют друг с другом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.