Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные агрегаты самолетовСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 1
Самолет — сложная комплексная система, которая состоит из агрегатов планера (крыло, оперение, фюзеляж, шасси, элементы конструкции систем управления), силовой установки, оборудования и снаряжения, топлива и целевой нагрузки. Самолет состоит из: · агрегатов планера (крыло, оперение, фюзеляж, элементы проводки управления и т.д); · силовой установки; · оборудования; · снаряжения; · топлива; · целевой нагрузки (гражданский самолет — грузы, пассажиры; военные самолеты — боевое снаряжение/оборудование).
Крыло самолета предназначено для создания части подъемной силы, для продольной балансировки, а также для поперечной устойчивости и управляемости.
XOY – продольная XOZ – путевая ZOY – поперечная
∑ Y=0 -G+Yкр-Yго=0 G=Yкр-Yго Yс-та= Yкр-Yго
∑ Mz=0 Yкр*a-Yго*Lго=0
Устойчивость — способность самолета сохранять положение в пространстве (без вмешательства летчика) после воздействия на него случайных возмущений: грозовой фронт (болтанка), порывы ветра, удары птиц.
Продольную устойчивость обеспечивают W поперечная и угол стреловидности.
Управляемость — способность самолета изменять положение в пространстве по воле летчика или АСУ. Следующие агрегаты планера обеспечивают поперечную управляемость:
· Элероны
· Интерцепторы
· Флапероны (закрылок + элерон)
К крылу крепятся элементы механизации, силовая установка, целевая нагрузка, шасси и так далее. Элементы механизации: - закрылок - интерцептор На самолетах-истребителях 4 и 5 поколения в связи с ведением воздушного боя на дозвуковой скорости используют элементы механизации в автоматическом режиме.
Оперение состоит из горизонтального и вертикального.
Горизонтальное — для продольной балансировки, устойчивости и управляемости (орган продольной управляемости — руль высоты, элевоны на бесхвостке). На самолетах с крейсерской скоростью используется ЦПГО. Вертикальное — для обеспечения путевой балансировки и управляемости. Неподвижная часть — киль, а орган путевой управляемости — руль управления. На самолетах число М> 2-2.5 Маха — ЦПВО.
Фюзеляж — для создания части подъемной силы, для размещения экипажа, пассажиров, груза. В силовом отношении фюзеляж воспринимает нагрузки от агрегатов и уравновешивает их по длине, как балка, и в поперечном сечении в силу его симметрии.
Шасси. 3 функции:
1. Стоянка на ВПП, разворот на 180о, выход с рулежных дорожек на ВПП, разбег при взлете, пробег после посадки; 2. Поглощение кинетической энергии удара при посадке двумя упругими элементами: пневматикой (10%) и амортизаторами, встроенными в стойки (90%) Епос. = Gпос*Vy2пос/2; 3. Поглощение кинетической энергии поступательного движения (торможение) тормозами колес (главные колеса или все колеса (на военных самолетах)) наряду с другими устройствами: механизация на посадке, тормозной парашют, реверсоры, интерцепторы (спойлеры), тормозные гаки (на палубе, крюки) Епос. = Gпос*Vх2пос/2
Силовая установка — для создания силы тяги, а также для работы ряда систем самолета (системы кондиционирования, противообледенительные, противопожарные, системы управления струйными рулями и т.д.). Состоит из: - система всасывания (воздухозаборник) - двигатель - сопло - топливная и масляная системы - система запуска двигателя - вспомогательная СУ - мотогондола
Оборудование — это механическое приборное оборудование: устройства парашютов, катапультирование, пилотажно-навигационное, радиотехническое, радиосвязное и т.д., светотехническое, гидравлическое, электротехническое и т.д.
Снаряжение — это: кресла пилота, экипажа и пассажиров, кухонное оборудование, средства спасения. Топливо на пассажирском самолете размещается всегда в крыле и иногда под полом, на военном — в фюзеляже, в крыле, в подвесных топливных баках. Целевая нагрузка на пассажирских самолётах — пассажиры и багаж, на грузовых — определенные объекты, на военных — под заданное назначение.
Конструкция — это схема устройства, предусматривающая взаимное расположение частей, элементов, способ их соединения, взаимодействия и материалы, из которого они изготовлены. Элемент — это деталь или комплекс деталей, которые могут участвовать в различных частях конструкции без изменения своих свойств. Конструкция планера (самолета) — это совокупность силовых, конструктивных и крепежных элементов, выдерживающих все виды действующих нагрузок, возникающих при его эксплуатации. Главной частью конструкции самолета является его КСС (конструктивно-силовая схема) — совокупность основных элементов, выдерживающих заданные силовые нагрузки и обеспечивающих требования прочности и ресурса. Критерий — это объективная оценка, позволяющая избежать субъективных суждений. 1. Оптимальное конструирование — это конструирование при наилучших значениях заданного критерия. 2. Рациональное конструирование — это практическое проектирование при близких к оптимальным значениях критерия.
|