Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология коллективного взаимообучения (коллективный способ обучения - КСО)






 

У истоков данной технологии стоял А.Г.Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный, «дикий» вуз в г Киеве, в котором в течение трех лет качественно обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г.Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, сквозь препоны и преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К.Дьяченко, а также М.А.Мкртчян, А.Г.Границкая и др. Теоретические основы технологии коллективного взаимообучения (КСО) сформулированы В.К.Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения.

1. Индивидуальная: учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя.

2. Парная: «учитель - ученик», «ученик – ученик» (один говорит – другой слушает).

3. Групповая: «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один говорит – все слушают). По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения.

4. Коллективная: половина учеников говорит – половина слушает. К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава. Групповые формы работы не являются в строгом смысле слова коллективными формами, так как в них, как правило, интенсивно работают наиболее активные учащиеся.

Исторически сложившиеся способы обучения включают отдельные или максимум три формы обучения. И только КСО позволяет реализовать все существующие организационные формы.

 

Организационная структура учебного процесса в исторически сложившихся способах обучения (по М.Мкртчяну).

Структура общения Оргформа Способ обучения
1. Опосредованное 2. Парная 3. Групповая 4. В паре сменного состава 1. Индивидуальная 2. Парная 3. Групповая 4. Коллективная   ИСО=1+2 оргформы ГСО =1+2+3 оргформы КСО= 1+2+3+4 оргформы

 

ИСО – индивидуальный способ обучения. ГСО – современный групповой способ обучения, сложившийся в условиях классно-урочной системы.

 

Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся должен:

1) изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);

2) объяснить тему или порядок выполнения задания другому; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);

3) найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);

4) отчитаться в выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).

Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

 

Принципы КСО: завершенности; непрерывной и безотлагательной передачи знаний; всеобщего сотрудничества и взаимопомощи; обучения в соответствии со способностями каждого учащегося; разделения и делегирования учебных заданий; педагогизации отношений.

 

Организация учебной деятельности учащихся при КСО.

Алгоритм организации учебной деятельности при КСО варьируется в зависимости от дидактических целей, типа и вида заданий, используемых методик, но выделяют структуру деятельности учителя и учащихся при коллективном способе обучения.

ЭТАП 1. «Запуск» методики.

1. Учебный материал (тексты, задания) делится на элементы или относительно самостоятельные части. Определяются цели деятельности, устанавливаются ее правила, распределяются функции, формируются группы, предъявляются схемы, алгоритмы деятельности, маршрутные листы, устанавливающие порядок работы учащихся, таблицы учета выполненных заданий.

2. Осуществляется индивидуальная работа учащихся над своей частью задания. «Запуск» считается состоявшимся, когда проверены результаты работы каждого учащегося, для чего работают консультанты и используются групповые формы работы.

ЭТАП 2. Работа в парах.

Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:

· статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом

1 2

· динамическая парапара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров (ниже –в схеме).

 

 

Общая схема Алгоритм работы
1 2   3 4                        
    Такт 1.   Такт 2.   Такт 3.

 

Схема. Алгоритм работы в паре сменного состава.

 

 

· Вариационная пара - в таком варианте работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.

  Общая схема Алгоритм работы  
1         1А   3В   2Б   4Г   1Б   3Г   2А   4В   1Г   3Б   2В   4А   1В   3А   2Г   4Б
    Такт 1. Такт 2. Такт 3. Такт 4.  
                                                 

 

Схема. Алгоритм работы в вариационной паре.

 

Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).

ЭТАП 3. Работа в малых группах. Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает в малой группе. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы:

1. Подготовка малой группы к индивидуальной работе по теме. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и разбирается в ней.

2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе. Ученик выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает ему вопросы, побуждая отстаивать свои знания, «защищать» данную тему. В результате происходит более глубокая ее проработка, обсуждение проблемы (групповая дискуссия).

3. Работа в «тройке» для всего класса: один учащийся выступает в роли учителя, два других – «ученики», остальные наблюдают, анализируют. Основная задача – освоение методики преподнесения, объяснения учебного материала. По окончании работы осуществляется анализ обучающей деятельности «учителя».

Таким образом, технология коллективного взаимообучения не исключает, а предполагает групповые формы работы, но они не должны занимать большую часть времени.

Частные методики КСО:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.