Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия эффективного использования ТРИЗ.






Чтобы овладеть технологией решения изобретательских задач (ТРИЗ), необходимо развивать диалектическое мышление путем использования в процессе обучения методов фокальных объектов, мозгового штурма, синектики, которые в рамках ТРИЗ являются приемами. Хорошо подготавливают обучающихся к использованию ТРИЗ игровые методы и в частности, игра «Да - Нет».

Приемы ТРИЗ: дробление-объединение; ускорение-замедление; уменьшение-увеличение; универсализация-специализация; динамизация-статичность; ввода- вывода; вынесения-привнесения и др.

ТРИЗ - технология в процессе обучения позволяет формировать умения, развивающие творческие возможности ученика:

· устанавливать причинно-следственные связи и отношения;

· обнаруживать скрытые противоречия;

· выстраивать гипотезы и аргументировать, доказывать;

· прогнозировать результаты и последствия;

· умения оперативно использовать знания на уровне синтезирования и интегрирования;

· делать умозаключения и выводы;

· уметь представлять идеальную систему с идеальным результатом;

· развивать творческое воображение;

· развивать способности находить оригинальные идеи;

· гибкость ума:

· дивергентность мышления.

Внешними признаками перечисленных выше характеристик деятельности учащегося в условиях ТРИЗ-технологии могутслужить:

- количество ответов и их четкость;

- разнообразие ответов;

- необычность и оригинальность ответов;

- степень детализации ответа;

- уровень абстрактности в ответах;

- эмоциональная выразительность ответа;

- артикулятивность, движения, сопровождающие ответ;

- внутренняя и внешняя визуализация объектов;

- юмор, сопоставление двух и более несовместимых элементов;

- богатство воображения, его разнообразие, жизненность и интенсивность;

- цветовое воображение и эмпатия;

- фантазия, волшебство, сказочность, фантастика;

- способность трансформировать из фигурального в вербальное;

- способность трансформировать из вербального в символическое;

- наличие комбинаций и создание коррегентного ответа;

- расширение и выход за рамки ожидаемого результат (из идей П.Торренса, 1987).

5 правил педагога, который поощряет творческое мышление обучающихся:

1. внимательное отношение к необычным вопросам;

2. уважительное отношение к необычным идеям;

3. уметь показать учащимся ценность их идей;

4. стимулировать самостоятельность в обучении;

5. найти время для занятий свободным творчеством.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.