Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Методические рекомендации






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

БЕЛОВ М.Т.

 

ЭКОНОМИКА ТРУДА

 

Методические рекомендации

 

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ


УДК

 

Белов М.Т. Экономика труда: Методические рекомендации/ – Ростов н/Д. – 2015.

 

В методических рекомендациях освещаются основные вопросы экономики труда: трудовые ресурсы и трудовой потенциал, формирование рынка труда и его регулирование, формы оплаты труда, производительность труда, создание системы социальной защиты, организационные аспекты работы с людьми, трудовой коллектив, его функции.

Цель курса: изучение современных изменений в сфере труда и социологическое обоснование новых форм занятости

Предназначено для студентов и преподавателей вузов, специалистов соответствующих служб, руководителей предприятий.

Рецензенты: Самыгин С.И.

Утверждена в качестве методических рекомендаций редакционно-издательским советом университета.

 

1. Предмет курса «Экономика труда» и его содержание.

 

 

Предметом изучения экономики труда служат экономи­ческие отношения, возникающие по поводу использования труда. Они охватывают проблемы рынка труда, оценки эф­фективности трудовой деятельности, организации, нормиро­вания, оплаты труда, его планирования и анализа.

Предметом изучения социологии труда являются соци­альные отношения и процессы в сфере труда. Социальные отношения определяются сходством и различием социально­го положения, интересов и трудового поведения разнообраз­ных социальных групп и отдельных работников. Социальные процессы — это то, что происходит внутри социальных групп, коллективов и среди отдельных работников, что формирует или изменяет их состояние, социальное положение.

В практической жизни проблемы экономики труда органически взаимосвязаны. Например, добиться высокого уровня организации труда можно, лишь опираясь как на экономические, так и на социальные критерии. Нор­ма труда, должна быть обоснована не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как усло­вия труда, оплата труда имеют как экономический, так и со­циальный аспекты. объеме

Предлагаемый курс рассматривает:

общие положения о роли труда, его компонентах, формах проявления и значе­нии в развитии человека и общества, а также понятия: рабо­чая сила, рынок труда и занятость населения как формы реа­лизации социально-экономической роли труда, показатели эффективности труда, сущность и содержа­ние организации труда на предприятиях, положения о нормах труда, методах их установления, положения об уровне жизни населения и организации оплаты труда, содержание и значе­ние социальной структуры трудовых коллективов, вопросы мотивации трудовой деятельности, планирования социаль­ного развития на предприятиях.

2. Задачи курса «Экономика труда».

 

Переход к рыночной экономике, естественно, требу­ет переосмысления экономической сущности труда, вы­двигая на первый план такую основополагающую катего­рию, как эффективность труда, т.е. соотношение его результатов и затрат. Под этим углом зрения определяется и роль экономики труда как отрасли экономической на­уки, изучающей закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества — человека (человечес­кого ресурса), организации и стимулирования эффектив­ной трудовой деятельности людей по достижению макси­мального удовлетворения их материальных потребностей.

Одной из основных задач экономики труда является определение методов измерения результатов труда по ко­личеству и качеству произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, а также методов измерения и оценки затрат труда, их нормирования и регулирования, что требует разработки соответствующих норм и нормати­вов. На этой основе создается экономический механизм, обеспечивающий заинтересованность трудовых коллективов и каждого работника в постоянном снижении издер­жек производства, в гарантированной оплате в зависимос­ти от доли личного и коллективного вклада в полученную предприятием оплату за произведенную продукцию. Вместе с тем экономика труда сосредоточивает внимание на во­просах эффективизации труда (т.е. увеличения полезного результата на единицу затрат используемых ресурсов), раз­вития и использования трудового потенциала в условиях функционирования рынков труда, формирования доходов и уровня оплаты труда, а также на тех социально-трудо­вых вопросах, которые непосредственно связаны с цено­образованием, налоговой политикой и другими общеэко­номическими проблемами на микро- и макроуровнях, широко используя при этом математический аппарат.

Изучением социальных проблем труда и выработкой соответствующих рекомендаций занимается специальная отрасль социологической науки — социология труда. По­мимо проблем, непосредственно касающихся трудовой деятельности, социальный аспект экономики труда нахо­дит отражение при решении вопросов уровня жизни и социального развития, складывающегося в результате тру­да.

Цель социологии труда это исследование социальных процес­сов и разработка рекомендаций по их регулированию и управле­нию, прогнозированию и планированию, направленных на созда­ние оптимальных условий для функционирования общества, кол­лектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального соче­тания их интересов.

Задачи социологии труда состоят в:

• изучении и оптимизации социальной структуры общества, тру­довой организации (коллектива);

• анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональ­ной мобильности трудовых ресурсов;

• поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала со­временного работника;

• оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка;

• усилении социального контроля и борьбе с различного рода от­клонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;

• изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;

• создании системы социальных гарантий, защищающих работни­ков в обществе, трудовой организации и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интере­сах решения важнейших социально-экономических проблем об­щества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переори­ентации экономики.

Для сбора и анализа информации в социологии труда широко ис­пользуются социологические методы, которые проявляются в:

• достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущ­ности труда и отношений в сфере труда);

• процессе методов сбора фактов;

• способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о при­чинно-следственных связях между явлениями.

Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно на­дежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономи­ческого развития трудовых организаций (коллективов), для реше­ния социальных проблем и противоречий, постоянно сопро­вождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой — способст­вовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

3. Труд как объект изучения экономики труда.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направ­ленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изме­няя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают ус­ловия для развития и прогресса общества.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятель­ности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воз­действует на предметы труда. К ним относятся машины, ме­ханизмы, инструменты, приспособления и другие орудия тру­да, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств тру­да и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы тру­да, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются про­дукты труда - вещество природы, предметы или другие объ­екты, обладающие необходимыми свойствами и приспособ­ленные к человеческим потребностям.

Процесс труда — явление сложное, многоаспектное. Ос­новными формами проявления труда являются:

1. Затраты человеческой энергии.

2. Взаимодействие работника со средствами производст­ва.

3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изу­чения многих научных дисциплин: физиологии и психоло­гии труда, статистики труда, трудового права и др.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материаль­ные и духовные ценности, предназначенные для удовлетво­рения потребностей людей, но и развиваются сами работни­ки, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершен­ных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности ста­новится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, ус­лугами, культурными ценностями, с другой — прогресс про­изводства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется уровнем автоматизации и техно­логией машинных, машинно-трудовых и трудовых про­цессов.

Окружающая среда характеризуется ее состоянием с точки зрения обеспечения безопасности труда, соблюде­ния санитарно-гигиенических, эргономических и эстети­ческих требований к условиям труда. Вся совокупность этих требований и меры по их обеспечению являются ос­новой формирования взаимодействия человека с окружа­ющей средой, своего рода микроэкологией труда.

 

 


Рисунок 1. Взаимодействие человека с элементами трудового процесса

В условиях рыночных отношений человек — субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, либо как наемный работник.

Определяя цели, способы и результаты труда, това­ропроизводитель решает три главных вопроса: какие про­дукты, в каком количестве и когда должны быть произве­дены; как эти продукты надо произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии; для кого эти продукты до­лжны быть произведены. Следовательно, первый вопрос предопределяет труд как сознательную деятельность, второй — как целесообразную, рациональную деятельность, третий — как общественно полезную деятельность.

В процессе труда люди вступают в определенные социальные от­ношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют опре­делить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа ра­ботников, ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий (рис.2).

 


Рис. 2. Социально-трудовые отношения в сфере труда

К основным категориям труда относят содержание и характер труда. Содержание труда - взаимодействие работника с предметами и средствами труда. Характер труда – отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношение работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный; коллективный или индивидуальный.

Разнообразие характера и содержания труда находит отражение в разнообразии видов труда (см. рис.3).


Рис. 3. Виды труда

Классификация видов труда по его характеру и содержанию рассматривается в двух аспектах — социальном и структурном.

Социальный характер труда обусловлен формой со­бственности на средства производства. По этому признаку различаются частный труд (труд собственника или арен­датора) и наемный труд. В определенном смысле социаль­ный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм, а именно — труда индивиду­ального и коллективного. Кроме того, социальный харак­тер труда проявляется в формировании способов мотива­ции труда (желание, осознанная необходимость, принуж­дение).

Структурный характер труда формируется под влия­нием особенностей содержания труда с точки зрения двух главных параметров — степени интеллектуализации и ква­лификационной сложности трудовых функций. Степень интеллектуализации трудовой функции различается в за­висимости от доли содержащихся в ней элементов умствен­ного и физического труда, а также от доли творческого и репродуктивного (нетворческого) труда. Степень квали­фикационной сложности трудовой функции определяется ее границами и структурой: составом и количеством со­ставляющих ее элементов, их разнообразием, новизной, а также условиями выполнения. Оценка этого признака при­менительно к тому или иному работнику устанавливается соответственно его разряду по принятой тарифной систе­ме. Таким образом, характер и содержание труда как клас­сификационные признаки органически взаимосвязаны.

Классификация видов труда по его предмету и про­дукту базируется на профессиональном, функциональном и отраслевом разделении труда.

Классификация видов труда по применяемым сред­ствам и способам труда позволяет выделить труд ручной (технически невооруженный), механизированный (техни­чески вооруженный) и автоматизированный (компьюте­ризованный), низко-, средне- и высокотехнологичный. При идентификации видов труда по этим признакам устанав­ливаются соответствующие количественные критерии, ис­ходя из соотношения между занятостью рабочего места и работника.

Классификация видов труда в зависимости от степе­ни и уровня благоприятности и неблагоприятности усло­вий труда предусматривает выделение таких видов, как труд стационарный и передвижной, наземный и подземный, легкий, средней тяжести и тяжелый, привлекательный и непривлекательный, нерегламентированный (свободный), регламентированный и жестко регламентированный с при­нудительным ритмом.

Для общей характеристики того или иного вида конкретного труда используются рассмотренные выше четыре группы признаков в их сочетании. Например, для на­учного работника эта характеристика может выглядеть сле­дующим образом: труд умственный, творческий, особо сложный высококвалифицированный, индивидуальный, научный, инновационный, технически вооруженный, вы­сокотехнологичный, стационарный, средней тяжести, при­влекательный, самостоятельный, нерегламентированный. У бригады рабочих — труд преимущественно физический, нетворческий, средней сложности, квалифицированный, коллективный, производственный, строительный, техни­чески вооруженный, среднетехнологичный, передвижной, средней тяжести, привлекательный, наемный, регламен­тированный.

Всесторонняя характеристика труда применительно в каждому работнику и коллективу должна служить необхо­димой базой для оценки его соответствия требованиям, вытекающим из целей труда в решении экономических и социальных задач предприятия или индивида.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.