Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивы и цели деятельности трудовой деятельности






Мотивация труда это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Мотив — это средство, с помощью которого работник, нахо­дясь в той или иной ситуации, объясняет и обосновывает свое поведение.

Мотивы зависят от следующих трудовых ситуации: ситуация выбора специальности или места работы: ситуация повседневной работы по данной профессии на кон­кретном предприятии; конфликтная ситуация; ситуация перемены места работы или смены профессии; инновационная ситуация, связанная с существенными измене­ниями условий трудовой деятельности; другие ситуации.

Трудовое поведение характеризуют следующие мотивы: мотивы обеспечения — связаны с совокупностью материальных средств, необходимых для достижения благополучия работника и его семьи; лежат в основе материальной заинтересованности, ориентации на заработок;

мотивы призвания — стремление работников реализовать свои по­тенциальные возможности в процессе трудовой деятельности;

мотивы престижа — стремление работников реализовать свои социальные устремления, принять участие в общественно зна­чимой деятельности.

Главные рычаги мотивации стимулы — заработная плата; мотивы — внутренние установки человека.

Отношение к труду определяется: системой ценностей человека; условиями труда, созданными на предприятии; применяемыми стимулами.

Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:

o занятость всех работников трудом;

o предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста;

o согласованность уровня оплаты с результатами труда, создание условий безопасности труда;

o поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.

Содержательная характеристика самосознания личности в труде хорошо раскрывается через анализ мотивационной структуры в классификации, выделяющей следующие группы мотивов трудовой деятельности, в совокупности составля­ющих симптомокомплекс самосознания.

1. Мотивы выгоды. Работник представляет себе зависи­мость между производительностью труда и получаемой вы­годой. Выгода бывает материальной (зарплата, доход и т. п.) и социальной (профессиональный престиж, личностный ста­тус и т. д.). Видя достигнутые в процессе труда результаты, работник определяет для себя, выгодна или невыгодна ему эта работа.

2. Мотивы безопасности. При любой трудовой деятель­ности работник должен чувствовать себя в безопасности. В труде возможны следующие виды опасности:

• физическая, угрожающая здоровью и жизни работника;

• материальная, выражающаяся в возможности матери­альной (например денежной) потери;

• социальная, в виде угрозы общественных мер воздей­ствия, в результате чего могут пострадать общественное по­ложение работника, профессиональный престиж, потеря авторитета и т. п.

Каждый человек выбирает субъективно приемлемую для себя меру безопасности и в зависимости от этого осуществ­ляет или не осуществляет данную деятельность.

3. Мотивы удобства. Человек стремится выбирать из до­ступных ему способов выполнения задачи самый простой, требующий минимума напряжения. Это не означает, что он выбирает всегда самую простую работу. Наиболее привлека­тельной будет та работа, степень трудности которой опти­мально соответствует возможности работника. Однако в этих границах человек стремится избежать лишних усилий.

4. Мотивы удовлетворенности. Некоторые профессии доставляют удовлетворение человеку непосредственно самим процессом. Другие имеют ценность в результате. При выпол­нении деятельности чувство удовлетворения может усили­ваться или ослабевать, вплоть до исчезновения. Личность тогда принимает труд, когда он вызывает субъективно необ­ходимый уровень удовлетворения.

5. Мотив «мнение товарищей». При любом труде лич­ность учитывает социальную оценку своей деятельности. Каждый человек отдает себе отчет в том, что окружающие чего-то ожидают от него, а иногда даже требуют, чтобы он вел себя именно так, а не иначе. Работа будет эффективна, когда поведение работника не противоречит социальным ожиданиям.

Все перечисленные мотивы действуют одновременно. Они могут быть однонаправлены или вступать в противоречие друг с другом. Например, хорошо оплачиваемая работа бы­вает одновременно субъективно безопасной, приятной, име­ет большое значение в глазах окружающих и т. д., но при той же хорошей оплате может восприниматься как опасная, не соответствовать наклонностям работника, не доставлять чувства удовлетворения. Противоречивые мотивы формиру­ют конфликтную ситуацию, делая поведение и труд личнос­ти неустойчивым. В зависимости от осознания всех указан­ных групп мотивов у личности и формируется комплекс самосознания.

Основоположниками теорий мотивации труда являются А. Маслоу, Д. МакКлеплавд и Ф. Герцберг. Основные теории мотивации труда — это:

• теория ожиданий;

• теория справедливости;

• модель мотивации Портера-Лоулера.

Теория ожиданий базируется на трех взаимосвязях.

затрата труда — результаты: соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами ~ если работник чувствует, что прямой связи между затратами труда и его ре­зультатами нет, то мотивация ослабевает;

результаты труда - вознаграждение: ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый результат — если нет взаимосвязи между полученной величиной результата и вознаграждением, не будет последствий в мотива­ции деятельности;

вознаграждение – удовлетворенность вознаграждением: степень относительной удовлетворенности или неудовлетворенности размером, ценностью вознаграждения.

Теория справедливости основывается на субъективном сравне­нии полученного вознаграждения с затраченными усилиями и с размером вознаграждения других работников, выполняющих аналогичную работу.

Основной вывод теории справедливости: результат труда должен оцениваться адекватно, с соответствующим уровнем вознагра­ждения, иначе стимулирующая роль мотивации снижается.

Модель Портера-Лоулера включает в себя элементы теории ожи­даний и теории справедливости. Основной тезис модели, человек удовлетворяет свои потребности посредством адекватного вознаграждения за свой трудовой вклад.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.