Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая структура профессиональной деятельности






Психология профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность имеет определенную струк­туру (по Е. А. Климову):

¨ заданные цели, представления о результате труда;

¨ заданный предмет (исходный материал — не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, любая система, например со­циальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);

¨ система средств труда (в зависимости от предмета они существен­но различаются между собой);

¨ система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);

¨ система прав;

¨ производственная среда, предметные и социальные условия труда.

 

1. Цели, представления о конечном результате профессиональной деятельности зафиксированы в культуре посредством образцов соот­ветствующей работы, их описаний, формулировки общих и специаль­ных требований к ним.

Необходимо различать цели профессиональной дея­тельности и цели специалиста, который будет эту деятельность выпол­нять, занимая данное должностное место. При условии, если данное ра­бочее место является вакантным, цели указанной профессиональной деятельности являются объективными и могут быть строго фиксиро­ваны. Однако в тот момент, когда данное место займет конкретный специалист, цели профессиональной деятельности становятся субъек­тивными, усвоенными и принятыми данным специалистом.

Такие рассогласования объективных и субъективных профессио­нальных целей могут быть как положительными, так и отрицательными. В первом случае специалист осуществляет творческую деятельность, создает нечто новое и преобразует собственную профессиональную сферу. И если до его прихода нормы работы в данной профессии были приняты в определенных, заданных границах, то в результате деятель­ности новатора такие границы расширяются с появлением новых воз­можностей для других работников.

Во втором случае, если рассогласование объективных и субъектив­ных целей дает отрицательный результат, работник должен пройти курс профессионального обучения с тем, чтобы «дорастить» уровень собственного профессионализма до объективно заданных требований той сферы деятельности, в которой он работает.

2. Предмет труда — это система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и немате­риального порядка, как бы противостоящих по отношению к челове­ку-специалисту. Чтобы реализовать собственную профессиональную деятельность, он должен изменить, преобразовать предмет труда или создать нечто новое, ранее отсутствовавшее или не имеющее места в реальности. Предмет труда фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства и т.п. Но не всегда можно точно описать предмет труда.

Например, предметом труда может быть ситуация, характеризую­щаяся определенным уровнем информационной неопределенности. Водитель автобуса совершает рейс с пассажирами по определенному маршруту. Предметом его трудовой деятельности выступают неко­торые последовательности или «цепочки» дорожных ситуаций, харак­теризующиеся высоким уровнем неопределенности. Следовательно, водитель осуществил рейс, преобразуя последовательности дорожных ситуаций, снижая уровень их неопределенности и через реализацию собственных профессиональных целей внося какую-то долю опреде­ленности.

В педагогической деятельности предметом труда учителя началь­ных классов выступает ребенок, точнее уровень его развитости и вос­питанности. В процессе обучения в начальной школе учитель фор­мирует у ребенка навыки правописания, счета, чтения, произвольной деятельности: внимания, самоконтроля, самооценки. Следователь­но, предметом труда для учителя выступает психика ребенка, его личностные, интеллектуальные и эмоциональные функции и про­цессы.

3. Средства профессиональной деятельности — это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внут­ренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помо­щи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сооб­разно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его.

Вещественные средства труда — это аппаратурные средства для приема, переработки и передачи информации; средства для осуществ­ления практических действий в биологических, технических, нежи­вых природных, знаковых системах, системах художественного ото­бражения реальности; ручные, простые и механизированные средства труда; машины с ручным управлением; автоматизированные, автома­тические системы, аппараты для управления длительными, непрерыв­ными процессами.

Внешние функциональные средства труда — это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста).

Например, в работе руководителя, диктора, артиста данные невещественные средства труда имеют большое значение.

Кроме того, в качестве внешнего функционального средства трудо­вой деятельности может выступить организм человека-профессиона­ла. Так, для спортивного тренера его организм есть особое, функцио­нальное «орудие» труда.

Для руководителя внешним функциональным средством труда мо­жет выступить работающая команда, трудовой коллектив, группа еди­номышленников одновременно как предмет и средство его организа­ционно-управленческой деятельности.

Внутренние функциональные средства труда отражаются в норма­тивной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ «Я» в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.

Существует сложная система взаимосвязей и взаимозависимостей между внешними и внутренними функциональными средствами тру­довой деятельности. Проявляется следующая тенденция взаимосвя­зи между этими двумя факторами: чем менее выражены внешние средства профессиональной деятельности и чем они проще в техни­ческом отношении, тем более сложной оказывается система внутрен­них средств, тем более высокие требования со стороны профессии предъявляются к уровню образованности, квалификации, интеллек­туального и эмоционального развития работника, специалиста, про­фессионала.

4. Профессиональные служебные обязанности часто отражены в дол­жностной инструкции и предписывают основные формы активности работника как обязательные, составляющие содержание его профес­сиональной деятельности.

5. Система прав отражена в нормативных документах, принятых в си­стеме законодательства, и определяет права работника в отношении здоровых и безопасных условий работы, оплаты труда, возможностей бесплатного повышения квалификации, пользования медицинской помощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизне­деятельности работающей команды и трудового коллектива.

Безусловно, каждый специалист должен знать нормативные акты о собственном труде и умело ими пользоваться. При этом важно от­метить, что существует определенная зависимость между заинтере­сованностью работника, его активностью и инициативой, с одной стороны, и уровнем регламентации его профессиональной деятель­ности — с другой. А именно: чем меньше функций имеет возможность выполнять работник в процессе реализации своих профессиональ­ных намерений и интересов, тем менее привлекательной становится для него данная профессия. И наоборот, чем больше профессиональ­ных возможностей и свободы предоставляет для него данный труд, тем больше заинтересованности и активности профессионал может проявлять.

6. Предметные и социальные условия труда составляют среду на рабо­чем месте профессионала. К первым относятся витальные (жизненна важные) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности: температура, влажность и давление воздушной среды, пыль, шумы и различные звуковые условия, различные виды лучистой энергии, виб­рации, ультразвуки, инфекции, вероятность получения физических и психических травм, динамические нагрузки.

Социальные условия труда — это социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллекти­ве и в организации (фирме, банке, предприятии) в целом, коллектив­ные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере, система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе в данный историче­ский и экономический период его развития.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.