Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 18. 1.Основные проявления макроэкономической нестабильности (безработица, инфляция).






(Экономический цикл. Фазы цикла. Экономический цикл, безработица и инфляция. Безработица и ее формы. Естественный уровень безработицы. Потенциальный ВВП. Уровень безработицы и ее экономические последствия. Закон Оукена. Сущность и виды инфляции. Измерение инфляции. Экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ — это повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады уровней экономической активности.

Общим для всех теорий цикла выступает выделение его фаз. Применительно к промышленному циклу различают фазы спада («снижения», «кризиса»), депрессии («нижняя точка спада»), оживления, подъема («экспансия»), вершину («пик»)

Важнейшими фазами цикла являются спад и подъем. В фазе подъема имеет место повышение уровня деловой активности — рост производства, уменьшение запасов, рост производственных инвестиций, увеличение спроса на труд, повышение прибылей, расширение спроса на кредит. В фазе спада деловая активность ослабевает и сокращается объем производства и непроизводственных инвестиций, имеет место рост запасов, падение спроса на труд, резкое уменьшение прибылей, ослабление спроса на кредит. Колебания деловой активности сопровождаются колебаниями занятости (соответственно, безработицы), уровней цен и доходов.

Оборотной стороной занятости выступает БЕЗРАБОТИЦА — экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Различают несколько форм (типов) безработицы:

Фрикционная (связанная со сменой или ожиданием работы) — результат оптимизирующих действий работников, характеризуется краткосрочностью; считается неизбежной и в какой-то мере желательной: работники переходят на более продуктивную и высокооплачиваемую работу, что означает более рациональное распределение трудовых ресурсов и, следовательно, больший реальный объем национального продукта;

Структурная — связана с изменением состава спроса на рабочую силу из-за изменений в потреблении, технологиях, с отмиранием одних профессий и появлением новых, носит более долговременный характер, предполагает переподготовку, дополнительное обучение, иногда перемену места жительства.

Циклическая — связана с дефицитом совокупного спроса, проявляется как разница между уровнем безработицы в данный момент промышленного цикла и естественным уровнем безработицы; вызывается колебаниями национального выпуска.

Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежными, соответственно, «полная занятость» составляет меньше 100% рабочей силы. Уровень безработицы, соответствующий целесообразному уровню полной занятости в экономике, составляет «естественный» уровень безработицы (5—7% от общей численности трудовых ресурсов).

Реальный объем национального продукта, который соответствует естественному уровню безработицы, называется потенциальным выпуском (потенциальным ВНП). Это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при «полном использовании ресурсов».

Уровень безработицы — это доля безработных в составе рабочей силы.

Безработица имеет экономические и социальные издержки. Главная «цена» безработицы — невыпущенная продукция.

ЗАКОН ОУКЕНА позволяет вычислить абсолютные потери общества вследствие безработицы: каждый процент превышения фактического уровня безработицы над естественным обусловливает отставание объема ВНП на 2, 5% от потенциального ВНП. 1% - 2, 5%

ИНФЛЯЦИЯ — это повышение общего уровня цен. Измеряется инфляция с помощью индекса цен, который определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду.

Различают два типа инфляции:

1. Инфляция спроса. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом: экономика пытается тратить больше, чем она способна производить. Избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.

Рис. 11.1. Инфляция спроса

2. Инфляция может возникнуть в результате изменений совокупного предложения. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, что повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены.

Чаще всего рост издержек вызывается увеличением номинальной зарплаты и увеличением цен на сырье, энергию.

Рис. 11.2. Инфляция предложения

По характеру проявления различают открытую (явную — проявляющуюся в повышении уровня цен) и скрытую (подавленную) инфляцию.

Подавленная инфляция проявляется в возникновении товарного дефицита, искусственном ограничении потребления (использование способов нормирования, дозирования потребления благ). Подавленная инфляция измеряется неформальными показателями: уровнем товарных запасов, временем ожидания в очередях и т. п. при относительно стабильном уровне цен.

По уровню роста цен (% в год) различают естественную (менее 10%), ползучую (от 10% до 20%), галопирующую (свыше 20%) и гиперинфляцию (свыше 200%).

Признано, что ползучая инфляция требует корректировки денежной политики, галопирующая — ее кардинального пересмотра, а гиперинфляция — решений не только экономического, но и политического характера.

Рост денежной массы сверх потребностей товарного оборота может быть вызван рядом причин: дополнительной эмиссией денег, бюджетным дефицитом, кредитной политикой ЦБ, неэффективной налоговой системой. Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

• уменьшение денежной эмиссии;

• повышение учетной ставки (ставки рефинансирования);

• повышение нормы обязательных резервов;

• сокращение государственных расходов;

• совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Анализ возможных вариантов антиинфляционной политики показывает, что у правительства, по существу, нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией. Однако цена ограничения инфляции может быть разной в зависимости от того, какие методы используются для этих целей. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, масштабами бюджетного дефицита и вариантами его финансирования и т. п.

2.Бюджетное регулирование и система межбюджетных отношений в РФ. Понятие и принципы построения межбюджетных отношений. Принципы бюджетного федерализма. Модели бюджетного федерализма. Формы межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции). Основные направления и цель реформирования бюджетной системы РФ.)

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

• разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

• равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

• равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Бюджетный федерализм - отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспределения в бюджетной системе.

Под принципами бюджетного федерализма понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

самостоятельность бюджетов разных уровней, означающих:

-закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств;

- недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты;

- компенсацию расходов бюджетам, которые возникают в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления;

разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;

соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;

наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;

наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.

Основные модели бюджетного федерализма:

Классическая модель децентрализованного бюджетного федерализма. Основные черты:

«непересекающиеся» налоги территориальных образований

высокая степень децентрализации управления налогово-бюджетными процессами по вертикали власти и бюджетной системы.

приоритетность федерального налогово-бюджетного законодательства

федеральный центра оказывает целевую финансовую поддержку территориальным образованиям на основе программно-целевого метода.

Модель кооперативного бюджетного федерализма ориентирована в большей степени на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований. Значительно ограничивается самостоятельность региональных и местных властей в области налогообложения (например, в Германии).

Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма. Суть российской модели бюджетного федерализма состоит в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами Федерации по бюджетным вопросам. Вместе с тем федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством членов Федерации, так как оно отражает их общие интересы.

Основной формой межбюджетных отношений является система межбюджетных трансфертов, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:

1) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

2) субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

3) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

4) иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

5) межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Дотация — бюдж. средства, предоставляемые Б другого уровня бюдж. системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция — бюдж. средства, предоставляемые Б другого уровня бюдж. системы или юрид. лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — бюдж. средства, предоставляемые Б другого уровня бюдж. системы, юрид. или физич. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Взаимные расчеты — операции по передаче средств между Б разных уровней бюдж. системы, связанные с изменениями в налоговом и бюдж. законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о Б и не учтенными законом (решением) о Б.

Бюджетная ссуда — бюдж. средства, предоставляемые другому Б на возвратной. безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюдж. расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому Б на возвратной и возмездной основах.

Целью предусмотренного Концепцией реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики

Таким образом, реформирование бюджетного процесса должно осуществляться по следующим направлениям:

а) реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;

б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

в) совершенствование среднесрочного финансового планирования;

г) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

 


 

 


БИЛЕТ № 19. 1. Система управления государственными и муниципальными (общественными) финансами. Система управления общественными финансами. Принципы, методы и формы эффективного управления общественными финансами. Понятие и задачи финансовой политики государства. Составляющие финансовой политики государства (бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики). Государственный и муниципальный финансовый контроль.

Межбюджетные отношения – это экономические и правовые взаимоотношения между федеральными органами госвласти, органами госвласти субъектов РФ, органами местного самоуправлению по поводу:

Распределения и перераспределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы

Объединения средств для финансирования расходов в интересах разных уровней власти и территорий одного уровня власти.

Принципы: 1. Сочетание интересов, обеспечивающее высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохранении ведущей роли федерального бюджета.

2.Наличие трехуровневой бюджетной системы и равенство прав бюджетов одного уровня.

3.Применение единых для всех субъектов Федерации критериев в процессе бюджетного регулирования и бюджетного выравнивания.

Бюджетный федерализм – это сочетание принципов централизации и децентрализации во взаимоотношениях государственных органов власти Федерации, субъектов Федерации и органов МСУ в сфере государственной бюджетной политики, бюджетного устройства, бюджетного процесса и межбюджетных отношений при высокой степени самостоятельности бюджетов всех уровней и на основе единства общегосударственных интересов всех граждан.

Модели бюджетного федерализма. Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному заданным уровнем государственной власти. Однако на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. Поэтому возникает вертикальный и горизонтальный финансовый дисбаланс.

Модель бюджетного федерализма эффективна лишь при определенных условиях:

При демократическом и четком разграничении полномочий между всеми уровнями власти как по расходам, так и по доходам.

Если каждый из уровней власти наделен для реализации своих полномочий необходимыми финансовыми ресурсами.

Если реально обеспечивается с помощью системы бюджетного выравнивания сглаживание вертикальных и горизонтальных диспропорций с целью достижения определенных гарантированных государством социальных стандартов на всей территории страны. Табл.

Формы межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции)

Дотация — бюдж. средства, предоставляемые Б другого уровня бюдж. системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция — бюдж. средства, предоставляемые Б другого уровня бюдж. системы или юрид. лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — бюдж. средства, предоставляемые Б другого уровня бюдж. системы, юрид. или физич. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Основные направления и цель реформирования бюджетной системы РФ:

Цель: создание условий и предпосылок для макс. эффективного управления гос и мун финансами в соответствии с приоритетами гос политики

Направления: а) реформирование бюдж классификации и бюджетного учета;
б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
в) совершенствование среднесрочного финансового планирования;
г) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета

2.Органы местного самоуправления и муниципальные органы. Представительный орган. Глава муниципального образования. Местная администрация. Контрольный орган. Избирательная комиссия

В соответствии со ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. ФЗ 131 накладывает обязательное разделение органов муниципальной власти на представительный и исполнительный. В силу этого устанавливается, что в структуре органов местного самоуправления обязательно наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно распорядительного органа). В структуре органов местного самоуправления может быть контрольный орган муниципального образования, а также иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования, и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статья 34 федерального закона устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. Закон определяет две возможности определения структуры органов местного самоуправления:

1) населением непосредственно на местном референдуме или сходе граждан;

2) представительным органом муниципального образования.

В любом случае установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре органов местного самоуправления.

Местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить в течение месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом, численностью не менее 3 % от общего числа жителей образуемого муниципального образования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.