Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слабая олигополия






Слабая олигополия представляет собой область от умеренной концентрации до чистой конкуренции, т.е. она достаточно объемна и условна.

Монополистическая конкуренция характеризуется низкими уровнями концентрации, при которых каждая фирма имеет слабую степень монополии; кривые спроса фирм имеют слабый отрицательный наклон и ни одна из фирм не имеет рыночной доли, превышающей 10%.

К особенностям монополистической конкуренции можно отнести следующие:

1. Существование некоторой дифференциации продукта, обусловливающей возникновение определенных предпочтений у потребителей.

2. Барьерами свободного входа на рынок для новых фирм, который может стать привлекательным при существовании сверхприбыли на рынке.

3. Поскольку нет фирм с достаточно высокой долей на рынке, каждая фирма относительно независима и не испытывает давление со стороны остальных фирм рынка.

Рассмотренные условия характеризуют рынки сбыта многих видов продукции. Можно отметить такие типичные случаи условно монополистической конкуренции, как торговля одеждой или продуктами питания: устойчивый центр клиентов в городском квартале и устойчивая, но отдаленная конкуренция для торговых точек, расположенных поодаль.

Для краткосрочного периода может иметь место ситуация, представленная на рис. 11 а. кривая спроса находится выше кривой издержек, что позволяет фирме получить сверхприбыль за короткий промежуток времени (заштрихованный прямоугольник), в случае, если фирма осуществляет выпуск продукции qs.

Рисунок 12 – Монополистическая конкуренция

а) – краткосрочный период;

б) – долгосрочный период;

1 - предельные издержки;

2 - средние издержки;

3 - спрос;

4 - предельные доходы;

АВ - бездействующие мощности;

CD - добавка к цене сверх минимальных затрат.

Вступление новых фирм на рынок опускает кривую спроса фирмы до положения касательной к кривой средних издержек и, тем самым, уничтожает сверхприбыль. На рис. 12 б ни одна из долгосрочных кривых спроса не находится выше кривой предельных затрат, поэтому сверхприбыль исключена. Фирма может существовать при объеме выпуска qL, в точке равенства предельных доходов предельным затратам при достижении конкурентной нормы прибыли.

Монополистическая конкуренция уничтожает длительную сверхприбыль, даже когда спрос не является совершенно эластичным. Монополистическая конкуренция вызывает следующие отклонения от результатов чистой конкуренции, что показано на рис. 11 б. При ней спрос опускается вниз до тех пор, пока средние затраты не коснутся кривой спроса. Сверхприбыли не существует, но цена выше минимальных средних затрат и имеются незагруженные производственные мощности. И издержки, и цены будут несколько выше, чем при чистой конкуренции, которые и обусловливают MES - и цена, и объем выпуска qL выше MES. Эти добавленные издержки несут определенные выгоды для потребителей. Например, торговые точки в определенных местах могут установить повышенные цены, которые, вместе с тем, не делают другие отдаленные торговые точки более привлекательными.

Другим отклонением являются избыточные мощности, поскольку выпуск qL< MES. В частности, в торговой сети это выражается в пустых проходах между полками магазинов или незаполненных местах ресторанов и кафе.

 

Итак, условия доминирования фирмы на рынке обеспечивают ей позицию монополиста с соответствующими последствиями. В области цен это повышение уровня цен и дискриминационная структура цен.

Тесная олигополия имеет тенденции к тайным соглашениям и возможности применения широкого спектра взаимодействия - от полной кооперации до чистой борьбы, поэтому создание единой модели поведения олигополистов остается проблематичным. Тайные соглашения весьма разнообразны, динамичны, имеют различный спектр действия и последствий.

Слабые олигополии достаточно условны и объемны, позволяют получение небольшой сверхприбыли в краткосрочном периоде.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.