Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тесная олигополия






Обычно полагают, что тесная олигополия почти всегда предполагает возможность тайных соглашений, тогда как в слабой олигополии такие соглашения маловероятны. Вопросы образования и существования олигополий продолжают оставаться во многом дискуссионными, поскольку отражают значительную вариантность ситуаций, слабо подчас поддающихся моделированию.

Олигополии характеризуются немногочисленностью и взаимозависимостью; они возникают из чистой дуополии и развиваются до свободной олигополии из 8 - 10 фирм. Немногочисленность фирм позволяет каждой из них учитывать возможную реакцию на свои действия со стороны конкурентов, т.е. образуется определенная система действий и противодействий. Спрос каждой фирмы, как и стратегия ее действий, зависят от реакции конкурентов, поэтому возникает многофакторная и вероятностная система конкурентных отношений, при которой каждый из участников может проявить неожиданные, неординарные реакции. Отсюда возникает необходимость выбора для каждого из участников соответствующей стратегии с набором возможных альтернатив или методов развития сценариев, прогнозированием развития ситуации и т.д. Реакция конкурентов побуждает к пошаговому поведению фирмы, использованию итерационных процедур, корректировке вариантов ответов и т.п.

Олигополисты могут использовать любой спектр взаимодействия - от полной кооперации (в определенных сферах) до чистой борьбы; сотрудничать с достижением результатов чистой монополии и максимизацией доходов, либо действовать независимо и враждебно с использованием элементов жесткой конкурентной борьбы; значительно чаще они занимают некоторое промежуточное положение, тяготея к тем или иным полюсам.

Необходимо учитывать и значительное разнообразие олигопольных структур вследствие влияния таких параметров, как:

- степень концентрации;

- асимметрия или равенство между олигополистами;

- различие величины издержек;

- различие условий спроса;

- наличие или отсутствие стратегий фирмы и долгосрочного планирования;

- уровень технологического развития;

- состояние системы управления на фирме и т.д.

Фундаментальная предпосылка существования олигополий заключается в следующих обстоятельствах:

1) стимулы к конкуренции;

2) вступление в тайный сговор;

3) комбинация того и другого (смешанные стимулы).

1) Стимулы к конкуренции. Конкурирование побуждает каждую фирму к активной, интенсивной борьбе, с целью максимизации своих доходов. Её агрессивное поведение неизбежно вызывает острую ответную реакцию конкурентов, которая может иметь неожиданные элементы негативной синергии и даже мультипликативный, связный эффект (отличающийся от простого суммирования).

2) Вступление в тайный сговор обычно привлекательно, поскольку кооперация усилий позволяет получить эффект, близкий к монопольному, больший, чем при конкуренции.

3) Смешанные стимулы заключаются в том, что возможно применение как тайного сговора, так и урезывания цен, кооперации, выбора положения на рынке и т.д.

Поведение олигополистов на рынке может быть весьма различным – от удобного кооперирования, где действует «коллективный монополист» до фирмы, которая ведет непрерывную войну, используя нововведения различной природы (и прежде всего, технологической).

Можно привести несколько обобщенных моделей, характеризующих поведение олигополистов.

1. При высокой концентрации велика вероятность существования тайных соглашений в силу ряда причин:

- высокая концентрация создает объективные предпосылки организации взаимных соглашений; лидеры, обладающие значительной долей рынка, испытывают ничтожное давление со стороны малых фирм;

- малое число фирм дает возможность выявления и наказания фирмы, снижающей цены; при большом числе фирм (10 - 15) таких возможностей уже меньше.

Тайные соглашения характерны для тесной олигополии, тогда как в слабой они достаточно быстро разрушаются; тесная олигополия всегда тяготеет к «групповой монополии» с максимизацией прибыли; слабая олигополия стремится к эффективной конкуренции со снижением цен.

2. Сходство условий фирм. Если условия спроса и издержки достаточно совпадают, то совпадают и интересы фирм, что побуждает к развитию кооперации. Нетрудно видеть, что эти условия имеют вполне определенные ограничения во времени - технологические нововведения, например, способны резко снизить издержки фирмы, и тенденции к кооперированию будут нарушены.

3. Установление более близких деловых отношений между фирмами. По мере установления деловых контактов между фирмами усиливается взаимопонимание на уровне топ-менеджмента, что порождает взаимодоверительные отношения.

Таким образом, между тесной и слабой олигополией различия существуют, однако они имеют не только количественную, но и качественную природу. Тесные олигополии характеризуются жесткой конкурентной борьбой (но не всегда), слабые олигополии способны заключать тайные соглашения (правда, не очень часто). Концентрация может способствовать значительному росту нормы прибыли (цен), и особенно это характерно для диапазона концентраций 40 - 60%, отражающего фиксирование цен в тесной олигополии.

Рассмотрим типы тайных соглашений, имеющих место в олигополиях – от тесных конкретных до неофициальных.

При целенаправленных соглашениях установление цен в тесных олигополиях может приводить к чисто монопольному эффекту. Картель, как организация, которая создается фирмами для контроля, координации и кооперации, обычно устанавливает цены и разрабатывает систему санкций против нарушителей договора (сговора). Картели могут действовать в широких пределах:

- устанавливать квоты продаж;

- контролировать капиталовложения;

- объединять доходы.

Классическим примером картеля является ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти на нефтяном рынке планеты.

Молчаливый сговор (соглашение) может осуществляться в самых различных и мягких формах; фирмы не подписывают никаких документов, но могут давать условные сигналы о предпочтительных уровнях цен, что является одной из форм непрямых соглашений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.