Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели концентрации как элемент структуры рынка






Концентрация заключается 1) в объединении рыночной доли n ведущих фирм, где 2 ≤ n ≤ 8, при определении степени олигополии; 2) различного уровня и качества взаимоотношений между олигополистами; 3) симметричности или несимметричности (неравенство взаимных прав) членов группы.

Таким образом, в качестве показателей концентрации может быть введен индекс концентрации, характеризующий сумму долей n крупнейших фирм, действующих на рынке:

где Ск – текущее значение индекса;

к – количество фирм, для которых рассчитывается показатель;

Ym – рыночная доля m-ой фирмы.

В табл. 1 приведен сравнительный анализ индекса концентрации на рынках А и В нарастающим итогом.

 

Таблица 1 – Сравнительный анализ концентрации рынков Аи В

Анализ показывает, что рынок В является более концентрированным по данным как трех, так и четырех фирм.

Индекс Херфиндаля – Хиршмана (HHI). Использование этого индекса показало его большую популярность и полезность, чем предыдущего, он определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

В идеальном случае, когда на рынке действует бесконечное число фирм с бесконечно малой долей каждого участника, значение этого индекса равно нулю (совершенная конкуренция); равно единице, когда на рынке действует одна фирма (чистая монополия). Если выражать доли рынка в процентах, то максимальное значение индекса составит 10000.

В табл. 2 приведены показатели рыночных долей концентрации и долей индексов HHI для четырех фирм.

 

Таблица 2 – Соответствия концентрации и индекса HHI

Количество фирм и доля каждой фирмы Концентрация по четырем фирмам HHI
10 по 10%    
6 по 16%    
5 по 20%    
4 по 25%    
3 по 33%    

 

Принято считать, что значение HHI≤ 1000отражает слабую олигополию, HHI> 1800 - тесную олигополию. Существует достаточно простое правило определения увеличения HHI при слиянии двух фирм: необходимо рыночные доли перемножить, а полученный результат удвоить. Действительно, если имеются две фирмы на рынке, у которых доли 20 и 10% соответственно. Тогда до слияния:

HHI1 = 202 + 102 = 500

После слияния:

HHI2 = (20+10)2 = 300+300 = 900

DHHI = 900 – 500 = 20*10*2 = 400.

Индекс Джини. Этот показатель является статистическим и отражает неравномерность распределения какого либо признака в соответствии с кривой Лоренца. Для случая концентрации продавцов на рынке он отражает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом от самых малых, до самых крупных фирм (рис. 8).

Рисунок 8 – Кривая Лоренца

 

Индекс Джини представляет собой отношение площадей, ограниченных кривой Лоренца реального распределения и идеальной версией Лоренца, и треугольника абсолютно неравномерного распределения, ограниченного осями координат.

Таким образом, индекс Джини может быть определен из соотношения

Чем выше значение индекса Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами на рынке и тем выше уровень концентрации на рынке. Важно учесть, что индекс Джини будет иметь практически равные значения при делении рынка между собой 10 тысячами продавцов и дуополией.

Помимо этого необходимость точного подсчета индекса требует знания его долей даже малейших фирм рынка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.