Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория поведения личности в организации






Поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой им позицией, т.е. пониманием собственных функций.

Выделяют три уровня рассмотрения проблем поведения человека в организации:

· личностный;

· групповой;

· организационный.

- проблема поведения на уровне индивида связана с индивидуальными особенностями (знания, умения, навыки, способности, характер, темперамент);

- уровень индивидуальной деятельности — это проблемы участия работника в принятии решений, реакции на стимулы, прав и ответственности и т.п.;

- уровень группы связан с особенностью поведения работника в зависимости от характеристик группы (размер, однородность, тип группы и т.д.) и ситуации;

- на уровне совместной деятельности возникают проблемы соответствия ролей отдельных членов группы и лидера в процессе деятельности;

- на уровне организации — поведение работников проявляется в пределах организационных стандартов и норм, требований к решениям, закрепленных в рамках организационной культуры;

- на последнем уровне формируются особенности поведения, связанные со спецификой конкретной страны.

Существует два подхода к решению проблемы необходимого для организации поведения сотрудников.

Первый подход – подбор людей с определенными качествами и свойствами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее работников. Он имеет ограниченное применение, т.к.:

1. Не всегда можно найти людей с необходимыми характеристиками;

2. Нет абсолютной гарантии, что они будут вести себя именно так, как этого ожидает от них организация;

3. Требования к поведению членов организации со стороны организационного окружения могут меняться со временем, входя в противоречие с теми критериями, по которым люди отбирались в организацию.

Второй подход, не исключающий первого, состоит в том, что организация влияет на человека, заставляя его изменять свое поведение в нужном для нее направлении. Этот подход возможен и основывается на том, что человек обладает способностью быть наученным поведению. Он может менять свое поведение на основе осознания своего предыдущего поведенческого опыта и требований, предъявляемых к его поведению со стороны организационного окружения (организационное окружение – та часть организации, с которой человек непосредственно сталкивается в процессе работы в ней).

В первую очередь – это рабочее место и его непосредственное окружение (руководители, подчиненные, коллеги). Однако для большинства людей организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает в другие характеристики и составляющие организации, например, такие как:

- организационная структура;

- правила поведения и внутренний распорядок;

- условия труда;

- система оплаты труда;

- система социальных гарантий;

- трудовые отношения и т.д.

Каждый член организации имеет свое собственное окружение, так как он:

· выделяет только те характеристики организации, которые для него важны:

· занимает вполне определенное место в организационном окружении, осуществляет определенные функции и выполняет определенную работу

Человек выступает не как механизм, выполняющий определенные действия, а как разумное и сознательное существо. Он обладает стремлениями, желаниями, эмоциями, настроением. Человек имеет воображение, разделяет определенные верования, следует определенной морали. На поведение человека влияют цели, условия, в которых он действует, его реальные возможности и другие факторы.

Поведение большинства людей не всегда вписывается в стандартные рамки. Существуют противоречия между стандартами и разнообразием поведения человека, а также между поведением человека и нормами организационного окружения. Для снятия противоречий надо знать следующее:

- что определяет поведение человека;

- как он определяет себя и окружающих;

- как он реагирует на те, или иные стимулы;

- от чего зависят его предпочтения;

- что для него приемлемо, а что нет.

Несмотря на разнообразие поступков, поведение каждого конкретного человека обладает некоторой стабильностью и предсказуемостью, а также присущими только ему особенностями.

Поведение человека определяется:

1. его собственными свойствами и качествами;

2. условиями индивидуальной деятельности;

3. особенностями группы, в которой он работает и в которую он включен;

4. условиями совместной деятельности;

5. особенностями организации, в которой эта деятельность осуществляется;

6. особенности страны деятельности.

Для решения проблем управления поведением людей необходимо, прежде всего, увязать между собой ожидания организации и ожидания индивида.

Основные ожидания и представления индивида об организации, организационном окружении и его месте в нем касаются:

- содержания, смысла и значимости работы;

- оригинальности и творческого характера, увлекательности и интенсивности работы;

- степени независимости, прав и власти, степени ответственности и риска, дисциплины;

- престижности, статуса, безопасности, комфортности;

- признания и поощрения хорошей работы, заработной платы и премий;

- социальной защищенности, гарантий роста и развития ит.д.

Для каждого индивида, комбинация этих ожиданий и их степень значимости различна.

Организация ожидает от человека, что он проявит себя как:

- специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией, исполнитель определенной работы, готовый выполнять ее качественно и с отдачей;

- член организации, способствующий успешному функционированию и развитию организации, разделяющий ее ценности, готовый отстаивать интересы организации, взять на себя обязательства и ответственность;

- человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;

- член коллектива, способный поддерживать определенные отношения с коллегами;

- сотрудник, следующий принятым в организации правилам, нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.

Комбинация ожиданий по отношению к человеку и степень их значимости для различных организаций, различна.

Основными началами поведения человека являются:

- мотивация

- восприятие

- критериальная основа поведения.

· Мотивация – ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу.

· Восприятие – процесс организации и интерпретации представлений об окружающем мире. Это деятельность по приему и переработке информации, причем не всей, а лишь значимой для человека.

· К критериальной основе поведения относятся те устойчивые характеристики личности, которые определяют выбор, принятие человеком решения по поводу его поведения. Критериальная база поведения любого человека складывается из следующих элементов:

 

­ Расположение к людям, событиям, процессам. Наиболее важными для эффективного управления являются три типа расположений – удовлетворенность работой, увлеченность работой, приверженность организации;

­ Совокупность ценностей, разделяемых данным человеком (набор стандартов и критериев, которым человек следует в жизни, принимая решения и оценивая происходящее вокруг него);

­ Верования, которых придерживается человек;

­ Принципы, которым человек следует в своем поведении.

На поведение работников организации влияют следующие внешние факторы:

· Круг общения (личный и служебный)

· Роль, выполняемая человеком. Роль – это образец действий, ожидаемых от работника при выполнении имеющей отношение к другим людям деятельности. Роль должна быть такой, чтобы она соответствовала интересам организации и отвечала запросам и ожиданиям человека. Условием этого является ясность и приемлемость роли. Роль диктует правила поведения, делает предсказуемыми проступки людей.

· Статус – оценка окружающими личности данного человека и исполняемой им роли. Статус определяет реальное и ожидаемое место в системе социальных связей. Статус — положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус). В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус.

· Нормы — это групповые ожидания относительно поведения членов группы. Нормы обращены сразу ко всем членам группы, но не всегда в равной степени. К групповым нормам относят: нравы, обычаи, традиции, этикет и т.д.;

· Другие факторы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.