Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отрочество.






Отрочеством обозначается подростковый и ранний юношеский возраст, когда ребенок переходит из мира детства во взрослый мир. Этому периоду в жизни человека придается особое значение, так как он является социально и индивидуально значимым. Для социального сообщества – это включение новой генерации людей, определяющих будущее развитие. Для индивида в отрочестве определяется жизненный путь, жизненный сценарий, личностное развитие, профессиональная ориентация и психологическое здоровье человека. Не следует думать, что все это решается именно и только в подростковом возрасте. Вся предыдущая история развития человека, его отношения с другими людьми, успехи и неудачи в школе, его психическое здоровье являются условиями прохождения подросткового возраста, одного из самых сложных в человеческой жизни. Для одних подростков этот период пройдет плавно, без потрясений, для других – драматично и трудно. Почему подростковый период - столь значим и сложен для человеческого развития, постараемся разобраться.

Подростковый возраст отмечается как биологическими, так и социальными изменениями, обуславливающими психологические перестройки. Биологическим критерием перехода от детства к отрочеству является достижение половой зрелости, связанное с созреванием репродуктивных функций. Социальным критерием перехода считается достижение социальной зрелости, определение которой зависит от конкретной культуры. Большинство западных культур определяет социальную зрелость как возможность юноши или девушки самостоятельно решать свою судьбу – выбор профессии, места учебы, работы, решение о браке без согласия с родителями. Для западных культур разрыв между биологической и социальной зрелостью составляет 7- 9 лет, за которые человек должен многому научиться, чтобы справляться с обязанностями и правами взрослого человека. С понятиями «биологической» и «социальной» зрелости связано понятие «психологическая зрелость», включающая оба понятия, но не сводимое к ним. Психологическая зрелость человека, означает сознательную регуляцию собственного поведения человека, предполагающего реализацию человека как личности. Человек, как личность, поступает преимущественно «как должно», а не «как хочется», действия во имя определенных, социально значимых ценностей (красоты, знания, морали, детей, других людей, собственного совершенствования, развития общества и т п.). Достижение психологической зрелости означает, что у человека сложилась иерархия мотивов, сознательная регуляция собственного поведения, система ценностных критериев и ориентаций. Безусловно, что развитие человеческой личности не имеет пределов, но психологическая зрелость означает субъективное осознание собственных возможностей, целей и личностной ответственности за себя и других людей. Наступление психологической зрелости может не совпадать, а наступать значительно позднее, чем биологической и социальной зрелости. Оценить психологическую зрелость человека значительно сложнее, чем наступление половой зрелости или возраста социально – правового признания.

Одной из характеристик подросткового возраста является биологическое созревание, которое отличается бурным физическим развитием, совпадающим с половым созреванием. Это выражается в так называемых «скачках роста» (ускоренное прибавление в росте и весе), что является существенным биологическим показателем начала подросткового периода. Существуют значительные индивидуальные и межполовые различия во времени начала и скорости физических изменений в подростковый период. У мальчиков ускоренный рост может начаться уже в 10 лет, а может и в 16. У девочек этот возрастной диапазон от 8 до 12- 13 лет. Другие физические изменения – это нарастание физической силы, увеличение размеров сердца (почти в 2 раза), объема легких, выделение половых гормонов гипофизом головного мозга: тестостерона – у мальчиков и эстрогена - у девочек. Девочки достигают половой зрелости на 1, 5 – 2 года раньше мальчиков. У девочек резкая прибавка в росте предшествует развитию вторичных половых признаков, а у мальчиков наоборот, существенная прибавка в росте происходит только после того, как у них начинают усиленно развиваться гениталии.

Стремительное изменение тела подростка, изменяет его представления о своей телесности, он не может больше ориентироваться на старую схему тела. Управление движениями требует новой наладки мозговых механизмов регуляции движений, в соответствии с меняющими размерами. Отсюда неуклюжесть подростка.

В подростковом возрасте чаще всего возникает страх или бред физического недостатка (дисморфобия). У мальчиков тревогу вызывает их рост. У девочек - общее телосложение, которое должно соответствовать принятым в данное время в обществе стандартам. Иногда понятные опасения перерастают в болезненные, навязчивые состояния, требующие помощи психотерапевта.

Интересной особенностью стадии отрочества является тенденция к ускоренному развитию на более ранние сроки по сравнению с предыдущими поколениями. Эта тенденция прослеживается на протяжение нескольких столетий в ряде благополучных стран. Американский ученый Джон Коулман указывает на то, что средневековые доспехи, которые носили в Европе, могли бы быть в пору современному американскому мальчику 10 – 12 лет. Сегодня мужчины в среднем носят обувь 39 – 42 размера, тогда как обувь, которые носили их дедушки в среднем была 36 размера. Следовательно, прогресс общества, улучшение структуры питания, успехи в медицине, улучшение условий жизни людей сказываются на скорости и тенденциях физического развития человека.

В традиционных обществах (которые иногда называют первобытными) подростковый период специально не выделен. Мир детства не отделен от мира взрослых переходной зоной, подросткового возраста. Так, у народа кунгсан, проживающего в Калахари, дети обучаются охоте и собирательству, начиная с 6 – 7 лет и к подростковому возрасту становятся вполне самостоятельными и независимыми от взрослых. Таким образом, подростковый период выделялся не везде и не всегда. Период подросткового возраста выделяется в связи с ростом социальной организации сообщества, ставящего перед своими членами более сложные цели, как в плане профессиональных знаний, так и личностного развития. Реализация социальных планов развития человека обусловило выделение отрочества как отдельного периода.

Отрочество, как период биологических, социальных и психологических кардинальных перемен связан с образованием особой подростковой субкультурой, со специфическими стереотипами поведения, своим сленгом, своими нормами, установками и моралью. Прежде всего, это обусловлено «маргинальностью» (промежуточностью) положения подростков: они уже не дети, но еще и не взрослые. Специфичность подростковой социальной ситуации проявляется в его психике, типично как внутреннее противоречие, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и, одновременно, агрессивность, склонность принимать крайние точки зрения. Конфликтность подростка тем сильнее, чем резче различия между миром детства и миром взрослых. Поэтому степень «подросткового поведения» никогда не бывает одинаковой. «Маргинальность» положения подростков вместе с кардинальной перестройкой всех систем регуляции поведения (нервной, эндокринной) обуславливает высокую уязвимость подростков к повреждающим факторам как биологическим, так и психологическим. Стрессоустойчивость подростка резко снижена, что объясняет отчасти повышенную раздражительность и агрессивность подросткового поведения.

Поскольку у подростка происходит кардинальный пересмотр пердставлений о себе и окружающем мире, то в этом возрасте заметно усиливается склонность к самонаблюдению, снижается самооценка и самоуважение подростка. Эти особенности характерны для раннего подросткового возраста. В 15 – 16 лет начинается рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становится самооценка подростка.

В переходный возраст, по Пиаже (см выше) созревает способность к абстрактным мыслительным операциям (стадия формальных операций). Усложнение мыслительных способностей имеет большое значение для познавательного и эмоционального развития подростка. Он приобретает дополнительные возможности интеллектуального контроля своего поведения. Достижения фазы формальных операций объясняет тяготение подростка к общим теориям, обобщениям. Склонность к теореотизированию становится возрастной особенностью. Подростки создают собственные теории общества, философии, счастья, любви, правила жизненного уклада. Вторым следствием достижения стадии формальных операций является изменение соотношения возможного и действительного, воображаемого и реального. Ребенок мыслит, прежде всего, о действительном, реальном. Юноша – о возможном. Это объясняется не только потребностью юноши построить проекции будущего, а самой природой логической мысли: действительность - только часть возможного. Поскольку логическое мышление оперирует не только реальными, но и воображаемыми объектами, освоение этого стиля мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулировки, умозаключения. Однако развивающиеся системы понятий подростков построены на крайних представлениях о событиях, явлениях и объектах. Они не включают множества нюансов, переходов. Они построены по принципу «или- или»: или черное, или белое, или хороший поступок, или плохой, или правильное решение, или неверное. Отсюда категоричность суждений подростка и его стремление уместить все богатство окружающей жизни в свои, универсальные схемы. Подросток ведет себя так, как весь мир должен соответствовать его системе представлений, а не наоборот, его взгляды должны соответствовать реальности.

Одной из основных психологических задач, стоящих перед подростком является становление индивидуальной идентификации (тождественности), осознание «кто Я». Этот период Э.Эриксон (см выше) описал как кризис подросткового возраста, суть которого связать новые представления о своем изменившемся теле, новые взгляды на вещи и людей, со своими прошлыми взглядами и представлениями, и построить проекцию будущего. Процесс формирования самоидентичности, формирования представлений о себе, своем месте в социуме, своей системе ценностей означает поиск своей индивидуальности, осознание ее, и реализация ее потенциала. В начале этого процесса осознания собственной индивидуальности, в раннем подростковом возрасте возникает задача выделить себя из мира детей. Подростковое стереотипное поведение: стремление одеваться в соответствии со стандартами группы, говорить и вести себя также как другие подростки, постоянное напоминание, что они не дети, служит именно этой задаче. Более того, процесс самоидентичности включает в себя и половую идентификацию подростка, формирование представлений о себе как представителе определенного пола. Подростку легче осваивать стереотипы полового поведения и половых отношений в подростковой среде, средства общения которой для него понятны, где его принимают и понимают, где он не боится показаться смешным. Вторая задача подросткового возраста – становление собственной идентичности, понимания своей уникальности. Эта задача предполагает построение собственной модели мира, представлений о себе как особенном, отличном от других субъекте. Подросток стремится выделиться из группы сверстников, проявить себя оригинальным образом, заявить о своей уникальности. Отсюда некоторая эктравагантность моды подростков, экспериментирование со своим образом, стилем поведения, эпатаж, стремление к оригинальности. Все эти формы поведения - поиск своей индивидуальности, обозначение своей уникальности. Многие родители и взрослые сетуют на негативизм и бунтарское поведение подростков. Подростки перестают слушаться родителей, оценки в школе перестают быть важными для них, они часто грубят взрослым. Подобные проявления подросткового поведения означают, что процесс поиска себя, собственной идентичности, построение своей системы ценностей проходит сложно, трудно, часто требуют помощи и даже вмешательства специалистов. Однако родители также должны понять, что подросток уже не ребенок, который должен слушаться их и опираться только на их мнение. Скорее следует перейти к партнерским, дружеским отношениям с ребенком. Подростку очень важно, что его любят, ему помогут, его поймут. Критика родительского поведения, которая так болезненна для большинства родителей, означает часто только поиск своего Я и быстро пройдет при партнерских, дружеских отношениях с ребенком.

Обретение самого себя в подростковом возрасте открывает пути дальнейшего плодотворного развития человека. Однако кризис идентичности может завершиться неблагополучно. Если подростку не удается разрешить задачи индивидуальной идентификации, то формируется неадекватная идентичность по четырем основным направлениям:

1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, что обуславливает страх взросления и перемен;

3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать внутренние ресурсы, построить иерархию задач;

4. формирование «негативной идентичности» что означает отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.
Различные варианты неадекватной идентификации обуславливают и различную степень смешения представлений, путаницу ролей. Подросток не может связать свои прошлые, настоящие представления о себе, поэтому у него нет планов на будущее. Он не знает кто он, на что способен, чего он хочет, что для него важно, а что нет. Такой подросток легко вступает в асоциальные группы, принимая их групповые ценности, стереотипы поведения – любая определенность, лучше неопределенности. Ему нечего противопоставить групповой морали – своей у него нет. Употребление алкоголя, наркотиков избавляет от необходимости искать ответы на трудные вопросы, решать реальные задачи, ставить реальные цели, бороться со своим отчаянием и обретать свое новое Я. Бегство в измененные состояния сознания – путь в никуда, от жизни, от будущего (подробнее см «Измененные состояния сознания»). Обнаружена высокая степень зависимости между употреблением алкоголя и наркотиков и преступной деятельностью подростков. Алкоголь и наркотики снижают возможность контролировать свое поведение. У подростков в период кардинальной биологической и психологической перестройки, способность контролировать свое поведение снижена, и помимо психоактивных средств. Алкоголь и наркотики снижают возможность контролировать агрессивное поведение, не поддаваться влиянию других, ясно сознавать последствия своих действий, что для подростков вдвойне опасно.

Последствием болезненного процесса идентификации может стать самоубийство подростка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.