Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи психологии развития.






Задачи и функции психологии развития широки и многозначны. В настоящее время эта отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи с чем среди ее задач следует выделить задачи теоретические и практические. К числу теоретических задач психологии развития можно отнести изучение основных психологи­ческих критериев и характеристик Детства, Юности, Взрослости (Зрелости), Старости как социальных явле­ний и последовательных состояний общества, исследо­вание возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-ис­торических, этнических и социально-экономических условий, различных видов воспитания и обучения, ис­следования дифференциально психологических разли­чий (половозрелых и типологических свойств человека), исследования процесса взросления во всей его полноте и многообразных проявлениях.

К числу научно-практических задач, стоящих перед психологией развития, относится создание методиче­ской базы для контроля за ходом, полноценностью со­держания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм дея­тельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической помощи в периоды возраст­ных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Л. Монтада пред­лагает выделять 6 основных задач, относящихся к сфере применения психологии развития на практике.

1. Ориентация в жизненном пути. Данная задача предполагает ответ на вопрос «что имеем?», т.е. определение уровня развития. Пос­ледовательность возрастных изменений в виде описания количествен­ных функций развития или качественных ступеней развития являет­ся классическим вопросом психологии развития. На этой основе вы­страиваются статистические возрастные нормы развития, благодаря которым можно дать общую оценку хода развития как в индивиду­альных случаях, так и применительно к различным учебным и вос­питательным вопросам. Так, например, зная, какие задачи самосто­ятельно решают дети 7 лет, можно определить, находится ли конк­ретный ребенок ниже, выше или вровень с нормой. Одновременно можно определить, соответствуют ли учебные и воспитательные тре­бования данной норме самостоятельности.

2. Определение условий развития и изменения. Эта задача предпо­лагает ответ на вопрос «как это возникло?», т.е. каковы причины и условия, приведшие к данному уровню развития. Объяснительные модели психологии развития ориентированы прежде всего на анализ онтогенеза свойств личности и ее нарушений с учетом установок, среды развития, взаимодействия с воспитателями, особых событий, а также — как идеальный случай — взаимодействия всех этих перемен­ных. При этом психологов интересуют не столько кратковременные, сколько долговременные влияния факторов развития. Учитывается также кумулятивный характер влияния факторов развития и дискретный ха­рактер причинно-следственных связей. Знание условий позволяет за­держать нарушения хода развития (профилактика) и принять соответ­ствующие решения для оптимизации хода развития. Особое значение для получения требуемого эффекта имеет определение соответствия условий развития и возможных вариантов вмешательства наличному уровню развития индивида, его личностным свойствам.

3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Дан­ная задача предполагает ответ на вопрос «что будет, если..?», т.е. про­гноз не только хода развития, но и предпринятых мер вмешательства. Многие мероприятия в практике учебной и воспитательной рабо­ты — явно или неявно — предполагают прогноз дальнейшего разви­тия. Так, например, право заботы о ребенке после развода родителей сохраняется за матерью только в том случае, если считается, что так будет лучше всего для дальнейшего развития ребенка. Чтобы делать такие прогнозы, необходимы знания о стабильности или нестабиль­ности свойств и условий развития как личности самой по себе, так и личности в группе. Ввиду многочисленности привходящих факторов такого рода психологические прогнозы зачастую бывают ошибочными.

4. Объяснение целей развития и коррекции. Эта задача предполага­ет ответ на вопрос «что должно быть?», т.е. определяет, что возмож­но, реально, а что должно быть исключено. Как эмпирическая наука психология развития, в отличие от педагогики, нейтральна по отно­шению к социальному заказу, общественному и личному мнению. Поэто­му она способна и обязана им противостоять, если это противоречит установленным фактам и закономерностям. Вместе с тем она выпол­няет функцию обоснования тех или иных предложений и проектов, если они согласуются с ее знаниями. И наконец, она выступает ини­циатором коррекции уже принятых решений, если исследования показывают их необоснованность. Ложно установленная норма раз­вития приводит к существенным искривлениям в практике учебной и воспитательной работы.

5. Планирование коррекционных мероприятий. Данная задача пред­полагает ответ на вопрос «как могут быть достигнуты цели?», т.е. что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект. Итак, коррекционные мероприятия нужны только в том случае, если не достигнуты поставленные цели развития, если не осилены задачи развития или есть налицо факт, что условия развития ведут к неже­лательному его ходу. Здесь следует различать: 1) цели развития само­го индивида; 2) потенциалы развития самого индивида; 3) соци­альные требования к развитию; 4) возможности развития. Соответ­ственно, и коррекционные мероприятия должны дифференцироваться по их назначению. Нередко между этими целями имеет место расхож­дение, которое и должно быть объектом коррекции. Целью запланированной коррекции может быть профилактика нарушений разви­тия, коррекция развития или оптимизация процессов развития. В лю­бом случае должны быть приняты обоснованные решения о том, когда вмешательство обещает быть успешным, куда оно должно быть при­ложено и какой метод следует выбрать.

6. Оценка коррекции развития. Эта задача предполагает ответ на вопрос «к чему это привело?», т.е. что дали коррекционные меропри­ятия. Современная психология развития воздерживается от скоропа­лительной оценки эффективности тех или иных коррекционных воз­действий. Она считает, что действительная оценка может быть полу­чена только в результате продолжительного наблюдения за индивидом, в ходе которого должны быть установлены как позитивный эффект, так и побочные влияния. Считается также, что оценка эффективнос­ти во многом определяется той научной парадигмой, которой при­держивается психолог.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.