Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие семьи






Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом.

Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая

характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства

и продукты производства. С образованием государства в семье происходит трансформация –

во главе семьи становится домо-владыка (paterfamilias).

Правовые черты римской семьи:

1) власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой,

находившейся на положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою

историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria

potestas (отцовская власть). Решающим в такой семье было подчинение членов семьи

власти одного и того же paterfamilias (отцу семейства). Все они именуются sui – «свои»,

тогда как отец семейства – sui juris – «сам себе господин», «полноправный»;

2) на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его

подвластными, а агнатическая.

Родство определяется по линиям – прямым (parentes – родители и liberi – дети) и

боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих

родственников. Братья и сестры могут быть полнородными (germani) и неполнородными:

consanguinei и uterini (единоутробными). Римляне различали и свойства.

Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу

семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). В

состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate,

жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые

сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство

подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового

домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. д. В этой семье только

paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных

членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет.

Когнатическое родство – кровное родство. С течением времени власть отца семейства

уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все

большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло

приоритетное место;

3) термином familia (семья) обозначалось совокупность всего того, что принадлежало

семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи

неодушевленные (имущество). Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало

отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности

на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба

переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate,

переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а

изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для

сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.

17.Брак (matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность

божественного и человеческого нрава» (Модестин).

Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется

установлениям гражданского права (публичного и частного), как проявление требований

«божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписаниям морального и

религиозного характера.

Правильный брак – союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового

качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак

рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для

супругов. Неправильный брак или вообще брачный союз – союз между партнерами

разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и

т. п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с

предписаниями цивильного права.

Брак характеризовался:

– взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не

является обязательным условием брака;

– состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств

партеров;

– согласием партнера;

– наличием половой связи между партнерами в браке;

– стремлением партеров заключить именно брачный союз;

– постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство,

живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставило под сомнение правовой

смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо

служило основанием для признания брака недействительным.

Виды римского брака:

– matrimonium justum – законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii;

– matrimonium juris gentium – брак между лицами, не имеющими jus conubii.

Виды законного римского брака:

– cum manu mariti – брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо

под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом.

Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена

была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni

iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она

подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и

становилась агнаткой семьи мужа;

– sine manu mariti – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной

прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината

обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine

manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена

автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая

установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была

ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное

давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям

(порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (содержание имущественных и

личных отношений супругов).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.