Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корректирующие налоги и субсидии






Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом, или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные.

Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия. Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны, что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.

3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.

 

Не всегда ограниченность благ ведет к соперничеству за их потребление. С этой точки зрения все блага можно разделить на частные и общественные.

 

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно из этого определения, существование чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов. Лишь немногие товары и ресурсы в реальном мире соответствуют этому предположению. Если, например, вы выпили стакан " кока-колы", это может вызвать отрицательные эмоции у страдающего от жажды человека, на глазах которого это произошло. Это приведет к снижению его полезности, т. е. вызовет отрицательный внешний эффект. И напротив, выгоду от того, что качество и состав " кока-колы" абсолютно одинаковы, получают все индивиды, а с прибавлением дополнительного потребителя выгода, получаемая остальными покупателями, не снижается. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция. Другой " крайностью", противоположной чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Они обладают двумя важнейшими свойствами - несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку " кока-колы", то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.

Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие - соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Подчеркнем, что речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество безусловно может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага. Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) - весь объем услуг по национальной обороне предоставляет Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие - соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Подчеркнем, что речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество безусловно может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага. Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) - весь объем услуг по национальной обороне предоставляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника - конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.

Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов - невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.

Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.

Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца. В принципе можно снабжать радиоприемники специальными декодерами для приема отдельных программ, но потенциальные выгоды будут крайне невелики в сопоставлении со стоимостью этого проекта. Поскольку рынок радиопрограмм высококонкурентен (одновременно предлагается множество взаимозаменяемых программ), потребители просто настроят свои приемники на другие радиостанции.

Если чистое частное и чистое общественное блага признаются исключительно теоретическими конструкциями, то весь реальный мир должен был бы попасть в категорию смешанных благ. Однако это неудобно для анализа, поскольку очевидно, что реальные товары и услуги сильно отличаются друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости. По этой причине обычно выделяются только две категории смешанных благ - перегружаемые, или переполняемые, (свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключаемости). Важно отметить, что и эти две группы смешанных благ также теоретические, в реальном мире существует огромное множество вариаций свойств несоперничества и неисключаемости.

Телепрограммы, общественный транспорт, городские парки с возможностью взимания платы за вход - примеры исключаемых благ.

Типичный пример перегружаемого блага - автомобильная дорога. Будем считать, что полезность, получаемая водителем транспортного средства, зависит только от скорости его движения. Увеличение числа машин не влияет на полезность водителей автомашин, уже передвигающихся по дороге, но лишь до определенного уровня. Рано или поздно рост интенсивности движения приведет к возникновению внешних эффектов - снижению скорости движения и, следовательно, к убыванию полезности водителей. Предельные общественные затраты, начиная с момента перегрузки, будут расти на величину предельных внешних эффектов, в то время как для чистого общественного блага предельные общественные затраты на предоставление данного объема блага каждому дополнительному потребителю после первого будут равны нулю

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т. п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

Анализ столь необычных для традиционной экономической науки благ представляет значительные трудности. Отдельного внимания в этой связи удостоился вопрос о том, кто именно предоставляет международные общественные блага (международного правительства не существует, его заменяет целый ряд межправительственных и общественных организаций), как влияет на объем их предоставления отсутствие единого правительства.

К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.

 

Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.

 

Если, выбирая объем предоставления общественных благ, мы будем основываться только на решениях отдельных индивидов, принятых исходя из гипотезы о максимизации полезности, очевидно, что, с точки зрения всей совокупности индивидов, общественных благ будет предоставлено недостаточно. Индивид при покупке блага не принимает во внимание выгод (внешних эффектов), которые могут получить другие потребители, пользующиеся благом бесплатно. По этой причине общественное благо будет предоставлено в меньшем объеме, чем следовало бы, с учетом всех возможных выгод. Почему же при этом учитываются не все выгоды? Связано это с тем, что ряд потребителей благ могут вести себя как " зайцы" (free rider), и не будут ничего платить, потому что хотят получить это бесплатно. Конечно же, проблема " зайцев" возникает не только из- за непорядочности отдельных граждан, но и по причинам отсутствия у них полной информации (представьте, например, что у вас спрашивают, в каком объеме вам нужны услуги национальной обороны и сколько вы за них готовы заплатить), высоких затрат на сбор платы за каждое отдельное общественное благо в сравнении с унифицированным налогообложением и ряда других причин, вызывающих высокие трансакционные издержки.

 

Если функции по предоставлению общественных благ берет на себя государство, то принятие решений об объеме их предоставления осуществляется политическим механизмом. Общественное благо - один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство государства.

 

 

Трансакционные издержки

Представители неоинституционализма предлагают несколько классификаций трансакционных издержек. Одна из классификаций выделяет:

1) издержки экономических агентов на поиск информации - затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации, а также потери от несовершенной информации;

2) издержки ведения переговоров;

3) издержки измерения - затраты на промеры, измерительную технику, потери от ошибок и неточностей;

4) издержки по спецификации (точному определению) и защите прав собственности - расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав;

5) затраты предприятий и организаций на формирование в коллективе " консенсусной идеологии" - в духе соблюдения неписаных правил и норм;

6) издержки оппортунистического поведения, связанные с получением информации об эффективности действий на рабочем месте каждого члена трудового коллектива и принятием адекватных мер по стимулированию трудовой активности работников.

В условиях рыночной экономики с развитием общественного разделения труда, концентрацией и централизацией производства и капитала, возрождением в XX в. мелкого и среднего бизнеса, а также усилением экономической роли государства трансакционные издержки имеют явную тенденцию к росту.

 

Ещё раз про термины:

Монополия - Единственный в отрасли продавец продукта, не имеющего заменителей.

Барьеры для вступления в отрасль - Легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.

Ценовая дискриминация - Продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям.


Совершенная ценовая дискриминация
- Имеет место, когда монополия может продавать каждую единицу своего продукта по ее цене спроса.

Простая монополия - Монополия, которая продает каждую единицу продукции по одной и той же цене.

Максимизация общего дохода - Достигается, когда МR = 0; ценовая эластичность спроса = -1.

Легальная монополия - Возникает, когда лицензии или патенты предотвращают конкуренцию, устанавливая барьеры для входа в отрасль.

Р > МС - Доказательство неэффективности простой монополии.

Естественная монополия - Отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

Чистые потери общества (социальная цена монополии) - Уменьшение излишка потребителей и продавцов в результате сокращения монополией объема выпуска ниже эффективного уровня.

Несовершенная конкуренция - Имеет место, когда два или более продавца, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, конкурируют на рынке.

Картель - Группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами.

Концентрация рынка - Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм.

Олигополия - Тип рынка, на котором оперирует небольшое количество крупных фирм.

Дифференциация продукта - Действительные или мнимые различия между аналогичными товарами разных фирм.

Тайный сговор - Ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции.

Доминантная стратегия - Стратегия игрока, дающая наилучший результат независимо от действий конкурента.

" Ломаная" кривая спроса - Кривая спроса на продукцию олигополиста, основанная на предположении, что конкуренты присоединятся к его решению о снижении цен, но не последуют решению о повышении цен.

Матрица результатов - Таблица, показывающая результаты для каждой возможной стратегии одного игрока и каждой возможной реакции другого игрока.

Монополистическая конкуренция - Рыночная структура, при которой множество фирм конкурируют, про-давая на рынке дифференцированный товар.

Теория игр - Анализирует поведение лиц или фирм, с конфликтующими интересами.

Дуополия - Модель рыночной структуры, при которой два продавца-конкурента яв-ляются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар.

Ценовой лидер - Фирма на олигополистическом рынке, которая повышает или понижает цену, в то время как другие фирмы на рынке следуют в ценообразовании за лидером.

Ценовая война - Последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигопо-листическом рынке,

Предельный продукт фактора производства - прирост общего объема продукта в результате применения дополнительной единицы данного переменного ресурса.

Оптимальная линия роста - линия, определяющая долгосрочный путь расширения фирмы и проходящая через точки касания изокост и соответствующих изоквант.

Предельные издержки - дополнительные издержки, связанные с увеличением производства единицы продукции.

Долгосрочный период (долгосрочный временной интервал) - период, в течение которого изменяется объем применения всех факторов производства.

Отрицательный эффект масштаба производства - ситуация, при которой рост объема производства в фирме отстает от роста затрат.

Неизменный эффект масштаба производства - ситуация, при которой рост объема производства и фирме соответствует росту затрат ресурсов.

Производственная функция - зависимость между количеством используемых факторов производства и
максимально возможным выпуском продукции.

Общие постоянные издержки
- издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции.

Производительность труда - средний продукт труда, объем продукции в расчете на единицу используемого труда.

Общие переменные издержки - издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства.

Положительный эффект масштаба производства - ситуация, при которой объем производства фирмы растет быстрее, чем применяемые ресурсы.

Неявные издержки - альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы.

Изокванта - кривая, показывающая все сочетания переменных ресурсов, которые могут быть использованы при выпуске данного объема продукции.

Изокоста - прямая линия, показывающая все сочетания ресурсов, использование которых требует одинаковых затрат.

Общие издержки - вся сумма издержек, связанная с производством данного объема продукции.

Краткосрочный период (краткосрочный временной интервал) - период, в течение которого не изменяется объем применения некоторых факторов производства.

Капиталоотдача - средняя производительность капитала, общий объем продукции в расчете на единицу капитала.

Средние постоянные издержки
- постоянные издержки в расчете на единицу продукции.

Общий объем продукта - выпуск продукции, получаемый при использовании всего объема применяемых факторов производства.

Предельная норма технологической замены - количество одного ресурса, которое может быть сокращено " в обмен" на единицу другого ресурса при сохранении неизменным общего объема выпуска продукции.

Правило МSС = МSВ - Условие эффективности распределения ресурсов в системе конкурентных рынков.

Средний доход (АR) -- Общий доход, деленный на объем проданной продукции.

Точка безубыточности (критического объема производства) - Объем производства, при котором общие издержки равны общему доходу или средние издержки равны цене продукта.

Свобода входа и выхода из отрасли - Ситуация, при которой фирмы могут без препятствий и ограничений возникать в определенной отрасли, либо покидать ее.

Предельный доход (МR) - Изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара.

Совершенная конкуренция - Рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товаров.

" Прайс-тейкер" - фирма, которая не может влиять на цену своего продукта

Кривая предложения конкурентной фирмы - Часть кривой краткосрочных предельных издержек конкурентной фирмы, расположенная выше точки минимума кривой средних переменных издержек,

Точка закрытия - Соответствует объему производства, при котором цена товара раина минимальному уровню средних переменных издержек.

Нулевая экономическая прибыль - Означает, что фирма получает только нормальную прибыль.

Правило МR = МС - Условие максимизации прибыли для любой фирмы, независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует.

Правило МR = МС = Р - Условие максимизации прибыли только для фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции.

Правило Р = минимум LRАС - Условие долгосрочного равновесия конкурентной отрасли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.