Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика справочных правовых систем






 

План

1. Задачи, требования, основные компоненты и понятие Справочной Правовой системы.

2. Свойства справочной правовой системы.

3. Причины спроса модифицированных СПС с локализованными базами данных.

4. Сервисные возможности юридических пакетов.

5. О полноте и достоверности правовых баз данных.

 

Вопрос №1. Задачи, требования, основные компоненты и понятие Справочной Правовой системы.

 

Обеспечение работников правоохранительных органов актуальной, полной и достоверной законодательной информацией, сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы, является одной из первоочередных задач. Сложность ее решения состоит хотя бы в том, что ежедневно только органами высшей государственной власти России принимается в среднем не­сколько десятков нормативных актов. Если учесть, что для эффек­тивной работы часто требуется наличие нормативных актов, при­нимаемых субъектами РФ, а также ведомственных документов, то трудности и вместе с тем необходимость решения возникающих про­блем становятся очевидными.

Важнейшими требованиями при работе с нормативно-правовой информацией являются обеспечение полноты информационной ба­зы и поддержание ее в актуальном состоянии.

Выполнение этих требований приводит к необходимости решения задачи о включе­нии в информационную базу множества ведомственных докумен­тов, которые часто не являются нормативными и получить которые достаточно сложно. Наиболее трудным моментом является попол­нение и изменение базы, поскольку далеко не все документы пуб­ликуются. Более того, публикуется обычно изменившаяся часть до­кумента, поэтому при работе с документом приходится одновре­менно просматривать несколько текстов: исходный и все изменения и дополнения. Часто окончательную редакцию документа приходится создавать самому пользователю, что может привести к появлению неточностей.

Традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии адекватно решить поставленную задачу. Как показывает практика наиболее полное и последовательное решение возникающих вопросов можно добиться внедрением компьютерных справочных правовых систем (СПС).

Справочная Правовая Система (СПС) - это компьютерное приложение, содержащее полную, систематизированную и оперативно обновляемую информацию по законодательству, а также программные средства поиска, анализа и обработки этой информации.

Основными компонентами СПС являются:

· информационный банк, содержащий тексты документов и вспомогательную информацию,

· программная оболочка, предоставляющая сервисные средства работы с информационным банком.

Большой объем правовой информации и качество ее юридической обработки — основа надежности справочно-правовой системы. Чем большим количеством документов вы располагаете, тем выше вероятность, что в любой момент времени вы легко найдете именно ту информацию, которая вам понадобится

Вначале считалось, что СПС создают лишь дополнительное удобство при работе с информацией и без их использования вполне можно обойтись. Однако, когда начались масштабные пересмотр и перестройка всего российского законодательства, уследить за огромным потоком вновь принятых нормативных актов стало невоз­можно. Поэтому к середине 1994 г. число потенциальных покупате­лей пакетов юридических программ значительно возросло.

 

Вопрос№2. Свойства справочной правовой системы.

 

Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией:

1. Возможность работы с огромными массивами текстовой ин­формации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков доку­ментов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.

2. Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального вре­мени по всей информационной базе.

3. Возможность работы СПС с использованием телекоммуника­ционных средств, т.е. с применением электронной почты или сети Internet. Такому подходу способствует развитие компьютерных се­тей. В этом случае можно избавиться от задержки обновления ин­формационной базы, если работать в режиме on-line с базой дан­ных, хранящейся на удаленном компьютере. В то же время не рас­ходуется дисковое пространство на компьютере пользователя.

 

Вопрос№3. Причины спроса модифицированных СПС с локализованными базами данных.

 

Следует, отметить, что в настоящее время наибольшим спросом пока поль­зуются модификации СПС с локализованными базами данных.

Объ­яснить это обстоятельство можно несколькими причинами:

ü во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего;

ü во-вторых, при обращении к базе данных в режиме on-line пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети;

ü в-третьих, справочные правовые систе­мы, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей. Тем не менее, если обращение к базе данных производится не чаще одного раза в месяц, работа в режиме on-line является предпочтительной.

В настоящий момент в России работают более десяти фирм, разрабатывающих программное обеспечение СПС, ведущих компь­ютерные нормативно-правовые информационные базы и оказываю­щих услуги по информационному обеспечению с использованием современных компьютерных технологий.

Широкое признание пользователей получили коммерче­ские справочные правовые системы, такие как:

· «КонсультантПлюс» (АО «КонсультантПлюс»),

· «Гарант» (НПП «Гарант-сервис»),

· «Кодекс» (ГП «Центр компьютерных разработок», Санкт-Петербург),

· «Юсис» (Юридическое агентство «Intralex») и др.

Фирмы-разработчики таких сис­тем уделяли основное внимание, во-первых, разработке и совершен­ствованию программных технологий и возможностей оболочек и, во-вторых, развитию сервисных центров поддержки СПС.

Вопрос №4. Сервисные возможности юридических пакетов.

 

В настоящее время растет конкуренция между фирмами производителями справоч­ных правовых систем. Повышаются запросы пользователей СПС. Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных.

Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сход­ные тенденции расширение спектра хранящихся в системе доку­ментов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами, уделяю больше внимания развитию сбытовых структур. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения.

Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные правовые системы. К ним относятся:

• объем информационного банка;

• формирование пользовательской базы;

• скорость поиска документов по базе;

• актуальность информации и оперативность поступления документов;

• степень аутентичности документов оригиналу;

• юридическая обработка документов;

• возможность удаленного доступа к базе через телекоммуникационные линии;

• и ряд других важных характеристик.

Особо следует отметить возможность использования гипертек­ста.

Гипертекст – это такая организация текста, при которой ото­бражение и доступ к информационным блокам представлены в виде логических связей и явно указанных переходов.

Сегодня все распространенные системы осуществляют поиск по тематическому рубрикатору, названию принимающего документ ор­гана, названию документа, дате принятия, типу документа и преду­сматривают вывод текста необходимого документа на печать или в текстовый файл.

Полнотекстный поиск по всему тексту информационной базы осуществляют программы «Кодекс», «Юсис», «Юрисконсульт». Пол­нотекстный поиск из слов своего словаря предлагают пользователю пакеты «Гарант», «КонсультантПлюс», «Дело и право». При поиске по слову в названии документа в большинстве па­кетов пользователю самому необходимо ограничить длину слова.

Однако, например, программа «Юрисконсульт» найдет нужные сло­ва, даже если они стоят в другом падеже.

Очень помогает пользователям в работе встроенный редактор или возможность подключения внешнего редактора, как, например, в пакете «Кодекс».

Проследить связи между документами позволя­ют или гипертекстовые средства, как в СПС «КонсультантПлюс» и «Гарант», или система ссыпок на документы с возможностью про­смотра их текста, внедренная в пакете «Кодекс».

Возможность ведения собственной базы данных пользователя реализована в СПС «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс». Много­оконный режим работы предусмотрен в системах «КонсультантПлюс», «Кодекс».

Глубокой юридической обработке подвергаются документы, по­ступающие перед подключением в систему «Гарант».

Анализируют­ся нормативные акты в целом, выявляются прямые и косвенные связи между документами и правовыми нормами. В результате до­кументы в СПС связаны перекрестными ссылками, не ограничи­вающимися случаями очевидных упоминаний одного документа в другом.

Комментарии, вносимые в тексты документов юристами, подробно разъясняют, как применять данную правовую норму и значительно облегчают работу с документами, содержащими проти­воречивые формулировки.

Вопрос №5. О полноте и достоверности правовых баз данных.

 

Подборкой документов, составляющих информационные базы коммерческих СПС, занимаются сами разработчики, заключая с органами власти договоры о предоставлении документов.

Централизованного информационного капала в настоящее время пока не существует.

Во всем мире юридическая информация на магнитных носителях не имеет юридической силы. И в этом Россия не является исключением. Поэтому в базах данных обычно есть ссылка на печатное издание.

Информация в базах данных носит исключительно справочный характер и ее не желательно использовать в суде, т.е. ссылаться. Вопрос возмещения материальных убытков из-за неточных или неполных сведений каждый разработчик СПС решает по-своему.

Приобретение справочной правовой системы имеет смысл только при условии регулярного ее обновления и добавления документов по индивидуальному заказу и добавление документов по индивидуальному заказу.

Использование справочных правовых пакетов существенно облегчает работу, однако пользователю не следует ждать фантастических эффектов от использования юридической базы данных, он лишь хороший помощник в работе.

Следует также заметить, что широкий спектр юридических компьютерных систем уникальное явление российского рынка делового программного обеспечения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.