Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок информационных продуктов и услуг.






План

1. Назначение информационного рынка и его особенности.

2. История развития информационного рынка.

3. Структура информационного рынка.

 

Вопрос №1. Назначение информационного рынка и его особенности

 

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

Р ынок информационных продуктов и услуг (информационный ры­нок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

• центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное на­копление и редактирование в них информации;

• центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

• службы телекоммуникации и передачи данных;

• специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования (банки, биржи);

• коммерческие фирмы;

• информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

В настоящее время рынок программных систем характеризуется следующими особенностями:

1) у фирм-продавцов нет единой терминологии, у многих к тому же нет и четкого позиционирования своей продукции;

2) у организаций-заказчиков часто отсутствует понимание того, что может и чего не может то или иная система, поскольку весьма трудно бывает разобраться в информации, содержащейся в рекламных буклетах по системам (технической информации в таких описаниях мало, а та, что приведена, далеко не всегда соответствует действительности);

3) нередко в самих организациях отсутствует четкое понимание того, что необходимо сделать в части автоматизации делопроизводственных процессов.

 

Вопрос №2. История развития информационного рынка

 

С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители — ученые и специалисты в области науки и техники.

С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

Ссередины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в уда­ленных от пользователя базах данных.

Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

Вопрос №3. Структура информационного рынка

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информа­ционных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структу­ры, помогающие находить нужную информацию.

4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информати­зации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информа­ционного рынка.

Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагаю­щих однородные информационные продукты и услуги.

Выделим один из основных подходов разделения информационного рынка на пять секторов, где:

1-й секторделовая информация, состоит из следующих частей:

биржевая и финансовая информация – котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками явля­ются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компа­нии, банки;

статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по эко­номической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются госу­дарственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям рабо­ты и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специаль­ные информационные службы.

2-й секторинформация для специалистов, содержит следующие части:

профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

научно-техническая информация – документальная, библиографическая, рефератив­ная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й секторпотребительская информация, состоит из следующих частей:

новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

потребительская информация – расписания транспорта, резервирование, билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.

4-й секторуслуги образования, включает все формы и ступени образо­вания: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие сис­темы, методики обучения и пр.

5-й секторобеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от про­фессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспе­чение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типо­выми математическими методами и др.;

технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтех­ника, сопутствующие материалы и комплектующие;

разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуаль­ных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, со­здание и сопровождение баз данных;

консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую при­обретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятель­ность и т.д.;

подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, облас­ти, явлению и т.п.

ЛЕКЦИЯ №3:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.