Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ проведенного урока.






После проведения урока учителю необходимо провести его самоанализ, определить, что хорошо получилось, а что — нет. Наметить ме­ры для устранения допущенных недостатков как в своей дея­тельности, так и в организации деятельности учеников на уроке. Такой анализ необходимо делать сразу после проведения урока, по свежим впечатлениям, и кратко записать выводы. По выраже­нию В.Ф. Шаталова, учителя-новаторы отличаются от обычных учителей одним: все, что делают, они записывают. Потом к этим записям можно вернуться даже через несколько лет и проанали­зировать свою работу с позиций приобретенного опыта, сделать выводы.

В ходе самоанализа необходимо остановиться на следующих во­просах:

1) Была ли достигнута цель урока?

2) Что в ходе урока оказалось неожиданным и не предусмот­ренным при планировании? Как удалось разрешить возникшие проблемы?

3) Какие были допущены ошибки и просчеты, неудачные действия? Чем они были вызваны? Как их можно было избежать? Каким образом теперь можно исправить ситуацию?

4) На какие вопросы и действия учеников не смог адекватно среагировать? Чем это можно объяснить? А каким образом следовало отреагировать на вопросы или действия учеников?

Учителю можно рекомендовать для анализа и самоанали­за урока развернутую схему. В данном случае приведем схему анализа урока Т. А. Ильиной с незначи­тельными изменениями и сокращениями

1. Общая структура урока. К какому типу относится данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены основные элементы урока и правильно ли определена дозировка времени?

2. Реализация основной дидактической цели урока. Все ли требо­вания программы по данной теме получили отражение на уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомле­нии с новым материалом (восприятие, внимание, познава­тельный интерес)? Имела ли место организация первичного закрепления? Как осуществлялась проверка качества зна­ний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащих­ся, принцип вызова и т.д.)? Имел ли место дифференциро­ванный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

3. Осуществление развития в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематиза­ция)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной само­стоятельности учащихся? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития учащихся? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?

4. Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использова­ны воспитательные возможности содержания учебного мате­риала? Какая работа велась по формированию мировоззре­ния: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения, оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало воспитанию добросовестного отноше­ния к труду, учению? Каково было воспитательное воздейст­вие личности самого учите Соблюдение основных принципов дидактики. Соблюдались ли в ходе урока основные принципы дидактики: научность, до­ступность, наглядность, систематичность и последователь­ность, прочность.

5. Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод ознакомления с новым материалом? Привлекались ли не­обходимые технические средства обучения? В полной ли мере использовались средства наглядности? Достигли ли демонстрации поставленных целей? Достаточно ли разно­образными были методы и приемы закрепления знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место постепен­ное нарастание степени самостоятельности при выполне­нии упражнений? Рационально ли были выбраны методы и средства контроля? Правильно ли был организован индиви­дуальный, фронтальный, комбинированный опрос и пись­менный контроль? Была ли организована работа над ошиб­ками? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения?

6. Работа учителя на уроке. Все ли необходимое было подготов­лено к началу урока? Правильно ли учитель пользовался кон­спектом на уроке? Каково было соотношение организующей деятельности учителя на уроке и познавательной деятельно­сти учащихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся при выполнении ими самостоятельной работы и др.)? Какие приемы исполь­зовались для организации работы учащихся? Достиг ли учи­тель контакта с классом и с отдельными учащимся? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде учителя, его прическе излишне привлекать внимание уча­щихся, отвлекая их от урока?

7. Работа учащихся на уроке. Была ли проверена готовность уча­щихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски и со слов учителя, самостоя­тельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру учебного труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке? Какие приемы поддержания дис­циплины использовал учитель? Все ли из них были адекват­ными? Достигли ли они цели? Если нет, то почему? Каково было отношение учащихся к предмету и учителю?

8. Гигиенические условия урока. Достаточна ли освещенность классной комнаты? Как влияет на ход занятий окраска стен, панелей, учебных столов? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Рассажены ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание? Ка­ково место данного урока в недельном расписании и в рас­писании данного дня? Как была проведена перемена, пред­шествовавшая данному уроку? Не были ли задержаны уча­щиеся на данном уроке после звонка?

9. Некоторые специальные задачи. В ряде случаев учителю необ­ходимо проанализировать свой урок с точки зрения той на­учной проблемы, над которой работает школа, или в связи с решением педсовета, методического объединения. Этими специальными задачами могут быть следующие: соблюдение единства требований к ведению ученических тетрадей; культура речи учащихся; освоение новых технических средств обучения; обеспечение межпредметных связей; обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.