Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды предпринимательской деятельности: лизинг, венчур, франчайзинг






Лизинг – долгосрочная аренда дорогостоящего оборудования. Преимущества: экономит оборотные средства, так как их не нужно целиком отвлекать на покупку дорогостоящего оборудования; уменьшает налогооблагаемую базу, так как платёж входит в затраты; позволяет избежать морального старения капитала; если это финансовый лизинг, то он даёт возможность по окончании срока договора выкупить оборудование по остаточной стоимости. Отличия лизинга от аренды: 1) Для лизинга требуется лицензия. 2) Лизинг регулируется законом о лизинге, а аренда регулируется гражданским кодексом.

Венчур – предприятие, работа которого связана с повышенной степенью риска. Он ориентирован на практическое использование технических и технологических новинок, результатов исследований ещё не опробованных на практике. Существует в акционерной форме.

 

Франчайзинг – форма организации капитала, которая позволяет воспользоваться известным брендом и технологией, купив её у владельца.

 

  20. Понятие издержек и прибыли. Характеристика экономической, бухгалтерской и нормальной прибыли Издержки-это денежные затраты фирмы на приобретение ресурсов. Все издержки являются альтернативными, т.к возможности использования ресурсов разнообразны. Внешние издержки(явные)-те платежи, которые несет фирма при приобретении ресурсов внешних поставщиков. Явные или бухгалтерские, т.к имеют место во всей финансовой отчетности фирмы. Внутренние издержки (неявные)-те денежные выплаты, которые у фирмы могли быть, если бы она заплатила за ресурсы ей принадлежащие. Оценить их фактическую величину можно по рыночной стоимости данных ресурсов. Неявные, т.к их величина в отчетности фирмы не присутствует, но предприниматель должени быть о них осведомлен. Прибыль-разница между доходом и издержками фирмы. Прибыль= валовый доход(выручка фирмы)-издержки. Бух.прибыль= валовый доход – бух.издержки. Экон.прибыль=валовый доход- экон.издержки. Экономические издержки = Внешние (бухгалтерские) издержки +Внутренние издержки (в т. ч. нормальная прибыль). Нормальная прибыль-это такая величина прибыли, которая удерживает предпринимателя в рамках данного вида деятельности.  
21.Поведение средних и предельных издержек в краткосрочном периоде фирмы. условие равновесия фирмы Средние издержки – издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции, они рассчитываются для сравнения их с ценой (средние валовые издержки), если цена покрывает эти издержки, предприятие или фирма может оставаться на рынке. 1.Средние постоянные издержки. AFC = FC/Q (ГРАФИК) Т.к. с увеличением общего объема производства растет общая выручка, то AFC представляет собой все меньшую величину, приходящуюся на единицу продукции. 2. Средние переменные издержки. AVC= VC/Q (ГРАФИК) Поведение линии AVC явл следствием закона убывающей отдачи от факторов производства. Закон убывающей отдачи: По мере загрузки постоянного ресурса (оборудования) переменным ресурсом(сырье) отдача от оборудования сначала растет (AVC падает) отдача достигает своего max (AVC min). Затем отдача от оборудования сокращается (и AVC растет). 3.Средние валовые издержки ATC = TC/Q или AFC + AVC 4.Предельные издержки–затраты на дополнительную единицу выпускаемой продукции. MC= Δ TC/DQ. Они необходимы для того, чтобы фирма смогла сделать вывод о целесообразности увеличения или сокращения выпуска. (ГРАФИК) Зависимость предельных издержек MC от средних переменных и средних постоянных: кривая MC пересекает кривые AVC и ATC в точках их минимальных значений. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде-В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на цены реализуемого товара. Единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства продукции. В краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным. Поэтому устойчивость фирмы на рынке, ее конкурентоспособность будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы. Если, предельный доход совпадает с предельными затратами, то никакое изменение производства не способно увеличить прибыль — достигнутый выпуск оптимален. Фирма находится в состоянии равновесия — для получения максимальной прибыли ей не надо ни увеличивать, ни сокращать свой выпуск.     22.Долгосрочные средние издержки фирмы. Эффект масштаба и факторы на него влияющие В долгосрочном периоде фирмы она изменяет объем всех своих ресурсов для того, чтобы ответить на вопрос: Кем ей выгоднее быть? (малым, среднем, или крупным предприятием) В различных отраслях в силу технологических особенностей производства присутствуют либо крупные производители, либо только малые, либо производители всех возможных размеров. Анализ выгодного размера бизнеса связан с анализом издержек в долгосрочном периоде(график) Эффект масштаба показывает, как изменяется величина средних долгосрочных издержек по мере роста фирмы. Виды эффекта масштаба: 1) положительный – когда с ростом фирмы издержки сокращаются2)отрицательный – когда с ростом фирмы издержки увеличиваются3)постоянный – когда с ростом фирмы издержки не меняются Причины положительного эффекта: 1)Специализация труда рабочих.2)Специализация труда управленческого персонала.3)Эффективное использование капитала.4)Производство побочных продуктов, утилизация отходов. Причины отрицательного эффекта: Он связан со сложностями управления в чрезмерно крупной фирме.    
23 Конкуренция. Понятие и виды рыночных структур Конкуренция –это соперничество между участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли или продажи товара. Виды конкуренции: 1.В зависимости от методов борьбы: а)ценовая(чем ниже цены, тем больше завоевывают рынок сбыта. Наиболее действенный способ) б)неценовая (совершенствование качества товара, гарантии, пиар) в)недобросовестная (распространение ложных сведений о конкурентах) 2. В зависимости от сферы конк.борьбы: а)внутриотраслевая (побеждает тот, кто предлагает товар с наименьшими издержками) б)межотраслевая(конкурируют за инвестиции) 3. В зависимости от характера конк.борьбы: 1)Совершенная (чистая)-степень контроля на рыноч.ценой отсутствует 2)несовершенная: а)монополия (одна крупная фирма, степень контроля над рын.ценой абсолютная) б)олигополия-несколько крупных фирм, степень контроля над рын.ценой частичная в)монополистическая конкуренция-большое количество малых и средних фирм, присутствует степень контроля над рын.ценой. Другие виды конкуренции: 1)Монопсония(один покупатель)- министерство обороны на рынке вооружения 2)Олигопсония (ограниченное число крупных покупателей)   24.Совершенная конкуренция. Понятие и поведение фирмы Совершенная конкуренция– это рыночная структура, в которой много фирм продают стандартизированный товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цены. Идеальный тип конкуренции. В чистом виде не встречается. Поведение фирмы - совершенного конкурента. Цель фирмы- получение прибыли. Фирме необходимо определить наиболее выгодную цену продажи и выгодный объем продаж. Определение цена-(график)Из графиков видно что фирма принимает рыночную цену как заданную и все единицы продукции продает по данной цене. Определение объем продаж- вкраткосрочном периоде для определения выгодного объема фирма использует 2 способа: 1) способ сравнения валовых показателей(TR-валовый доход, TC-валовые издержки. TR> TC – прибыль; TR< TC-убыток. TR=TC – самоокупаемость. TR=P*Q; TC=FC+VC(графики). Закрытие фирмы- в краткосрочный период фирма имея убыток может продолжать производство, т.к альтернативный вариант закрытия может быть более убыточным. Минимизируя убыток фирма может попытаться его ликвидировать в рамках долгосрочного периода. Условия закрытия фирмы в краткосрочном периоде: TC> TR – убыток, FC+VC> TR. При закрытии фирмы у нее исчезнут переменные издержки (VC) и выручка(TR), поэтому величина постоянных издержек(FC) выплачивается из собственного кармана. Если выручка(TR) больше переменных издержек (VC), то можно производить. Если TR < VC – лучше закрыться.  
25. Монополия: понятие и виды. Поведение монополиста на рынке. Монополия-это рыночная структура при которой одна крупная фирма производит товар, не имеющий заменителей. Виды монополий: 1) естественная(причина существования – эффект масштаба связанный с технологией производства) 2) закрытая (ее источник - юридические барьеры) 3) открытая(временное явление характеризующиеся тем что у одной фирмы в силу благоприятных внутренних и внешних условий нет конкурентов) Поведение фирмы - монополиста. При установлении цены монополист руководствуется соображениями эластичности спроса.(графики)Из графиков видно что снижение цены может осуществляться монополистом только на эластичном отрезке кривой спроса. Также при установлении цен монополии могут использовать практику ценовой дискриминации- (это установление различных цен для разных покупателей) при этом различие в цене несвязанно с разницей в издержках. Установление объема(максимизация прибыли). MR=MC- правило max прибыли.(графики) Достоинства монополии для общества: 1)больше средств и стимулов к развитию НТП 2)в определенных отраслях наиболее эффективно. Недостатки монополии для общества: 1) нерациональное распределение ресурсов для общества. 2)усиления соц.неравенства 3) возможность застоя и торможения научно технического прогресса 4) опасность для демократии   26.Олигополия: понятие и виды. Поведение фирмы в условиях олигополии. Олигополия- рыночная структура, при которой ограниченное число крупных фирм контролирует всю отрасль в целом. Виды олигополии: 1)однородная олигополия – все участники рынка выпускают однородную продукцию(добыча полезных ископаемых)2)дифференцированная олигополия- выпускают различную продукцию. Поведение фирмы в условиях олигополии-большинство участников заинтересованы во взаимодействии друг с другом. 4 модели поведения: 1)отсутствие сговора(ломанная кривая спроса) сговора нет, но у всех одна цена по причине некоторой схожести технологий, однородности продукции и нежелание вступать в ценовою борьбу 2)наличие сговора(сговор принимает форму картели)- у всех одна цена, географический раздел рынка, лимит продаж у каждого участника. Сущ другие формы объединения капитала: холдинги, синдикаты, концерны.3)ценовое лидерство - все фирмы координируют свои действия, ориентируясь на фирму лидера.4)ценообразование по принципу «издержки+»-цена устанавливается как сумма издержек и надбавки. Надбавка зависит от среднеотраслевой рентабельности товара и его дифференциации.    
  27. Монополистическая конкуренция: понятие, дифференциация продукта. Монополистическая конкуренция-это рыночная структура, при которой большое кол-во фирм производят похожую, но не идентичную продукцию.(производство обуви, одежды, питание). Особенностью этой рыночной структуры заключается в использовании различных способов дифференциации (создание отличий). Способы дифференциации: 1)Дифференциация товара (изменение в товаре: дизайн, цвет, качество)2)Дифференциация сервиса 3)Дифференциация персонала4)Дифференциация имиджа фирмы. Эта рын.структура не исключает конкуренции: дифференциация продукта приводит к тому, что каждая фирма имеет свои издержки, следовательно, цены. Потребителю это даёт возможность выбора. Поведение фирмы(графики).     28.Антимонопольная политика. Понятие, цели, реализация в РФ Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование. Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют: 1)прямое регулирование цен; 2)налогообложение; 3)регулирование естественных монополий. Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот закон устанавливает, что: 1. запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан; 2. запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм; 3. подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией 4. контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет); 5. при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф.
29.Спрос на факторы производства и его особенности. Величина спроса на экономические ресурсы определяется количеством ресурсов, которые фирмы готовы приобрести при существующих ценах, в данном месте, в данное время. Среди наиболее важных факторов, определяющих спрос на используемый фирмой ресурс, выделяют следующие: 1. Спрос на готовую продукцию, производимую при помощи данного ресурса. 2.Производительность ресурса. 3. Цена на ресурс. 4. Величина предельного дохода фирмы (MR). При неизменности всех прочих характеристик используемого ресурса, чем выше предельный доход фирмы (MR), тем выше и предельный продукт ресурса в денежном выражении (MRPi=MR*MPi), другими словами — доходность используемого ресурса, и, следовательно, тем выше будет спрос фирмы на данный ресурс. 5. Цены на другие ресурсы. В отличие от рынка готовой продукции изменение цен на другие ресурсы может вызвать два противоположных эффекта: эффект замещения и эффект объема выпуска. Степень влияния данных эффектов зависит от принадлежности анализируемых ресурсов к группе заменяющих, дополняющих или нейтральных факторов производства: 1)нейтральные ресурсы оказывают крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного фактора; 2)заменяющие ресурсы удовлетворяют аналогичные запросы фирмы-производителя, и потому являются конкурентами для основного фактора; 3)дополняющие ресурсы используются в производстве совместно с основным фактором в пропорциях, определяемых технологическим процессом. 13. Эластичность предложения по цене: понятие и факторы на нее влияющие. Эластичность предложения по цене - показывает влияние изменения цены на объемы предложения. Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. - Предложение считается эластичным, если ЕS> 1 -Предложение считается не эластичным, если ЕS< 1 -Предложение считается единичной эластичность, если ЕS=1 - абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна; - абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), Эластичность предложения зависит от: - особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен); - временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке); - зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению. - цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения; - степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала. а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение
   
31.Заработная плата. Понятие, виды, причины дифференциации. Заработная плата – цена, выплачиваемая за использование услуг труда в единицу времени (месяц, день, час). Различают номинальную заработную плату – это сумма денег, выплачиваемая работнику в единицу времени. Реальную заработную плату – это то количество товаров и услуг, которые работник может приобрести за номинальную заработную плату. Причины дифференциации: 1)Профессионализм работника и вид выполняемой им работы.2)Качество выполняемой работы.3)Сложная или простая работа. 4)Работа в ночное время, в неблагоприятных и вредных условиях.5)Отсутствие конкуренции между профессиональными группами.6)Оплата за исключительные природные дарования. Функции заработной платы: 1)Воспроизводственная – выполняется на основе законодательно установленной минимальной зарплаты. 2)Стимулирующая – выполняется на основе форм и систем оплаты труда. В современной экономике акцент сделан в точном учёте вклада работника в конечный результат работы фирмы.   33. Земельная рента: сущность, виды, условия образования Земельная рента-разновидность факторного дохода, которая представляет собой доход собственника земли. Виды земельной ренты: 1)абсолютная (ее источник – право частной собственности на землю)2)дифференциальная (ее источник-качество земельных участков, связанная как с плодородным, так и местоположением) Выделяют диф.ренту 1-го порядка(естественное плодородие) диф.ренту 2-го порядка(плодородие после вложенных усилий) 3)монопольная (ее источник- монопольная цена на продукцию, которая обладает уникальными особенностями по причине уникальных климатических условий) Цена земли определяется как капитализированная земельная рента: цена земли = R/ I * 100%Важнейшим условием возникновения ренты является ограниченность предложенной земли. Уровень урожайности на разных по плодородию землях разные; издержки на единицу продукции на разных участках разные. Таким образом, на лучших по плодородию землях – издержки самые низкие. На средних - средние. На низких – самые высокие. Тоже самое влияние оказывают местоположение земельного участка по отношению к рынкам сбыта. Высокие транспортные издержки - увеличиваются все издержки по производству сельскохозяйственной продукции, небольшие транспортные издержки – увеличивается незначительно. Рентабельность - есть чистый доход с земли, предложение которой не эластично.       32. Спрос и предложение на рынке труда Рынок труда – это система социально экономических отношений, складывающихся по поводу формирования, потребления, распределения и перераспределения рабочей силы, её найма и оплаты. Этот рынок регулируется правовыми нормами. На нём продаётся специфичный товар – рабочая сила. Особенностью труда явл его неотделимость от собственника, поэтому труд нельзя хранить как другие ресурсы, извлекая при этом доход.Спрос на труд зависит от: 1)спрос на готовую продукцию 2)производительности труда 3)зависимость спроса от зарплаты (ГРАФИК) Предложение труда зависит от: 1) демографические факторы (каков % трудоспособного населения) 2) степень экономически активного населения 3) процессы миграции 4) влияние з/п на предложение труда (ГАРАФИК) Индивидуальное предложение труда(эффект дохода и замещения)Причины эффекта замещения: восприятие работником свободного времени, как упущенного дохода. Причины эффекта дохода: 1) физическая усталость 2)уровень дохода который меняет отношение к свободному времени 34.Рынок капитала и ссудный процент. Дисконтирование. Капитал –это любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ.Особенностью капитала явл.его воспроизводимость. В экон.теории под капиталом понимают физический капитал (машины, оборудование): основной капитал(длительное пользование; их стоимость входит в готовую продукцию частями) оборотный капитал(сырье, материалы, полуфабрикаты; включаются в стоимость готовой продукции полностью). Ссудный процент –это доход собственника капитала за право пользования этим капиталом. Для оценки ссудного процента используется его относительное выражение (норма %). Норма %= Доход/ссудный капитал*100% Номинальный % (его норма без инфляции) Реальный %(с учетом индекса инфляции) Для определения текущей стоимости капитала используют понятие дисконтирования. Дискон­тирование (D) — процедура вычисления сегодняшнего аналога суммы, которая выплачивается через определенный срок при существующей норме процента. Сущность дисконтирования заключается в том, что при осуществлении инвестиционных проектов должен учитываться фактор времени, т. е. необходи­мо сопоставлять величину сегодняшних затрат и будущих до­ходов. Денежная единица сегодня стоит больше, чем денежная единица завтра. Дисконтирование помогает определить сего­дняшнюю стоимость будущих благ. D= R/(1+i) в степени t. R- доход с капитала в период времени, i-процент, t-период времени. R= D*(1+i) в степени t. Факторы, влияющие на величину %: 1)ожидаемые темпы инфляции 2)кредитные риски 3)налоги 4)движение валютного курса
35. Доходы: понятие, причины дифференциации. Измерение неравенства в доходах. Доходы населения-сумма материальных благ и денежных средств, получаемых домашним хозяйство за определенное время. Виды доходов: 1)По форме проявления: а)денежные б)неденежные 2)В зависимости от платежеспособности: а)номинальные (заработанные деньги) б)располагаемые в)реальные располагаемые (скорректированы на ур-не налогов и на ур-не инфляции) 3)В зависимости от источника доходов а)доходы по трудам (ЗП, премии) б)доходы от собственности и предпринимательской деятельности в)трансферты (выплаты из гос.бюджета определенным соц.группам) Способы измерения неравенства доходов.Доходы населения являются неравными по различным причинам. Для измерения степени нерав-ва доходов используют: 1. Кривая Лоренца (ГРАФИК)По кривой Лоренца можно судить о степени неравенства доходов общества. Чем сильнее натянут «лук», тем выше неравенство. 2. Коэффициент Джини G= площадь Т/ площадь ОFЕ (график). Значение колеблется от 0 до 1 или от 0 до 100. И чем выше значение индекса, тем сильнее неравенство распределения доходов.3. Децельный коэффициент К= доход 10% богатых/ доход 10% бедных       36.Формирование предмета макроэкономики. СНС: основные макроэкономические показатели Макроэкономика-раздел экономической теории, изучающий поведение народного хозяйства в целом, а также совокупных агрегированных величин (например: национальный доход, совокупный спрос).Начало макроэкономическому изучению в экономической теории было положено английским экономистом Джоном Кейнсом. СНС- это свод балансовых таблиц, где указаны доходы и расходы основных экономических субъектов. Основными показателями в СНС являются: 1)ВНП-рыночная стоимость всей конечной продукции, произведенная национальными субъектами гос-ва как правило за год. или ВВП-рыночная стоимость всей конечной продукции, произведенной внутри территории данной страны за год. Отличия ВНП и ВВП: ВНП подсчитывается по национальному признаку, ВВП- по территориальному признаку. 2)Чистый национальный продукт (ЧНП) ЧНП=ВНП-амортизация; 3)НД (национальный доход); НД=ЧНП-косвенные налоги на бизнес; 4)Личный доход (ЛД), ЛД=НД - а) взносы на социальное страхование б)нераспределенная прибыль; в)налоги на прибыль +трансферты; 5) Личный Располагаемый доход = ЛД –налоги на личный доход(НДФЛ, налог на имущество, налог на наследство)
  37.ВНП: понянтие, методика расчета. Виды ВНП ВНП-рыночная стоимость всей конечной продукции, произведенная национальными субъектами гос-ва как правило за год. Способы расчета ВНП: 1.По расходам: ВНП= 4 =С+I+G+Xn C-потребительские расходы физ.лицI-инвестиционные расходы G-государственные расходы Xn- чистый экспортXn= экспорт- импорт 2. По доходам: ВНП= 4 =W+ R+ i+ M+ Nв+ A; W-затраты, R-рента, i-процент, M-прибыль, Nв- косвенные налоги на бизнес, А-амортизация 3. По добавленной стоимости-разница между рыночной ценой продукции и стоимостью сырья и материалов, купленных у поставщиков. Суммируя добавочную стоимость по фирмам и отраслям, можно рассчитать показатель ВНП. Виды ВНП: Номинальный ВНП- стоимость продукции в ценах текущего года. Реальный ВНП-стоимость продукции в ценах базисного года.(за базу берется год, взятый за основу для сравнения)   38. Совокупный спрос и его формирование. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос Совокупный спрос включает в себя: 1)спрос на потребительские товары и услуги; 2)спрос на инвестиционные товары и услуги; 3)спрос со стороны государства на товары и услуги; 4)спрос на наш экспорт со стороны иностранцев. Кривая совокупного спроса(ГРАФИК): Любая точка на кривой AD показывает то количество товаров и услуг, которая потребители согласны купить при данном уровне цен. Зависимость обратно- пропорциональная. Различают действие ценовых факторов, под влиянием которых происходит движение по кривой AD и неценовых факторов, под влиянием которых кривая сдвигается влево или вправо. Зависимость: влияние ценовых факторов. Выражением этой зависимости является уравнение количественной теории денег.MV= P∙ Y; Y=MV/P; M - размер денежной массы V - скорость обращения денег P-уровень цен (индекс цен) Траектория кривой AD определяется следующими факторами: 1)Эффект процентной ставки, когда цены повышаются и повышается и процентная ставка, при этом и потребительские и инвестиционные расходы сокращаются. 2)Эффект богатства или эффект реальных кассовых остатков: при росте цен покупательная способность накопленных финансовых активов снижается, следовательно снижаются и потребительские расходы. 3)Эффект импортных закупок: при повышении цен внутри страны эффект импортных закупок приводит к росту импорта. Неценовые факторы AD: 1.Изменение потребительских расходов домашних хозяйств происходит под влиянием следующих факторов: а) благосостояние потребителей. Например: благосостояние выросло, тогда кривая АД уйдет по диагонали вправо вверх б) ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов; в) задолженность потребителей по кредиту; г) налоги на доходы; 2. Изменение в инвестиционных расходах, на них оказывают влияние следующие факторы: а) процентная ставка (увеличение процентной ставки сдвигает кривую влево).б) ожидание прибыли от инвестицийв) налоги с предприятийг) уровень технологийд) наличие или отсутствие дополнительных производственных мощностей; 3.Государственные расходы, они зависят от принимаемых политических решений.4.Сектор заграница. Чистый экспорт зависит от следующих факторов: а) национального дохода в зарубежных странах, его уменьшение приводит к росту экспорта; б) валютных курсов.  
39.Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели. Факторы, сдвигающие кривую предложения Модель AS представлена виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Зависимость прямая: чем выше уровень цен, тем больше объем товаров предлагаемых для продажи. С учетом воспроизведенного процесса кривая AS имеет следующую конфигурацию: (ГРАФИК) Форма кривой AS зависит от того что происходит с издержками на единицу продукции, следовательно, с ценами, которые должны покрыть расходы и дать возможность получить прибыль при увеличении реального объема производства. В кривой AS выделяют 3 отрезка: I-горизонтальный (кейнсианский) II-промежуточный III-вертикальный (классический)При этом Of - это потенциальный объем производства (показывает потенциал роста экономики без раскручивания инфляции).Он определяется главным образом структурой экономики. Характеристика отрезков: I Кейнсианский отрезок (горизонтальный) характеризуется: а) стабильными ценами; б) возможностью дальнейшего наращивания объема производства, так как существует неполное использование ресурсов и неполная занятость. в) экономика находиться в состоянии спада (кризиса) и возможное наращивание объема производства так же, как спад не приведет к росту цен. г) по мере увеличения национального производства, уровень безработицы будет сокращаться. II а) Промежуточный – показывает, что рост объема производства сопровождается ростом издержек на единицу продукции, следовательно ростом цен. б) экономика находится в хорошем состоянии, объем национального производства стр емится к своему потенциальному уровню. Для того, чтобы достичь более высокого уровня производства наряду с более низким уровнем безработицы, общество вынуждено примириться с некоторым уровнем инфляции. III Классический отрезок а) классический отрезок показывает состояние экономики, когда она работает на полную мощность, полностью используя материальные, трудовые ресурсы; б) дальнейшее увеличение цен не приведет к росту объема производства в течение ближайшего периода; в) если на этом отрезке возрастает AD (совокупный спрос), это приведет к росту цен. Неценовые факторы AS: Изменение цен на ресурсы, как на собственные, так и на импортные Например: если ресурсы стали более дорогими, кривая AS сдвинется влево по диагонали, предложение уменьшается. Изменение правовых норм: а) налоги с предприятий уменьшают предложение б) государственное регулирование. Например: субсидии и дотации увеличивают предложение; 3. Изменение в производительности труда Главная задача государства: определить силу «ударов», сдвигающих кривые AS и AD и выработать необходимые меры экономической политики.      
  42.Инфляци. понятие виды причины измерение Инфляция-это переполнение каналов денеж.массы сверх потребностей товарооборота, что выражается в снижении покупательской способности денег и росте цен. Виды: 1)В зависимости от проявления: а)открытая (проявляется в росте цен)б)подавленная(проявляется в дефиците товара (СССР))2)В зависимости от темпа роста цен: а)умеренная (до 10% в год)б)галатирующая (до 200% в год)в)гиперинфляция (50% и выше)3) В зависимости от источников инфляции: а)импортируемая б)экспортируемая Причины инфляции: 1)Инфляция спроса-имеет место в денежном секторе, т.к характеризуется причинами, которые увеличивают рост денежной активности населения.(Эмиссия денег, рост гос.расходов, рост военных расходов, расширение кредитов) 2)Инфляция предложения: источник ее- сфера производства товаров. (Действия монополистов, действия профсоюзов, которые могут стимулировать действия спирали «зарплата-цены») Измерение инфляции(чаще производится дефлятором ВНП): 1)По индексу потребительских цен J=цены потребительской корзины в текущем году/цены потребительской корзины (той же самой) в базовом году. 2)По дефлятору ВНП= номинальный ВНП/реальный ВНП *100% 3)По индексу цен на инвестиционные товары 4)По правилу «70»: оно позволяет подсчитывать количественно лет, необходимых для удвоения общего уровня цен: число 70 делится на показатель ежегодного темпа роста цен.  
  43. Последствия инфляции и антиинфляционная политика. Последствия инфляции: 1.Для сферы производства: снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики; обесценение всего фонда накопления; обесценение кредитов; стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.2. При распределении доходов: перераспределение доходов за счет увеличения до­ходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксиро­ванным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государст­венный долг, нередко проводят политику кратковремен­ного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности); отрицательное воздействие на население с фикси­рованными доходами, которые обесцениваются; обесценение доходов населения, что приводит к со­кращению текущего потребления; определение реального дохода уже не по количест­ву денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может ку­пить; снижение покупательной способности денежной единицы.3. Для экономических отношений: владельцы предприятий не знают, какую цену ста­вить на свою продукцию; потребители не знают, какая цена является оправ­данной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь; поставщики сырья предпочитают получать реаль­ные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, на­чинает процветать бартер; кредиторы избегают давать в долг.4. Для денежной массы: деньги теряют свою ценность и перестают выпол­нять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.Умеренная инфляция полезна для эконо­мики, так как рост денежной массы стимулирует дело­вую активность, способствует экономическому росту, ус­коряет процесс инвестирования. Виды антиинфляционной политики: 1. адаптационные меры (приспособле­ние к инфляции) – индексация доходов, контроль за уровнем цен; 2. ликвидационные (антиинфляционные) меры – активное снижение ин­фляции посредством экономического спада и роста безработицы.Если указанные меры не помогают, то тогда государ­ство будет вынуждено проводить денежную реформу— это полное или частичное изменение денежной системы страны. Методы денежной реформы: 1)дефляция– сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков; 2)деноминация– укрупнение денежной единицы пу­тем обмена в определенной пропор­ции старых денежных знаков на но­вые; 3)девальвация – уменьшение золотого содержания де­нежной единицы (при золотом стан­дарте) или снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам; 4)ревальвация – повышение золотого содержания или валютного курса денежной еди­ницы государства, т.е. процесс, про­тивоположный девальвации; 5)нуллификация– объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительны­ми, либо организация их обмена по очень низкому курсу. Антиинфляц. политика делится на 2 вида: стратегия и тактика. Стратегия: 1. Развитие институтов государственной собственности. 2.Создание правительства доверия. 3. Проведение эффективной денежно-кредитной политики: а) Операции государства на открытом рынке ценных бумаг б)Учетная ставка судного процента. в) Норма обязательного банковского резерва. Тактика: 1.Повышение степени товарности рынка. 2.Развитие форм собственности. 3.Увеличение нормы накопления.     41. Национальное потребление и сбережения. Сбережения и инвестиции. Валовые и чистые инвестиции. Потребление представляет собой сумму денежных средств, которая тратится на приобретение материальных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Сбережения — это та часть дохода, которая не потребляется, остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережение как экономический процесс связано с инвестированием. Для понимания того, как сбережения и инвестиции определяют уровни национального производства и занятости, Дж. Кейнс вводит понятия функции потребления (отношение потребления и дохода и их движение) и функции сбережения (отношение сбережений и дохода и их движение). Согласно теории Кейнса, факторы, определяющие функцию потребления, следующие: 1. Располагаемый доход (Yd— Y— Т, где Т — налоговые выплаты) — это доход после уплаты всех налогов, первостепенный фактор, определяющий структуру потребительских расходов. 2. Средняя склонность к потреблению (АРС = C/Yd) — отношение потребления к доходу — уменьшается по мере роста дохода.3. Предельная склонность к потреблению (МРС = ДС/ДУ) — доля потребления в каждой дополнительной денежной единице располагаемого дохода. Согласно теории Кейнса, по мере увеличения располагаемого дохода растут расходы на потребление. Однако доля прироста располагаемого дохода не всегда используется полностью на потребление, а следовательно, МРС находится в границах между нулем и единицей.Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений: 1) доход домашних хозяйств; 2) богатство, накопленное в домашнем хозяйстве; 3) уровень цен; 4) экономические ожидания; 5) величина потребительской задолженности; 6) уровень налогообложения. Инвестиции — это вторая важная составляющая совокупного спроса. Инвестировать — значит купить какие-то блага ради того дохода, который мы ожидаем в будущем. Однако следует различать эти два вида инвестирования. Покупка акций — чисто финансовая сделка, так как приобретение даже новых акций — это просто перемещение финансовых активов из рук в руки. Реальные же инвестиции, которые учитываются как составляющая величина расходов при определении ВНП, произойдут тогда, когда корпорация, получив денежные средства за продажу акций, вложит эти деньги в новое оборудование. Инвестиции представляют собой расходы на расширение и обновление производства, связанные с введением новых технологий, материалов и других орудий и предметов труда.Следует отметить, что между сбережением и инвестированием существует определенный разрыв, так как, во-первых, сбережения делаются потребителями, а инвестиции — производителями, а во-вторых, сбережения поступают к инвесторам через руки посредников (это банки, финансовые компании, фондовые биржи), которые при кредитовании руководствуются собственными целями. Валовые инвестиции – направляются на поддержание и увеличение основного капитала (основных средств) и запасов. Валовые инвестиции–это совокупность всех инвестиций, иначе говоря, восстановительные инвестиции, более известные как «амортизация» плюс чистые инвестиции, и формула расчёта, выглядит как: I gross = A + I net. Чистые инвестиции – это дополнительные вложения, направленные на увеличение основного капитала предприятий, фирм и корпораций, база для расширения производства, увеличения объёмов выпуска, а соответственно, и прибыли.  
45. Последствия безработицы. Закон Оукена. Активные и пассивные меры борьбы с безработицей. Последствия безработицы: -Снижение доходов -Проблемы с психологическим здоровьем -Потеря квалификации -Экономические последствия (потеря ВВП) -Ухудшение криминогенной ситуацииНеэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление. Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода, а также в потере квалификации и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем. Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США, вывел американский экономист Артур Оукен. Эта зависимость получила название «закона Оукена». В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы, β - коэффициент Оукена (β > 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт. Активная политика на рынке труда 1. Создание новых рабочих мест. 2. Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда 3.Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. 4. Устранение препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность. 5. Монетарные, или фискальные меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией. 6. Выплата государственных субсидий предприятиям. 7. Развитие системы профессионального образования позволяет повысить квалификацию работников, тем самым приспосабливая их к изменениям рынка труда. Особое внимание должно уделяться дефицитным специальностям. 8. Судебное преследование безработных с целью побудить их к поиску работы (статьи «За тунеядство»). Пассивная политика на рынке трудаНаправлена на формирование определённого отношения к безработице в обществе, и сглаживание её негативных последствий. Помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением её размера.Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Политика пассивной занятости: 1)вопросами учёта и регистрации безработных в ее различных проявлениях; 2) поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством; 3)поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и материальной поддержкой безработных.     46. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Адаптивные и рациональные ожидания. Инфляция представляет собой обесценение денег из-за превышения в экономике количества денежных единиц над суммой стоимости товаров, образованных в сфере обращения и определенного количества денежных знаков, которые не обеспечены товарами. Существует взаимосвязь безработицы и инфляции. Как правило, инфляция выражается, в повсеместном росте цен, при падающей покупательной силе денежной единицы. Взаимосвязь инфляции и безработицыЭкономисты отмечали связь темпов инфляции с уровнем безработицы. Эта зависимость наглядно описана в модели профессора Лондонской школы экономики А. Филлипса. Он исследовал статистические данные по Великобритании за период с 1861 по 1957 гг. и пришел к выводу, что когда безработица превышала 3%ный уровень, темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться. Графическое изображение этой зависимости получило название кривой Филлипса. Кривая Филипса показывает обратную зависимость инфляции и безработицы в краткосрочном периоде и возможность выбора, компромисса (по выражению П.Самуэльсона) между ними. В краткосрочном периоде инфляционное повышение цен и заработной платы стимулирует предложение труда и расширение производства. Подавление инфляции сопровождается ростом безработицы. Условия компромисса определяются наклоном кривой Филипса. Анализ кривой Филлипса в новых условиях дали Э.Фелпс и М.Фридмен на основе теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории в долгосрочном периоде кривая Филлипса вертикальна. Если фактический уровень безработицы равен естественному, то рынок труда приходит к равновесному состоянию, и фактический уровень инфляции равен ожидаемому. (Рис.16.4.) При обосновании долгосрочной кривой Филлипса используются различные подходы с точки зрения инфляционных ожиданий – теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий. Обе теории показывают, как в условиях полной занятости (или естественного уровня безработицы) срабатывают инфляционные ожидания экономических субъектов в процессе их приспособления к изменению государственной экономической политики. Адаптивные ожидания – это прогнозы инфляции, основанные на ее фактическом уровне. Они не совпадают с фактической инфляцией и периодически пересматриваются. Рациональные ожиданияозначают, что экономические агенты в своих прогнозах учитывают всю имеющуюся информацию о будущих ценах и в среднем не ошибаются в своих расчетах.      
47. Промышленный цикл и его фазы. Факторы, влияющие на цикл. Теории экономических циклов. Экономические циклы — регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до спада (экономической депрессии). Обычно выделяют четыре основных типа экономических циклов: 1.краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 3-4 года)(циклы запасов); (1926 г.) сосредоточил свое внимание на исследовании коротких волн на основе изучения финансовых счетов и продажных цен.2.среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 7-11 лет); эти колебания совпали с циклами инвестиций, которые, в свою очередь, инициировали изменения ВНП, инфляции и занятости. 3. ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет); показатели национального дохода, потребительских расходов, валовых инвестиций в оборудование производственного назначения, а также в здания и сооружения обнаруживают взаимосвязанные двадцатилетние колебания. При этом он отметил, что в строительстве эти колебания обладают самой большой относительной амплитудой.4.длинные волны Кондратьева (характерный период — 45-60 лет). Он изложил результаты своих статистических экономических исследовании, касающихся динамики индексов товарных цен, процентных ставок, ренты, заработной платы, производства важнейших видов продукции и т. д. для ряда развитых стран за отдельные периоды в пределах временного интервала с 1770 по 1926 гг. Фазы: Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.Спад (рецессия ) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие падения конъюнктуры спад обычно сопровождается ростом безработицы и падением загрузки производственных мощностей. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают ситуацию падения деловой активности, которая продолжается свыше трёх месяцев подряд.Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила. Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась почти десять лет. Причины: Теория реальных экономических циклов объясняет спады и подъемы воздействием реальных факторов. В индустриальных странах этим может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах - урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут стать форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия). Предвидя изменение экономической обстановки в лучшую или худшую сторону, домохозяйства и фирмы массово начинают экономить или больше тратить. В результате сокращается или возрастает совокупный спрос, уменьшается или увеличивается оборот розничной торговли. Фирмы получают меньше или больше заказов на изготовление продукции, соответственно меняется объем производства, занятость. Меняется деловая активность: фирмы начинают сокращать ассортимент выпускаемой продукции или наоборот запускают новые проекты, берут кредиты на их осуществление. То есть вся экономика колеблется, стремясь прийти в равновесие. Кроме колебаний совокупного спроса существуют и другие факторы, влияющие на фазы экономического цикла: изменения, зависящие от смены времен года в сельском хозяйстве, строительстве, автомобильной промышленности, сезонность розничной торговли, вековые тенденции экономического развития страны, зависящие от ресурсной базы, численности и структуры населения, правильного управления.     48. Экономический рост: сущность, типы и факторы. Экономический рост- постоянное увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год). Может измеряться как в физическом выражении (тонны, метры, штуки и т. д.), так и в стоимостном. Первый способ более надежен, так как позволяет исключить воздействие инфляции, но не универсален, поскольку при расчете темпов роста трудно рассчитать общий показатель для производства разных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца «очистить» его от инфляционных наслоений. На макроэкономическом уровне основными показателями динамики экономического роста являются: а)увеличение объема ВВП; б)темпы роста ВВП в расчете на душу населения; в) темпы роста промышленного производства в целом, по отраслям и на душу населения. В экономической статистике для изучения динамики используются коэффициент роста X, который исчисляется по формуле: Х=у1/у0, где у1, у0 - показатели соответственно в изучаемом и базовом периодах. Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100. Темп прироста равен темпу роста минус 100. На практике часто под темпом роста понимают темп прироста. Многие десятилетия в СССР экономический рост измерялся произведенным национальным доходом (по марксистской методологии - вновь созданная стоимость в течение года) и лишь с 1987 г. начал применяться показатель ВВП. В 90-х гг. в России стал основным показателем динамики народного хозяйства. Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста: В первом случае рост достигается путем количественного увеличения факторов производства и базируется на старой технико-технологической базе. Во втором - за счет роста производительности труда, использования новой техники и технологии, т. е. за счет качественных факторов. С развитием и освоением современных достижений науки и техники интенсивные факторы роста становятся преобладающими. В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие. Экономический рост является главным и единственным источником повышения уровня и качества жизни населения. Факторы, обеспечивающие экономический рост: Количество и качество природных ресурсов; Трудовые ресурсы; Капитал; Технический прогресс; Инвестиции.  
49. Бюджетная политика. Государственный бюджет: понятие и структура. Способы финансирования бюджетного дефицита. Бюджетная политика государства -это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика - предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства. Стратегические направления и ориентиры бюджетной политики: 1)концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов; 2)снижение налоговой нагрузки на экономику; 3)упорядочивание государственных обязательств; 4)создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами. Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется - бюджетный процесс Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья – бюджеты субъектов федерации, штатов, земель. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трёх уровней: первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты.Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития: 1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация); 2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее); 3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества. Последний, третий способ вряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.   50. Денежно - кредитная политика государства и ее инструменты. Политика дешевых и дорогих денег. Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Цели денежно-кредитной политики: рост объема на­ционального производства, полная занятость, стабильный уро­вень цен. Общими инструментами регулирования выступают: 1. Учетная политика. Одна из функций центрального бан­ка — предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. 2. Проведение операций на открытом рынке. Операции на открытом рынке— покупка и прода­жа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, воз­можности для кредитования и создания новых денег. 3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков —денежный капитал, ко­торый может быть отдан в кредит. Обязательные резервы коммерческих банков — часть резервов, которую коммерческие бан­ки должны хранить на специальных счетах центрального банка. Норма обязательных резервов— процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Избыточные резервы коммерческих банков — резервы банка минус обязательные резервы. Селективными методами, которые регулируют конкретные виды кре­дита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм: 1. Контроль по отдельным видам кредитов. 2. Регулирование риска и ликвидности банковских предпри­ятий. 3. Предписываемая законом маржа. Маржа — минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая опла­чивается из собственных средств покупателя. Например, при мар­же в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн долл., покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в кредит.4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Виды: Жесткая моне­тарная политика — политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы; графически как крайний случай представляется вертикальной кривой предложения денег на уровне заданного показателя денежной массы. Гибкая моне­тарная политика — политика направленная на поддержание на определенном уровне ставки процента; как крайний случай гра­фически может быть продемонстрирована горизонтальной кри­вой предложения денег на уровне заданного значения процент­ной ставки.Политика дешёвых денег-это если экономика переживает спад и в ней высокая безра­ботица, то проводится денежно-кредитная политика. Эта политика направлена на снижение ставки ссудного процента, что приводит к увеличе­нию инвестиций в экономику, росту потребительского кредита. В результате создаются условия для экономического роста и уве­личения занятости. Снижение ставки ссудного процента проис­ходит из-за увеличения предложения денег. При этом централь­ный банк должен проводить следующие мероприятия: покупать государственные ценные бумаги; снижать норму обязательных резервов; снижать учетную ставку.Политика дорогих денег-направленная в конечном счете на сокращение совокупных расходов и совокупного спроса. Суть этой политики состоит в со­кращении избыточных резервов коммерческих банков. Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.  
  18. Основные организационно-правовые формы предприятий в рыночной экономике. 1. Индивидуальное владение - фирма, находящаяся в собственности одного лица (предприни-мателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. С точки зрения количественного представительства, эта форма организации бизнеса в странах развитой рыночной экономики лидирует с огромным отрывом. Преимуществами этой формы орга­низации бизнеса являются: 1) простота регистрации при создании; 2) налоговые льготы; 3) лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений; 4)сильные стимулы к извлечению экономической прибыли. Недостатки: 1) отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйствен­ной деятельности (или затрудненный доступ к ним); 2) концентрация риска на ограниченной сфере деятельности 3) сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (про­блема степени его компетентности и распределения рабочего времени); 4) высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие ре­шения 2.Парт­нерство.Принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Поскольку в партнерстве существует несколько владельцев, каждый из них может реализовывать любое из прав собственности, составляющих известный нам пучок правомочий, однако нужно учесть, что такого рода действия должны согласовываться с остальными партнерами. Это обстоятельство приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек. Преимущества: 1)относительная простота регистрации при создании; 2)большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравне­нию с индивидуальным владением; 3)специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой. Недостатки: 1)неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства); 2)возможные разногласия между партнерами по реализации прав соб­ственности; 3)проблема «припципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю); 4)ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности. 3.Корпорация. неограниченное кол-во экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала -акций. Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера.1 Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев) концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция). Преимущества: 1)возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для це­лей своего развития (выпуск акций и облигаций); 2)ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т. е. только в пределах внесенного пая; 3)диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам дея­тельность; 4)возможности лоббирования своих интересов через механизмы госу­дарственной власти. Недостатками корпорации являются: 1)сложная процедура регистрации и отчетности перед государственны­ми органами; 2)проблема «принципал-агент»; 3)двойное налогообложение прибыли.   44. Безработица: формы и естественный уровень. Безработица — незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Причины безработицы: потеря работы (увольнение); добровольный уход с работы; первое появление на рынке труда. Формы безработицы: 1. Безработица фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.2.Безработица институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.3. Добровольная безработицаусиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения. Связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы..4. Безработица вынужденная- возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. а) циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.б) сезонная — зависит от колебаний в уровне эко





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.