Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие теоретические сведения. Методическое пособие к лабораторной работе






Сорокин А. А.

 

Методическое пособие к лабораторной работе

 

«Навигаторы устранения технических противоречий»

 

по курсу «Проблемы выбора технических решений»

 

 

Утверждено на заседании кафедры «__»______________2011г.

 

 

Заведующий кафедрой ЭПЭ В. В. Юдин

 

Рыбинск

2011 г.

 

 

Краткие теоретические сведения

 

Главные концепты ТРИЗ заключаются в следующем:

1. Все системы (не только технические) создаются для реализации опреде­ленной функции, называемой главной полезной функцией системы, и раз­виваются по определенным законам, которые познаваемы и могут приме­няться для управления развитием систем;

2. Все системы на интервале жизненного цикла стремятся повысить свою эффективность, понимаемую как отношение оценок позитивных факторов от реализации главной полезной функции к оценкам негативных факто­ров, связанных с затратами на создание, эксплуатацию и утилизацию сис­темы и с компенсацией ущерба окружающей среде;

3. Все системы (по сравнению с окружающими системами) и компоненты систем развиваются неравномерно, что служит основной причиной мед­

ленного роста эффективности новых систем и вызывает появление техни­ческих проблем;

4. В основе любой технической проблемы лежит некоторое конфликтное противоречие между несовместимыми свойствами и требованиями, необ­ходимыми для реализации главных полезных функций компонентов и всей системы в целом;

5. Разрешение конфликтного противоречия (техническими средствами) и есть создание изобретения;

6. Количество различных типов конфликтных противоречий ограничено, что открывает возможность их четкого распознавания в реальных проблемах и возможность применения относительно небольшого множества адекват­ных методов для разрешения технических проблем;

7. Адекватные методы разрешения противоречий могут быть получены при изучении достаточно большого набора (репрезентативной выборки) реаль­ных изобретений по патентным описаниям и технической литературе;

8. Методы разрешения противоречий могут применяться вместе с приемами развития и стимуляции памяти, внимания, ассоциативного мышления, во­ображения и любых других полезных качеств интеллекта и психики;

9. Методы разрешения противоречий могут применяться вместе с другими методами управления развитием сложных систем — экономическими, сис­темотехническими, культурно-образовательными и даже политическими.

 

 

Аспекты проблемы Уровни изобретений
Рационализация Модернизация Принцип Синтез Открытие
Исходные условия Четкая однопа- раметрическая постановка Многопарамет­рическая по­становка; есть прямые струк­турные аналоги Плохострукту-рированный «клубок» задач; есть только функциональ­ные аналоги Неизвестность многих факто­ров; нет близ­ких функцио-нальнострук-турных аналогов Неизвестность главных целе­вых факторов; аналогов нет
Ресурсы проблемы и решателя Ресурс очевиден и легко досту­пен; обычная профессиональ­ная подготовка Ресурс неоче­виден, но при­сутствует в системе; тра­диционная профессио­нальная подго­товка Ресурс часто привлекается из других сис­тем и уровней; развитое ком­бинаторное мышление Ресурсы из ра-ных отраслей знания; силь­ное ассоциа­тивное мышле­ние, широкая эрудиция; спо­собность пре­одолевать сте­реотипы Неизвестный ресурс и/или его примене­ние; исключи­тельная изби­рательная мо­тивация, свобода от сте­реотипов
Сложность проблемы Задачи без про­тиворечий Стандартные проблемы Нестандартные проблемы Экстремальные проблемы Уникальные проблемы
Правила трансформа­ции Инженерное оп­тимизационное решение Инженерное решение на ос­нове типовых (стандартных) аналогов Изобретатель­ское решение на основе ком­бинирования методов Изобретатель­ское решение на основе ин­теграции науч­но-техниче­ских «эффек­тов» Научно-техни­ческое откры­тие
Уровень новизны Небольшие пара­метрические из­менения элемен­тов Оригинальные функциональ­но-структур­ные решения без изменения принципа функциониро­вания «Сильные» изобретения с системным эф­фектом замены принципа функциониро­вания Выдающиеся изобретения с системным эф­фектом суще­ственного из­менения окру­жающих систем Крупнейшие изобретения с системным эф­фектом карди­нального изме­нения цивили­зации

 

В результате в фундамент классической ТРИЗ были положены следующие три практических открытия:

Все реальные проблемы могут быть редуцированы всего лишь к трем различным видам и представлены только тремя соответствующими структурными моделями:

Административная проблема — проблемная ситуация задана в виде указа­ния недостатков, которые нужно устранить, или целей, которые нужно достичь, при этом причины возникновения недостатков, а также способы их устранения и достижения указанных целей не указаны;

Техническая проблема — проблемная ситуация задана в виде указания не­совместимых функций или функциональных свойств системы, из которых одна функция (или свойство) способствует достижению главной полезной функции всей системы (назначению системы), а вторая — противодействует;

Физическая проблема — проблемная ситуация задана в виде указания од­ного физического свойства элемента или всей системы в целом, из кото­рых одно значение этого свойства необходимо для достижения одной оп­ределенной функции системы, а другое значение — для другой, но при этом оба значения являются несовместимыми и обладают взаимоисклю­чающими противоположно направленными тенденциями к их улучшению.

Формулировки идеального конечного результат (ИКР), технического противоречия (ТП), физического противоречия (ФП):

1. ИКР: объект сам выполняет требуемые действия, сохраняя при этом все условия задачи;

2. ТП: при улучшении параметра А, ухудшается параметр В и наоборот: при улучшении параметра В ухудшается параметр А;

3. ФП: для выполнения требований задачи А часть системы (указать) должна находится в (указать) физическом состоянии а для выполнении требований задачи В эта же часть системы одновременно должна находится в противоположном физическом состоянии (указать).

Способы устранения ФП:

1. Разнесение противоречивых свойств в пространстве;

2. Разнесение противоречивых свойств во времени;

3. Использование переходных свойств веществ;

4. Использование физико-технических эффектов;

5. Использование навигаторов устранения ТП






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.