Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование возможностей современных информационно-поисковых систем.

Лабораторная работа

Цель работы:

– освоить методы поиска информации в сети Интернет;
– получить представление о возможностях поиска с использованием языка запросов.

Материально-техническое оснащение:

Персональный компьютер, программа Internet Explorer. Подключение к Интернет.

Краткие теоретические сведения:

Информационно-поисковые системы – системы, позволяющие хранить, обрабатывать различные каталоги, списки, справочники, т.е. представляют собой электронный вариант соответствующих бумажных аналогов.

В Интернет обращаются за определенной информацией. Чтобы открыть нужную Web-страницу, надо иметь либо ее адрес, либо другую страницу со ссылкой на нее. Если нет ни того ни другого, обращаются к поисковым системам. Поисковая система представляет собой специализированный Web-узел. Поисковые системы классифицируются по методам поиска.

Специальные программы-роботы круглосуточно сканируют пространство Интернет на предмет обнаружения новых документов. Новые документы просматриваются, выдаются ключевые слова и краткое содержание. Выявленная информация размещается в БД поисковой системы, упорядочивается (индексируется) и классифицируется по темам. При поступлении запроса на поиск от пользователя поисковая система находит ответ в своей БД и выдает пользователю ранжированный по релевантности список адресов серверов с аннотациями, на которых “по мнению поисковой системы” находится искомая информация. Из вышесказанного следует, что индексные поисковые системы – это системы, в которых все операции производятся автоматизировано (например, www.yandex.ru, www.rambler.ru).

Поисковый индекс обеспечивает поиск по заданным ключевым словам. В результате поиска формируется набор гиперссылок на Web-странице, содержащие указанные термины. Поисковые индексы предоставляют грандиозную широту поиска.

Различают следующие виды информационно-поисковых систем: юридические, отраслевые, электронные справочники, электронные обучающие системы и т. п.

К средствам поисковых систем относится язык запросов, он различен для разных систем, но имеет определенные характерные особенности. Рассмотрим язык запросов одной из популярных систем Яndex. Характерной особенностью этой поисковой машины является учет морфологии языка, т. е. поиск осуществляется по всем формам слова или слов в запросе. Например: если задано слово “лить”, то в результате поиска будут предложены и документы со словами “льет”. Стоит отметить, что не все поисковики обладают такой “способностью”.

Поиск в WWW–1

1. Запустить программу Проводник. В своей папке создать папку лабораторной работы Search.

2. Запустить программу MS-Word. Ввести в окно документа свою фамилию, имя, номера группы и подгруппы, номер лабораторной работы, дату выполнения работы. Сохранить в своей папке с именем Search_report1.doc (файл отчета).

3. Запустить программу Internet Explorer, загрузить страничку поисковой системы Рамблер через список из адресной строки (www.rambler.ru).

4. Изучить раздел справки на странице Рамблер. Найти на Web-странице системы ссылки на описание системы (“Помощь”, “Расширенный поиск” и др.). Изучить справочную информацию, в тетради кратко законспектировать основные пункты.

5. Изучить синтаксис языка запросов, занести в отчет (таблица 1) обозначения поисковых операторов и указать их назначение:

 

Таблица 1

Поисковые операторы и другие элементы запроса Обозначение в ИПС Рамблер Назначение (комментарий студента)
  И    
  ИЛИ    
  НЕ    
  Фразы    
  Расстояние в словах    
  Расстояния в предложениях    
  Группировка слов    
  Метасимволы (морфологическая нормализация)    

6. Скопировать в файл отчета примеры запросов со всеми элементами запросов.

7. Создать в отчете таблицу 2:

Таблица 2

Формулировки запросов Количество выд. д-тов Количество выд. Сайтов Комментарии
  большой театр      
  театр большой      
  “большой театр”      
  большой театр      

8. Провести поиск по каждой формулировке запроса (в окно ввода запросов последовательно ввести каждую формулировку запроса и нажать на кнопку “Найти”). Скопировать результаты проведенных поисков в таблицу. Прокомментировать результаты поиска.

9. Создать в отчете таблицу 3.

 

Таблица 3

Формулировки запросов Количество Комментарии
выданных Отобранных
документов сайтов Документов сайтов
             
             

10. По запросу Найти рефераты или курсовые работы по теме “Информатика ” в учебных заведениях провести несколько поисков с различными вариантами поисковых предписаний (формулировок на языке запроса поисковой системы):

1) Информатика использование внешних устройстви подключение;

2) (Информатика программное обеспечение внешних устройств) И (реферат ИЛИ курсовая);

3) (Информатика АСУ различного назначения) И (реферат ИЛИ курсовая) (учебные заведения);

4) (Информатика АСУ различного назначения) И (реферат ИЛИ курсовая) НЕ (учебные заведения ИЛИ образование);

5) “история мировой культуры”;

6) “ Информатика программное обеспечение внешних устройств ” И (реферат ИЛИ курсовая);

7) “ Информатика программное обеспечение внешних устройств ” И (реферат ИЛИ курсовая) НЕ (учебные заведения);

8) “ Информатика программное обеспечение внешних устройств ” И (реферат ИЛИ курсовая) НЕ (учебные заведения ИЛИ образование).

11. В таблицу 3 вписать, добавив строки, все формулировки этого запроса и результаты поисков по каждому варианту (столбцы “Количество выданных документов|сайтов”):

12. Среди найденных документов выбрать наиболее подходящие (релевантные запросу), для чего просмотреть описания найденных документов, если надо, и сами документы. Заполнить столбцы “Количество отобранных документов|сайтов”.

13. Выбрать два наиболее подходящих на ваш взгляд сайта и их описания скопировать в файл отчета.

14. Ссылки на эти сайты сохранить в в своей папке (предварительно созданной на доступном диске с именем группа-Фамилия).

15. Самые релевантные документы (2) сохранить в своей папке в формате “только HTML”.

16. Тексты этих документов скопировать в файл отчета.

17. Предъявить преподавателю тетрадь с конспектом, содержимое своей папки в Проводнике, файл отчета в окне Word и своей папки в Избранном в окне браузера.

Поиск в WWW–2

1. Запустить программу Проводник. В своей папке создать папку лабораторной работы Search.

2. Запустить программу MS-Word. Ввести в окно документа свою фамилию, имя, номера группы и подгруппы, номер лабораторной работы, дату выполнения работы. Сохранить в своей папке с именем Search_report2.doc (файл отчета).

3. Запустить программу Internet Explorer, загрузить страничку поисковой системы Яндекс через список из адресной строки (www.yandex.ru).

4. Изучить раздел справки на странице Яндекс. Найти на Web-странице системы ссылки на описание системы (“Помощь”, “Тем, кто ищет”, “Расширенный поиск” и др.). Изучить справочную информацию, кратко законспектировать основные пункты.

5. Изучить синтаксис языка запросов, занести в файл отчета (таблицу 1) обозначения поисковых операторов и указать их назначение:

Таблица 1

Поисковые операторы и другие элементы запроса Обозначение в ИПСЯндекс Назначение (комментарий студента)
  И    
  ИЛИ    
  НЕ    
  Фразы    
  Расстояние в словах    
  Расстояния в предложениях    
  Группировка слов    
  Метасимволы (морфологическая нормализация)    

6. Скопировать в файл отчета примеры запросов со всеми элементами запросов.

7. Сформулировать и записать себе в тетрадь запрос по интересующей вас теме.

8. Создать в отчете новую таблицу:

Таблица 2

Формулировки запросов Количество Комментарии
выданных отобранных
документов сайтов документов сайтов
             
             
             
             
             

9. В каждую строку столбца “Формулировки запросов” таблицы 2 скопировать (через буфер обмена) тексты различных вариантов вашего запроса из строки для ввода запроса на странице Яндекса в окно файла Report.

10. Так же скопировать результаты поисков (столбец “количество выданных документов|сайтов”) по каждому варианту поискового предписания (количество не ограничено).

11. Заполнить столбец “ количество отобранных документов|сайтов ”, просмотрев описания найденных документов, если надо, и сами документы (соответствуют ли они запросу).

12. Выделить жирным строку с наилучшими результатами поиска.

13. Выбрать два наиболее подходящих на ваш взгляд сайта и их описания скопировать в файл отчета.

14. Ссылки на эти сайты сохранить в Избранном в своей папке (предварительно созданной с именем nnn-k/Search).

15. Самые релевантные документы (2) сохранить в своей папке в формате “только HTML”.

16. Тексты этих документов скопировать в файл отчета.

17. Предъявить преподавателю тетрадь с конспектом, содержимое своей папки в Проводнике, файл отчета в окне Word и своей папки

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оператор while | Постановка задачи. Поиск оптимальных решений




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.