Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационный менеджмент. Понятие и классификация инноваций. Инновационный процесс. Инновационные стратегии предприятия.






Инновационный менеджмент – это научно-практическая дисциплина, изучающая управление процессами создания и внедрения новшеств, решения задач их практическое использование.

Классификация инноваций:

1. По пользе приносимой обществу:

- ведущие к сокращению затрат,

- приводящие к улучшению качества изделий,

- способствующие увеличению качества выпускаемой продукции.

- сберегающие человеческий труд,

- ведущие к охране окружающей среды.

2. По предмету инновации:

- технические,

- организационные – это совершенствование организационной структуры управления,

- экономические – это положительное изменения фин., бух., и др. сферах деятельности, включая орг-цию з/п.

- социальные – это «+» изменения в организации труда, быта и отдыха персонала.

3. По глубине вносимых изменений:

- радикальные или базовые, определяющие длительное развитие техники производств и эк-ки в целом,

- улучшающие.

4. По типу новизны для рынка:

- новые для отрасли в мире (инновации),

- новые для отрасли в стране,

- новые для данного предприятия.

Инновационный процесс – это несколько последовательных этапов начиная с фундаментальных научных исследований и заканчивая спадом объема продаж новаций, т.е. старение новинки и замена ее новой.

Формы инновационного процесса.

1. Простой внутриорганизационный (натуральный) предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации.

2. Простой межорганизационный (товарный) – новшество выступает как предмет купли – продажи, то есть функции создателя, производителя и потребителя разделены. Необходимо юридически оформить права создателя и предусмотреть получение доли прибыли от продаж новшества.

3. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производственных новшеств. В нарушении монополии производителя – пионера, что способствует усилению конкуренции.

Субъекты инновационного процесса.

1. Новаторы – генераторы идей или научно – технических знаний (индивидуальные изобретатели или исследование организации – они заинтересованы в получении части доходов от использования изобретений).

2. Ранние рецепиенты (пионерские организации) это предприниматели, которые первыми освоили новшество, они стремятся к получению дополнительной прибыли, путем скорейшего продвижения новшеств на рынок.

3. Раннее большинство – это фирмы первые внедрившие новшество в производство. Выпуск много, но это еще все новое, то этого прибыль.

4. Отстающие фирмы, которые запаздывают с нововведениями, что приводит к выпуску изделий, которые морально устарели.

Инновационные стратегии предприятия.

1. Традиционная (фирма стремится только к повышению качества выпускаемой продукции и, как правило, в долгосрочной перспективе может отстать вначале в технико-технологическом, а затем и в экономическом плане)

2. Оппортунистическая. Фирма ищет продукт, который не требует больших затрат на исследования и разработки, но может вывести ее на лидирующие позиции на рынке. Поиск таких «ниш» («щелей») предполагает хорошее знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности. Но: высокая степень риска быстрой утраты монопольного положения.

3. Имитационная. Новая технология приобретается у других фирм (закупка лицензий, патентов), а дальше производство развивается само. Для успеха необходима высокая квалификация персонала, хорошая производственная
база и способность к адаптации

4. Зависимая (для мелких фирм, которым крупные компании передают для производства новый продукт или технологию)

5. Оборонительная. Для фирм, где исследования и разработки ведутся без претензий на занятие лидирующих позиций. Их цель не отстать от других в технико-технологическом развитии и при необходимости повышать
технический уровень производства. Задачи: помешать конкурентам начать наступательные действия (выпускать разнообразную продукцию, держать низкие цены); довести до сведения конкурентов, что их действия не останутся без
ответа (заблаговременно распространить информацию о новом товаре); снизить прибыль, побуждающуюконкурентов вести наступательные действия (установить более низкие цены)

6. Наступательная. Цель фирмы быть первой на рынке. Предполагается планирование периода создания преимуществ, их использования и разрушения. Период получения преимуществ различен (капиталоемкие отрасли - 1-2 года, сфера услуг - 1-3 месяца). Величина преимущества может быть значительна (в фармацевтике) или незначительна (в швейной отрасли). Период разрушения начинается, когда новшество копируется. Для создания конкурентного преимущества необходимо в течение периода использования одного новшества готовить другое.

- Противостояние сильным сторонам конкурентов, попытки превзойти их(у более слабого пытаются отобрать долю рынка за счет снижения цены, улучшения качества, диверсификации, мощной рекламной компании; у более сильного пытаются уменьшить конкурентные преимущества)

- Действия, направленные на использование слабостей конкурента.Это концентрация усилий на географических районах, где у конкурента небольшая доля рынка; обращение к сегментам, которыми конкуренты пренебрегают: работа с потребителямитех фирм, у которых продукция невысокого качества, низкий уровень сервиса; атака конкурентов, мало рекламирующих свою продукцию. + Освоение новых моделей, заполняющих пробелы в ассортименте конкурентов.

- Захват незанятых пространств(для избежания открытого противостояния)

- Одновременное наступление на нескольких фронтах(осуществление действий, относящихся к разным элементам маркетинга (усиление рекламы, сервисная сеть))

- «Партизанская война» (выбирается объект атаки, а возникающие ситуации используются с пользой для себя)

- Стратегия упреждающих ударов.Это сохранение выгодной позиции на рынке, отбивая у конкурентов желание копировать стратегию фирмы (заключаются договоры с лучшими поставщиками, даются скидки)

Для реализации наступательной стратегии необходимо иметь хорошее знание рынка (эффективный маркетинг): возможность определения риска; нетрадиционно мыслящее руководство, склонное к новым идеям; новаторов на предприятии и хорошо реализованный эффективный инновационный процесс. Эти стратегии опасны, т.к. обостряют конкурентную борьбу.

Жизненный цикл инноваций:

1. создание новаций (этап 1- фундаментально-научно исследовательские разработки; этап 2 – прикладные НИР; этап 3 – опытно-конструкторские работы)

2. внедрение

3. рост

4. замедление роста

5. спад

2, 3, 4, 5 – этап 4, коммерционализация новаций.

Зарубежная классификация этапов жизненного цикла инноваций:

1. зарождение – осознание потребностей и возможностей изменения, поиск соответствующего новшества.

2. освоение – внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений.

3. диффузия – распространение (тиражирование) – многократное повторение нововведение на других объектах.

4. рутинизация – это реализация нововведений на стабильных, постоянно функционирующих объектах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.