Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребность в одобрении и эмоциональной под­держке






Даня с мамой были в гостях. Там Даня часто повторял: «Я плохой, дурак старый».

Мама (спрашивает по дороге домой): Даня, что же ты все себя ругал?

Даня: Чтобы меня хвалили.

Мама: Но мы и так часто говорим, что ты у нас красивый, добрый, умный.

Даня: Говорите, но мало.

Диссертационные исследования

Абдурасулова Т. Д. Диагностика формирования психологичес­ких предпосылок готовности к школе у детей 4-5 лет. Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997.

Алексеева Е. Е. Взаимоотношения педагогов и детей в дошколь­ном образовательном учреждении. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2003.

Банщикова Т. Н. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошколь­ников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2001.

Давлетбаева 3. К. Супружеские отношения как фактор пси­хического здоровья детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Самара, 2004.

Зиновьева М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольно­го возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2001.

Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личнос­ти. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2000. Макшанцева Л. В. Диагностика и профилактика тревожнос­ти у дошкольников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.,

2000.

Шабес С. Г. Коррекция развития личности детей в условиях социальной депривации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999.

Шапатина О. В. Согласование родительских позиций как ус­ловие развития личности ребенка в семье. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2001.

Литература

Бурбо Л. Отношения родитель - ребенок. София: Гелиос, 2002.

Бурменская Г. В. и др. Психологические трудности дошкольни­ка// Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные образования у де­тей в период кризиса 3-х лет // Вопросы психологии. 1987.

№5.

Ениколопов С. Н. Средства массовой коммуникации и наси­лие // Мир детства. 2004. № 3. С. 38-45.

Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особен­ности личностного развития дошкольников в предкризис-

ной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 50-59.

Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2005.

Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивнос­тью и дефицитом внимания. М.: Школьная пресса, 2002.

Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб., 2000.

Каган В. Е. Неконтактный ребенок в семье. СПб., 1996.

Касатикова Е. В., Брязгунов И. П. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М.: Институт психотерапии, 2001.

Лангмейер Й„ Магпейчик 3. Психическая депривация в детс­ком возрасте. Прага, 1984.

Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их раз­витие и решать проблемы. М., 1991.

Мамайчук И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. СПб., 1998.

Монина Г., Лютпова Е. Проблемы маленького ребенка. СПб.: Речь, 2002.

Сафонова Т. Я., Демьяненко И. С, Цымбал Е. И. Жестокое об­ращение с детьми: определения и индикаторы различных форм // Актуальные проблемы детства. М., 1997.

Семенович А. В. Нейропсихическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.

Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. Ребенок как личность. М., 1995.

Спок Б. Проблемы поведения у маленьких детей. М., 2003.

Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.

Шадриков В. Д., Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для психолога. М., 2001.

Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982.

Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: Практическое пособие для

родителей. М., 1981. Экман П. Почему дети лгут? М., 1993. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1994.

Задания для самоконтроля

Задание 1

На самостоятельное изучение выносится вопрос: «Отчуж­дение и потребность быть во взаимоотношениях». Текст для изучения: Зик Рубин. Дети без друзей // Лабиринты одиноче­ства / Под ред. Н. Е. Покровского М., 1989. С. 343-361.

Задание 2

Из прочитанной литературы, наблюдений выделить одну из проблем развития, типичную для дошкольного возраста и изучить публикацию из числа рекомендованных по данной проблеме, составив конспект прочитанной работы.

Задание 3

Проанализировать выделенную проблему по следующему

плану:

1) факторы, определяющие особенности психического раз­вития в данный период, и факторы, порождающие про­блему, описанную в ситуации;

2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматривае­мого) периода;

3) описание проблемной ситуации;

4) формулирование проблемы;

5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, опи­санную в ситуации;

6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения);

7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарожда­ющейся проблемы;

8) положительные последствия различных вариантов ре­шения проблемы;

9) отрицательные последствия неразрешенности пробле­мы;

10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия), чтобы можно было предупредить возникновение пробле­мы и ее отрицательных последствий.

Для анализа можно воспользоваться теми проблемными ситуациями, которые приводятся в главе.

Задание 4

Прочитать либо материалы приведенных диссертационных исследований, либо одно из указанных в списке. Проанализи­ровать материал исследований по следующему плану:

1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуаль­ной в предшествующие десятилетия (см. учебник по пси­хологии развития, соответствующий возраст)?

2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализиро­валась) проблема развития?

3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой?

4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития?

Пример выполнения

самостоятельной работы

(по материалам магистрантки О. Г.)

1. Проблемная ситуация:

Девочка (4, 5-5 лет) нарисовала рисунок: море, кораблик, солнышко. Ребенок, вполне удовлетворенный результатом,

с воодушевлением пошел показывать свое произведение маме. Мама, увидев рисунок, достаточно жестко раскритиковала

рисунок:

— Разве ты когда-нибудь видела настоящее море?

— Нет, только на картинке, в мультике.

— Разве ты знаешь, как выглядят настоящие корабли?

— Нет...

— Это не похоже на море, моря не бывают такого цвета и корабль не похож на настоящий. Никогда не рисуй того, чего не видела, и вообще, ты еще маленькая, рисовать не умеешь. Никогда не делай того, чего не умеешь, иначе все будут над тобою смеяться. Займись лучше чем-нибудь полезным.

Обиженная девочка молча пошла на кухню, скомкала и выбросила рисунок, после чего плакала в комнате. При этом чувствовала себя виноватой. Коробку с карандашами сложи­ла в ящик уже навсегда.

2. Проблема: непонимание взрослым; инициатива и чувство

вины.

3. Противоречия, лежащие в основе данной проблемы:

• между потребностью ребенка в творчестве и неодобрени­ем взрослым творческой активности;

• между желанием получить одобрение и полученным нео­добрением;

• между восприятием ребенком собственной деятельнос­ти и восприятием ее взрослым;

• между желанием пофантазировать и выразить свои фан­тазии в деятельности и неодобрением взрослым прояв­лений детской фантазии.

4. Анализ противоречий:

У ребенка в этом возрасте происходит формирование само­оценки, общих и специальных способностей: музыкальных, художественных, танцевальных. Очень важна оценка деятель­ности ребенка взрослыми. Если деятельность оценивается не­гативно, ребенок больше не считает возможным проявление

себя в этой деятельности, если подкрепляется, у ребенка воз­растает мотивация к деятельности.

В данной ситуации ребенку была важна поддержка взрос­лым, позитивная оценка рисунка, его обсуждение, проявле­ние интереса. Ребенок был доволен своей деятельностью, но негативная оценка вызвала обиду, недоумение, с одной сторо­ны, и чувство вины по поводу собственной несостоятельнос­ти, некомпетентности — с другой.

5. Поведенческие реакции:

• плач;

• выкидывание рисунка;

• отказ от дальнейших попыток рисования.

6. Поэтапный анализ:

• Стиль воспитания. Непонимание матерью особенностей развития ребенка. Завышенные требования к деятель­ности ребенка.

• Негативная оценка деятельности матерью. Критика в ад­рес ребенка. Рекомендации в дальнейшем не делать того, в чем еще нет умения, во избежание насмешек окружа­ющих.

• Ощущение ребенком вины за свое неумение, обида, фру­страция. Отказ от подобной деятельности в будущем.

• В настоящее время девушке 22 года. Перед любой новой деятельностью возникает панический страх, неуверен­ность в своих силах. Считает, что у нее «как всегда» ни­чего не получится, боязнь выглядеть «как дура». Что касается творческих способностей, считает, что не обла­дает никакими талантами: «Я — абсолютная бездар­ность».

• Отношения с матерью натянутые, частые конфликты.

7. Стратегии разрешения проблемы:

Следовало провести беседу с ребенком. Найти положитель­ные стороны продуктов творчества, что выступило бы в роли подкрепления дальнейшей творческой деятельности. В дан-

ной ситуации стоит принести извинения ребенку и предложить совместную творческую деятельность и ее дальнейшее обсуж­дение.

8. Позитивные последствия разрешения:

• желание освоения различных видов деятельности;

• уверенность в своих возможностях;

• отсутствие страха неудачи;

• адекватная оценка «+» и «•*•• собственной деятельнос­ти, желание совершенствоваться, развивать знания, умения, навыки.

9. Возможности предупреждения проблемы: Снизить требования к деятельности ребенка. Подкрепление деятельности. Обсуждение деятельности. Формирование у родителей знаний об особенностях развития ребенка (школы для родителей). Внимательное отношение к ребенку.

Глава 6

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (7-10 лет)

Факторы, определяющие проблемы психического развития в младшем школьном возрасте:

• физическое здоровье;

• особенности школы как института образования (требо­вания, содержание, характер образовательной среды, включая психологический климат, безопасность);

• первый учитель (его концепция, профессионализм.лич­ностные особенности, профессиональные установки);

• психологическая готовность к обучению;

• семейная ситуация (состав семьи, взаимоотношения, ма­териальное положение, стиль воспитания и т. п.).

Проблемы:

• трудности освоения учебной деятельности (несформиро-ванность мотивов учения; произвольная регуляция по­ведения; синдром дефицита внимания и гиперактивно­сти);

• сложности адаптации к новой социальной ситуации;

• эмоциональное неблагополучие (страхи школы, учите­ля, вызова к доске, контрольных работ, тревожность, плохое настроение, физические наказания со стороны родителей, несоответствие ожиданиям родителей);

• низкая самооценка.

6.1. ТРУДНОСТИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К моменту поступления в школу дети имеют уже семилет­ний опыт обучения: спонтанно, самостоятельно или с помощью

взрослых за эти годы они уже многому научились. Этот про­цесс был естественным образом включен в их жизнь, он под­держивался врожденной любознательностью ребенка, его ак­тивностью, потребностью в новых впечатлениях.

В противоположность этому, школьное обучение носит не спонтанный, а целенаправленный, регламентированный ха­рактер, требующий от детей иных, по сравнению с предшеству­ющим периодом, механизмов научения. В частности, он пред­полагает произвольную деятельность, волевую регуляцию поведения, настойчивость, терпение и другие волевые каче­ства.

Проблемы психического развития, связанные с затрудне­ниями в учебной деятельности, возникают, прежде всего, тог­да, когда разрыв между системой требований школы и готов­ностью ребенка к обучению в ней слишком велик.

Трудности освоения учебной деятельности вызываются противоречиями между:

• уровнем психической готовности к систематическому школьному обучению и требованиями учебной деятель­ности;

• уровнем физиологической зрелости и уровнем требова­ний, то есть готовностью организма отвечать на эти тре­бования.

Специалисты (Локалова Н., 2005) выделяют следующие группы трудностей в освоении учебной деятельности:

• трудности в развитии психомоторной сферы (отсутствие связных движений, медленный темп письма, большое напряжение руки, недифференцированность мышечных усилий и др.);

• трудности в формировании когнитивного компонента навыка чтения и письма (замена букв, близких по акус­тическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при чтении и письме, трудности в понимании слов, сходных по звуковому составу, и т. п.).

Причинами указанных трудностей автор считает несфор-мированность пространственных представлений (зеркальное написание букв и цифр, сращивание и расщепление слов при написании, замена букв по пространственному сходству, по­вторное считывание одной и той же строки и др.), недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и фонемати­ческого восприятия.

Произвольная регуляция поведения составляет одну из ха­рактеристик готовности к освоению учебной деятельности. Она заключается в сформированности у ребенка умения сознатель­но подчинять свои действия заданному правилу при последова­тельном выполнении словесных указаний взрослого (Венгер Л. А., 1994, и др.). Это сложное умение предполагает комплекс конк­ретных умений, которые и обеспечивают успешное включение в учебный процесс на уроке: умение слушать и слышать, при­водить в соответствие слышимое и свои действия, выполнять движения и действия по словесной инструкции, контролиро­вать соответствие выполненного действия заданному в инструк­ции. Недостаточное развитие регуляторной деятельности, то есть несформированность самоконтроля и саморегуляции, при­водит к неумению обнаружить свои ошибки, в полном объеме выполнять задания учителя и др.

Мотивы учения формируются задолго до поступления в школу, начиная с младенческого возраста, когда взрослые поддерживали и поощряли спонтанную активность ребенка, и затем, когда в дошкольный период помогали ему удовлетво­рять потребность в исследовании окружающего мира и отве­чали на его вопросы «почему?». Если это происходило, то у ребенка сформировалась естественная познавательная потреб­ность, которая и составляет основу мотивации учения. В про­тивном случае мотивация учения подменяется различными внешними мотивами поведения, которые быстро исчезают у первоклассника, когда приходится переключаться собствен­но на учебную деятельность, а не на внешние ее атрибуты.

Вторичное развитие мотивации учения связано уже с осо­бенностями включенности ребенка в учебный процесс и обус­ловлено его успехами, отношением взрослых, в том числе учи­теля, к успехам и неудачам ребенка. Существенную роль в развитии учебных (познавательных) мотивов играет способ­ность учителя поддержать те естественные потребности, ко­торые есть у младшего школьника, за счет включения игры в учебный процесс, опоры на воображение ребенка, его способ­ность фантазировать, органичного сочетания конкретного и обобщенного в учебном материале. Дети откликаются на то, что им доступно, что приносит удовольствие и радость. Это и создает положительную мотивацию учения, исключая даль­нейшие проблемы в этой области.

К числу основных причин возникновения синдрома дефици­та внимания и гиперактивности (СДВГ) относят такие, как: на­следственность (у обоих монозиготных близнецов СДВГ встре­чается чаще, чем у дизиготных); родовые травмы и стрессовая, конфликтная обстановка в семье (Кайл Р., 2002, с. 132-133).

Наиболее распространенными симптомами при СДВГ яв­ляются:

• сверхактивность, часто немотивированная, при которой не просматривается целенаправленность действий;

• невнимательность (слабая концентрация, неустойчи­вость, трудности в переключении внимания, высокая от-влекаемость);

• импульсивность, непроизвольность.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, как прави­ло, диагносцируется еще в преддошкольном или дошкольном детстве, и коррекционная работа способствует тому, что пробле­ма постепенно сходит на нет. Однако часть родителей не прояв­ляет должной наблюдательности и считает, что ребенок не от­личается от других детей. Некоторые из них имеют твердую установку на то, что ребенок не нуждается ни в каких вмеша­тельствах и сам справится со всеми трудностями. Если только

при поступлении в школу обнаруживается, что проблемы в обу­чении связаны с СДВГ, то, безусловно, ребенок будет испыты­вать проблемы не только в овладении учебной деятельностью, но и в установлении взаимоотношений. Проблема может при­нять затяжной характер, если у родителей не сформируется желание помочь ребенку, привлекая для этого специалистов. В настоящее время в российской системе образования появ­ляется все больше возможностей для того, чтобы снять трудно­сти и проблемы развития, связанные с несоответствием между требованиями школы и возможностями ребенка. Открывают­ся различные типы школ, ориентированные как на способнос­ти детей, так и на уровень их готовности. Родители, заботящи­еся о ребенке, а не о своем престиже, могут подобрать для своего ребенка наиболее подходящую образовательную программу, которую реализует школа.

Зарисовки из жизни






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.