Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отрицательные последствия несформировавшейся привязанности






При анализе различных отклонений, проявляющихся в 6-7-летнем возрасте, очень часто оказывается, что «это был прекрас­ный ребенок, никогда не плакал, лежал так, как его положишь, и поэтому его всегда можно было оставить одного». По какой-то причине система общения этих детей нарушилась. Но это не оз­начает, что они не испытывают потребности и не ждут тесного контакта, просто по какой-то причине они не могут бороться за достижение этой цели. А это очень опасно, поскольку если мать считает, что ее ребенок очень хороший и с ним можно делать все, что угодно, она в конечном счете и не обеспечит условий, необхо­димых для формирования между ними любви и привязанности, эта связь или не появится вообще, или будет недостаточно раз­вита. Но все же большая часть детей обладает врожденным да­ром настойчиво бороться за ее установление. Дети, которых в первые месяцы жизни часто носили на руках, в 4-летнем возрас­те уже не хватаются за мамину юбку, не кричат: «не пойду, если не возьмешь на ручки», а как раз наоборот: такое поведение бо­лее характерно для детей, которых в младенчестве на руки бра­ли редко. Это объясняется тем, что начиная примерно с шестого месяца, по мере интеллектуального развития, телесный контакт заменяется иной формой общения.

Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. М., 1983. С. 20-21.

4.3. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, СТРАХИ

Негативные эмоциональные переживания, страхи возника­ют вследствие противоречий между:

• потребностью ребенка в положительном эмоциональном отношении взрослых и его отсутствием;

• непредсказуемостью среды, поведения окружающих, новой, незнакомой обстановкой, несущей тревожные сигналы (громкие звуки, крики, быстро двигающиеся предметы и т. п.), и потребностью в безопасности;

• внезапным изменением окружения при болезни взрос­лых, их отъезде и потребностью в стабильности.

Существует довольно устойчивая связь между привязанно­стью к близким и страхом перед незнакомыми людьми: чем сильнее привязанность, тем больше страх. Страх появляется к 7-ми месяцам, когда в сознании малыша есть схемы-образы знакомых людей, в результате чего к новым людям они при­выкают с трудом. Чтобы страх не перерос в постоянно прояв­ляющееся чувство, взрослые должны осторожно относиться к появлению всего, что его вызывает.

Младенец рано усваивает, что с помощью определенных способов (крика, плача, двигательной активности) он может привлечь внимание. И это единственный путь к сближению со взрослыми. Если взаимопонимание, или близость, насту­пает, то младенец не использует эти способы в необходимых случаях. Но при несформированности доверия, он становится манипулятором, который даже при отсутствии необходимос­ти в удовлетворении той или иной потребности будет «требо­вать» определенного поведения со стороны взрослых. Так уже в первый год жизни появляются трудные дети.

Последствия наличия страхов, продолжительных нега­тивных переживаний:

формирование новых отрицательных переживаний на основе длительного переживания страха в отсутствие помощи со стороны взрослых;

переход от ситуативной тревожности к личностной; развитие манипулятивного поведения при положитель­ном подкреплении отрицательных эмоций.

Зарисовки из жизни






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.