Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 19. Пересмотр и толкование Этического кодекса.






Право пересмотра Этического кодекс» медицинской сестры России и толкование его отдельных положений принадлежат межрегиональной Ассоциации медицинских сестёр России. Рекомендации и предложения по изменению или усовершенствованию отдельных статей кодекса принимаются к рассмотрению президиумом названной ассоциации и приобретают законную силу после утверждения этим органом ассоциации.

Тема: Психогигиена и психопрофилактика

 

Содержание:

- Понятие здоровья.

- Основные критерии здоровья.

- Понятия «психогигиена» и «психопрофилактика».

- Виды психопрофилактики.

- Направления психогигиены.

- Психогигиенические требования для поддержания и сохранения психического здоровья.

Психогигиена – это наука о том, как достигнуть психического здоровья и сохранить его.

Основная цель психогигиены – изучение влияния факторов окружающей среды на психическое здоровье человека и изменение этих факторов, сохранение психического здоровья и душевного равновесия.

Психическое здоровье – это общий термин, который используют для описания психологического состояния в целом. В это понятие входит то, как человек относится к себе, как он умеет создавать и развивать отношения с другими людьми, как он справляется с трудностями. Хорошее психическое здоровье – это не только отсутствие психических расстройств. Психически здоровый человек умеет контролировать свои эмоции и поведение, справляться с проблемами, создавать и сохранять полноценные отношения, а также эффективно восстанавливаться после пережитого стресса.

В психогигиене выделяют несколько разделов:

- возрастную психогигиену (психогигиену детства, подросткового, юношеского, зрелого, пожилого, старческого возраста);

- психогигиену производственного и умственного труда;

- психогигиену быта;

- психогигиену семьи и половой жизни;

- психогигиену больного и т.д.

Психогигиена разрабатывает и осуществляет мероприятия для сохранения и укрепления психического здоровья. На душевное состояние больного влияют все факторы окружающей среды: и физические, и психические, и социальные, и духовные.

Физические факторы: санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ, особенно инфекционная безопасность; температура воздуха в палатах, процедурных и других помещениях, шум, запах, освещённость; цвет стен, белья, мебели, одежды как персонала, так и пациентов; питание и др.

Психические факторы: психологический микроклимат отделения (стиль отношений между медицинскими работниками), взаимоотношения персонала с пациентом, родственниками и т.д. Психогигиена взаимоотношений сестринского персонала и пациента имеет ведущее значение при лечении и уходе.

Социальные факторы: различные материальные проблемы, связанные с возможностью лечения, реабилитации, профилактики осложнений и т.д.

Духовные факторы: возможность чтения, рисования, музицирования, общения с близкими по духу, с представителями религиозных конфессий и др.

Окружающая среда должна быть не просто безопасной, она должна способствовать оптимальной жизнедеятельности человека (этические принципы «не навреди» и «делай добро»).

Нельзя представить себе сохранение и укрепление психического здоровья без предупреждения психических заболеваний – психопрофилактики.

Психопрофилактика разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических расстройств, их хронизации, способствует реабилитации психически больных. В комплексе психопрофилактических мер следует учитывать как факторы окружающей среды, так и особенности самого человека. Психопрофилактические меры должны быть направлены не только на психические расстройства, но и на личностные и профессиональные деформации медработников.

Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика – предупреждение нервно-психических расстройств.

Как показывает практика, болезни легче предупреждать, чем потом лечить. Лучше всего с этой задачей справляется первичная психопрофилактика. Её основные задачи: формирование у людей стремления к здоровому образу жизни, а также выявление и устранение психотравмирующих воздействий. При этом очень важно определить группы риска – лиц с повышенной угрозой заболевания.

Первичная психопрофилактика тесно связана с психогигиеной.

Вторичную психопрофилактика направлена на профилактику хронизации заболеваний, облегчение течения и раннее выявление болезни. В этом случае удаётся провести максимально эффективное и менее затратное лечение. Обычно заболевания диагностируются тогда, когда человек приходит к врачу с жалобами. К сожалению, люди, не знающие симптомов заболеваний, относятся к своим недомоганиям как к обычным возрастным изменениям. У таких людей заболевания обнаруживаются на той стадии, когда лечение становится длительным, дорогостоящим, а иногда и малоэффективным. Для вторичной психопрофилактики применяется метод скрининга. Он основан на информировании людей об основных симптомах заболеваний и необходимости их ранней диагностики путём несложных обследований. По сути, это активная диспансеризация.

При вторичной психопрофилактике ведущую роль играют фармако- и психотерапия.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение неблагоприятных социальных последствий психических болезней (реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др.).

Третичная психопрофилактика – это уже борьба с осложнениями заболеваний.

 

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные цели психогигиены и психопрофилактики?
  2. Какие факторы окружающей среды негативно отражаются на психическом здоровье?
  3. Дайте характеристику факторам окружающей среды, влияющим на психическое здоровье пациента.
  4. На кого направлены различные виды психопрофилактики?

 

Тема: Психосоматические заболевания

Содержание:

- Психосоматическая медицина.

- Психосоматические заболевания.

- Концепции и патогенез психосоматических заболеваний.

- Соматический больной.

- Внутренняя картина болезни.

- Преморбидные особенности личности.

- Реакции личности на болезнь.

- Типы психологического реагирования на заболевание по Личко А.Е.

 

Термин «психосоматика» предложен в 1818 г. врачом Августом Хейнротом.

Психосоматика – это направление медицинской психологии, которое занимается изучением влияния психических факторов на возникновение и течение 1соматических заболеваний. Психосоматика означает дословно союз души и тела.

Центральным вопросом теории психосоматических соотношений является определение места, которое занимают психологические факторы в происхождении соматических заболеваний.

2Якоби М. в 1822 г. ввёл термин «соматопсихический», подчёркивая приоритет телесного в возникновении некоторых заболеваний.
По мере эволюции человека, постепенно нарушался универсальный механизм приспособления его психики к окружающей среде. И теперь приспособление к среде зависит от психологических возможностей человека во много раз больше, чем от силы его мышц и скорости бега. Эмоции человека, изначально призванные мобилизовать организм на защиту, теперь чаще подавляются, перестают признаваться их хозяином и могут стать причиной разрушительных процессов в организме.

По данным ВОЗ, от 38 до 42 % всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных.
Психосоматическое направление не является самостоятельной медицинской дисциплиной – это подход, учитывающий многообразие причин, приведших к болезни.

В настоящее время психосоматика является междисциплинарным научным направлением:

- она служит лечению заболеваний и, следовательно, находится в рамках медицины;

- исследуя влияние эмоций на физиологические процессы в организме, она является предметом исследования физиологии;

- как отрасль психологии она исследует поведенческие реакции, связанные с заболеваниями, и психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции;

- как раздел психотерапии она ищет способы изменения деструктивных для организма способов эмоционального реагирования и поведения;

- как отрасль социальной психологии она исследует распространённость психосоматических расстройств, их связь с культурными традициями и условиями жизни.

3Патогенез психосоматических расстройств чрезвычайно сложен и определяется:

- наследственной и врождённой отягощённостью;

- соматическими нарушениями и дефектами;

- наследственным предрасположением к психосоматическим расстройствам;

- нарушениями деятельности ЦНС;

- личностными особенностями;

- психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих событий;

- фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов;

- особенностями психотравмирующих событий.

Данные факторы участвуют в происхождении психосоматических расстройств и делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических нарушений.
Эмоциональная реакция, выражающаяся в форме тоски и постоянной тревоги,

нейро-вегетативно-эндокринных изменениях, ощущении страха, является связующим звеном между психологической и соматической сферами. Психомоторные и словесные выражения тревоги блокируются таким образом, что стимулы, поступающие из ЦНС, отводятся к соматическим структурам через вегетативную нервную систему и, таким образом, приводят к патологическим изменениям в различных органах.

Таким образом, психический фактор выступает как повреждающий, а к психосоматическим заболеваниям относят те заболевания, когда защищая душевное равновесие, повреждается телесное здоровье. Иными словами, люди с сильным типом психики через 4вегетатику как бы «сбрасывают» стресс на внутренние органы и становятся пациентами терапевтов. В отличие от пациентов со слабым типом психики, которые часто становятся пациентами психиатров. Промежуточным вариантом являются больные с заболеваниями вегетативной нервной системы (ВСД, панические атаки).

Пациент понервничал, кора выдержала, пошёл сброс на «подкорку». А далее, в зависимости от того, к какому центру в стволе мозга возникла 5доминанта, неприятные ощущения в области сердца/лёгких/желудка и т.д. Больной испугался, в его сознании установилась прочная ассоциативная связь между стрессом и проблемой в данном органе. А поскольку стрессов в жизни много и они часто повторяются, при повторении данной ситуации идут поражения уже самого «органа-мишени», и с каждым разом в клинике всё больше 1соматики – биохимических и анатомических нарушений.

Какой именно эффект окажется, зависит, в конечном счёте, от особенностей эмоции, от особенностей нервной конституции человека и от всей истории его жизни (личностных особенностей, которые формируются в детском и подростковом возрасте).
Таким образом, человек, находящийся в гармоничных отношениях со своей средой, может перенести экстремальные соматические и психические нагрузки, избегнув болезни. Однако в жизни встречаются личностные проблемы, которые вызывают тяжёлый душевный разлад и фиксацию, что приводит к заболеваниям.
Основателем современной психосоматики является Франц Александер, который в 1950 г. предложил теорию, согласно которой симптомы вегетативного невроза являются не попыткой выражения подавленного чувства, а физиологическим сопровождением определённых эмоциональных состояний. Иными словами, каждой эмоции соответствует нарушение вегетативного регулирования определённого органа/системы органов, и, наоборот – для каждого заболевания характерен специфический «психологический портрет». Недаром, некоторых людей характеризуют словами «желчный человек» или «язва».

Поменяв, с помощью психотерапии, этот самый «психологический портрет», мы можем снять патологическую доминанту с коры и подкоркового центра, регулирующего работу соответствующего органа, и облегчить клиническое течение заболевания на начальном этапе его развития.

На втором этапе обратимые функциональные симптомы ведут к необратимым изменениям в органах – это уже чистая терапия.

На основании данной модели были определены основные заболевания, для которых описаны «психосоматические портреты» личности.
Традиционная " чикагская семёрка" психосоматических заболеваний:

1) гипертоническая болезнь (ГБ);

2) ишемическая болезнь сердца (ИБС);

3) бронхиальная астма;

4) язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;

5) язвенный колит;

6) гипертиреоз;

7) сахарный диабет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.