Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторитаризм






Т: Предпочитает демократические начала.

И: Предпочитает жесткую власть.

 

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Позиция толерантности - это признание возможности существования иной точки зрения и предпочтение точки зрения Другого, если в споре человек убедился в своей неправоте.

Основными факторами формирования толерантного сознания являются:

- семейное воспитание;

- условия школьного обучения.

 

Толерантность включает в себя:

- толерантное отношение к себе;

- толерантность по отношению к семье и традициям своего народа;

- межкультурная толерантность;

- толерантность восприятия других людей.

Наше общение очень сильно зависит от того, как мы воспринимаем собеседника. А как же толерантно воспринимать людей? Психологи определили те факторы, из-за которых страдают отношения в самом начале их возникновения. На впечатления и мнения, которые мы создаем о человеке, на нашу симпатию или антипатию к нему влияют наши собственные стереотипы. Стереотип – своеобразный ярлык, который мы наклеиваем (например: «весельчак», «подлиза», «зубрила», «синий чулок» и т. д.), и затем с трудом изменяем сложившееся представление. Наиболее известны этнические стереотипы - например, «все цыгане - обманщики», «все немцы – педанты».

Еще одна распространенная ошибка при восприятии другого человека — «эффект ореола». Мы попадаем в плен общего впечатления, которое определяет все наши оценки: если мы считаем, что человек в целом хороший, то он хороший во всем или почти во всем, а уж если плохой, то дрянной без оговорок.

Еще один фактор - «превосходство». Люди склонны переоценивать внутренние качества тех людей, которые их превосходят (к примеру, по статусу: «начальник всегда умнее, достойнее, грамотнее»).

Фактор «привлекательности». Если партнер нам нравится внешне, то мы склонны его считать привлекательным и внутренне.

Фактор «отношение к нам». Те, кто хорошо к нам относится, кажется нам значительно лучше тех, кто относится плохо.

При формировании образа другого человека, нам часто недостаточно информации о нем, а ту, что мы имеем, мы склонны оценивать через наше эмоциональное состояние и прошлый опыт.

Примерные правила толерантного восприятия других людей:

1. Считайся с чужим мнением.

2. Не бойся правды, высказанной в твой адрес.

3. Будь справедлив! Человек невиновен, пока не доказана его вина.

4. По одежке встречай - по уму провожай.

5. Воспринимай другого человека как равного тебе. Все мы люди.

6. Проявляй уважение к другому человеку.

7. Слушай, что тебе говорит другой человек.

8. Принимай другого человека таким, какой он есть.

9. Старайся ставить себя на место другого человека.

 

Портрет толерантной личности

Толерантный человек не разделяет людей на два типа, например, «слабых и сильных», не утверждает, что есть только один правильный способ делать что-либо, не разделяет окружающую действительность на «правильную» и «неправильную».

Сталкиваясь с ограничениями, толерантные люди не впадают в панику, возлагают ответственность на себя, не обвиняя других.

Врожденные свойства темперамента служат психофизической основой формирования толерантных установок.

Образованные толерантные родители воспитывают столь же толерантных детей.

Толерантные люди обладают большей социальной чувствительностью, более аккуратны в своих суждениях о других людях, чем интолерантные.

Толерантные люди способны к рефлексии, осознающие свои достоинства и недостатки, возможности и ограничения, критичные к себе не склонны переносить свою вину и ответственность на других.

Толерантные люди не ищут опоры и поддержки у других людей, они самодостаточны и независимы.

Толерантные люди способны смеяться над собой, и не склонны испытывать превосходство над другими.

Недостаток информации не раздражает толерантных людей, они начинают самостоятельно действовать, чтобы восполнить ее.

Толерантные люди не стремятся к исключению или дискриминации других, они принимают взгляды как можно большего количества других людей.

Толерантный человек может взаимодействовать со всеми людьми без исключения. Он уверен в себе.

Вопросы для самопроверки

Ø Дайте определение понятию толерантность.

Ø Охарактеризуйте виды толерантности. Приведите примеры.

Ø Какие виды толерантности, применительно к личности, вы знаете?

Ø Дайте определение понятию интолерантность.

Ø Какие виды интолерантности вы знаете? Приведите примеры.

Ø Сравните проявления толерантной и интолерантной личности.

Ø Опишите правила толерантного восприятия других людей.

Ø Опишите портрет толерантной личности.

 

Часть 4. Медицинская психология

Тема: Предмет, задачи и методы медицинской психологии

Содержание:

- Определение медицинской психологии и её место в системе прикладных психологических наук.

- Цели и задачи медицинской психологии.

- Структура медицинской психологии.

- Основные методы, применяемые в медицинской психологии.

- Понятие о медицинской этике.

- Медицинская этика и деонтология в России.

- Этический кодекс медицинской сестры России.

 

Медицинская психология – это область, пограничная между медициной и психологией, при этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте.

Медицинская психология изучает особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности и роль внешних и внутренних факторов.

По направленности психологических исследований можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая медицинская психология изучает общие вопросы и направлена на выявление общих закономерностей. Включает в себя следующие разделы:

1) психологию больного человека (критерии нормальной, временно изменённой и болезненной психики);

2) психологию медицинского работника;

3) психологию повседневного общения медицинского работника и больного;

4) психологическую атмосферу лечебно-профилактических учреждений;

5) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

6) индивидуальность (темперамент, характер, личность);

7) процесс развития человека (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст);

8) аффективно-волевые процессы;

9) медицинскую деонтологию, включающую вопросы профессионального долга, этики, медицинской тайны;

10) психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психогигиеническое обучение);

11) психологию семьи, брака и половой жизни;

12) общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает особенности конкретного больного:

1) особенности психических процессов у психически больных;

2) психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);

4) психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию.

В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В нашей стране известный психолог Константин Константинович Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил, помимо клинической психологии, психогигиену.

 
 

 


 

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии.

В психиатрической клинике – патопсихология. Патопсихология изучает закономерности распада психики, изменения личности психически больных, нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы. Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Психопатология является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия (диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др.).

В неврологической клинике – нейропсихология. Нейропсихология близка к патопсихологии. Объектом изучения служат заболевания центральной нервной системы (преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга).

В соматической клинике – психосоматика. Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

В число задач медицинской психологии включаются:

- психодиагностика;

- восстановительная деятельность;

- реабилитация инвалидов;

- психотерапия;

- психогигиена;

- психокоррекция;

- психосоматика.

Методы

 

  1. Эксперимент.

Общеизвестно, что только эксперимент может показать, что в науке истинно. Чем тщательнее он поставлен, тем выше вероятность, что его результаты обусловлены реально существующей связью между явлениями, а не артефактом и не случайным стечением обстоятельств.

  1. Наблюдение за поведением во время исследования.
  2. Беседа с больным.
  3. Тестирование.
  4. Изучение истории болезни.
  5. " Анамнестический" или биографический метод – изучение истории жизни человека. Необходимо собрать сведения о больном не только с его слов, но и со слов его близких. Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии.

 

Понятие о медицинской этике. Медицинская этика и деонтология в России. Этический кодекс медицинской сестры России.

 

Медсестра имеет дело с человеком и касается тех сторон его жизни, от которых зависят его благополучие и радость. От медицинского работника требуется человеческое отношение к пациенту. И это требование является одним из главных и коренных требований, которые можно предъявить к медицинским работникам.

Сестринская этика – это совокупность принципов регулирования и норм поведения медсестры/медбрата.

Медицинская этика – более широкое понятие, т.к. включает принципы регулирования и норм поведения не только медсестёр, но и врачей, фельдшеров, младшего медперсонала.

Принципы медицинской этики:

  • постоянно думать о пациентах;
  • не лгать, не лицемерить, не быть легкомысленным;
  • основа любого лечения – уважение.

Поведение медсестры/медбрата – это сердечный и заботливый подход к пациенту с учётом особенностей течения болезни и психики больного.

В общем комплексе лечебно-профилактических мероприятий, большое значение имеют окружающая пациента обстановка, тактичное, чуткое и вдумчивое отношение к нему медицинского персонала, полное исключение того, что травмирует психику пациента.

Рассматривая вопросы о взаимоотношениях медработника и пациента, нередко применяют термин «деонтология».

«Деонтология» от греч. deontos – должное; logos – учение.

Деонтология – учение о долге, составляющее раздел этики.

Медицинская деонтология – совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей (профессиональная этика).

В настоящее время любой специалист медицинской практики понимает, что для успешной работы недостаточно овладеть профессиональными знаниями и умениями.

Необходимо большее – умение слушать и слышать собеседника, смотреть и видеть эмоциональное состояние партнёра по общению, устанавливать правильные взаимоотношения. Данную задачу призвана разрешить медицинская деонтология.

Принципы медицинской деонтологии:

  • действия мед. работника должны направляться на благо пациента;
  • необходимо избегать действий, которые могут причинить страдания больному или его родственникам;
  • действия мед. работника не должны наносить ущерб другим людям;
  • решения мед. работника должны основываться на знаниях современной науки;
  • мед. работник не должен смотреть на пациента как на источник обогащения;
  • мед. работник должен хранить сведения о здоровье пациента в тайне.

Потребность в сестринской помощи существует повсеместно.

Медсёстры имеют четыре фундаментальные обязанности:

1) укреплять здоровье;

2) предотвращать болезни;

3) восстанавливать здоровье;

4) облегчать страдания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.