Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период республики






Па­мятники художественной культуры Древней Ита­лии, сохранившиеся от эпохи IV—I вв. до н. э. Эпохе Римской республики предшествует т. н. царский период (ок. 754 — ок. 509 г. до н. э.). Предание назы­вает семерых царей, последовательно правивших в Риме, от Ромула до Тарквиния Гордого. По всей вероятности, последние три царя (Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый) были представителями этрусской династии, что дает ос­нование предполагать период этрусского господ­ства в Риме. С культурой Этрурии были связаны, судя по сохранившимся образцам, и памятники римского искусства.

Период Римской республики начинается с изгна­ния из древнего города этрусских правителей из рода Тарквиниев (конец VI в. до н. э.). Прерогативы царской власти были разделены между двумя из­биравшимися ежегодно должностными лицами — преторами или (позже) консулами. Социальное ус­тройство Древнего Рима — нобилитет, сложив­шийся из патрициев и богатых плебеев, с одной стороны, и неполноправного плебса, с другой, — предусматривало постоянные внутренние конфронтации, связанные с требованиями политичес­ких прав и земли для всего римского народа. Со­хранение власти консулата в этой ситуации опи­ралось на жесткую дисциплину и поддержку мощной армии. Завоевательные походы римлян, в результате которых были покорены Этрурия и Карфаген, а затем Греция и государства Восточно­го Средиземноморья, сделали Римскую республи­ку сильнейшим государством в Европе. Ведущая роль в управлении государством принадлежала се­нату; все государственные должности были колле­гиальными, выборными и неоплачиваемыми. Фор­мально высшим органом власти считалось народное собрание. Однако с течением времени процесс рас­слоения римского общества резко усилился, и прежние идеалы республиканского (т. е. фактичес­ки полисного) устройства перестали быть действенными. Борьба за власть, внутренние междоусобицы, а также восстания как в римских провинциях, стре­мившихся к самостоятельности, так и внутри дер­жавы обернулись к I в. до н. э. целой серией граж­данских войн, которые завершились антисенатским союзом трех крупнейших военных и политических деятелей во главе с Цезарем (т. н. Первый триум­вират). В ходе дальнейших завоевательных войн состоялось падение республики и провозглашение Римской империи под неограниченной властью Цезаря. Установление империи произошло спустя приблизительно двадцать лет, после окончатель­ного устранения республиканцев, завоевания Егип­та и закрепления за Октавианом титула Августа и права верховной власти (27 г. до н. э.).

Становление римской культуры происходило под влиянием по меньшей мере двух величайших культурных традиций Древнего мира — греков и этрусков. Для истории изобразительного искусства и архитектуры особую значимость имело форми­рование древнеримских, религиозных представле­ний, а также та роль, что была отведена искусст­вам в целостной картине духовной жизни римлян.

Обычай строить храмы был заимствован римлянами у этрусков; до этого римские божества и духи по­читались в рощах и на горах, где устанавливались алтари. По некоторым свидетельствам, у этрусков была заимствована и мифология героико-эпическогохарактера, в том числе о подвигах легендарно­го предка римлян — Энея. Мифология Древнего Рима в дальнейшем была связана не с космологическими преданиями, а с героико-эпическими по­вествованиями и практическими ритуалами. По мере сближения с греческим миром в римский пантеон стали включаться и греческие боги (Эску­лап, Аполлон и др.). Римские божества отождествля­лись с греческими, изображались по греческим кано­нам. Под влиянием греческой традиции возникали культы добродетелей, возвращались праздники сатурналии, дионисийские мистерии. В конце II в. до н. э. определенную популярность получили в Древнем Риме божества Египта, с которыми римляне познакомились в эллинистических стра­нах. Однако в поисках универсальной религии, ни­когда не прекращавшихся в истории Рима, создать принципиально новое учение суждено было не италийцам. Пройдя длительный период преследо­ваний, к концу истории империи главной системой верований стало христианство. Римляне заимствовали у этрусков не только религиозные представления раннего периода, но и сословное деление, строи­тельную технику, военную организацию, театраль­ные зрелища и гладиаторские бои. Преобладание этрусской культуры сохранялось вплоть до начала II в. до н. э., т. е. на протяжении почти всей истории Римской республики.

Завоевание Греции имело колоссальное значе­ние для становления и развития собственной куль­туры римлян. Беспощадные завоеватели высоко ценили художественный гений греков, вплоть до того, что во II в. до н. э. греческий язык стал языком высшего общества.

С конца III в. до н. э. римские пол­ководцы стали вывозить на кораблях из завоеван­ных греческих городов произведения искусства. Об­щественные здания, храмы и площади Рима наполнились прекрасными творениями греческих мастеров. Среди них были произведения Фидия, Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Римские аристократы платили большие суммы за греческие произведения искусства. В первой по­ловине I в. до н а греческая культура была полнос­тью освоена Римом и стала основой высшего рас­цвета римской литературы и искусства. Знание искусства и умение судить о нем считались в Риме признаками образованности и высокой культуры. Рост частных коллекций вызвал большой спрос на греческие статуи, и с I в. до н. э. скульпторы-греки, переселившиеся в Рим, стали изготавливать огром­ное количество мраморных копий с наиболее про­славленных памятников эллинской скульптуры. Многие из них, сохранившись до нашего времени, позволяют составить представление об утрачен­ных греческих оригиналах.

Искусство Рима представляет собой последний, завершающий этап в развитии античной художе­ственной культуры. Для римлянина в большей сте­пени, чем для грека, искусство являлось средством разумной организации жизни. По этой причине творческий дух римской культуры периода респуб­лики наиболее ярко выразился в архитектуре. Одно из наиболее значимых сооружений — монументальная гробница Цецилии Метеллы, построенная в I в. до н. э. Цилиндрическая по форме, она установлена на квадратном каменном основании, сторона которого равняется 23 м. Фор­ма гробницы, некогда увенчанной конусообразной башней, обладает определенными чертами сход­ства с могильными курганами этрусков.

Римские храмы этого времени во многом исполь­зуют опыт этрусской и греческой архитектуры. Эт­русские черты впоследствии стали характерной особенностью римской храмовой архитектуры. От этрусских зданий были унаследованы трехчастная форма целлы, подиум, выделение главного фасада портиком и лестницей (храм Юпитера Капитолий­ского, IV в. до н. а). В период Пунических войн (борьба с Карфагеном) и поздней республики (III — первые три четверти I в. до н. э.) специфически римская строгость стиля сочетается с изысканнос­тью, навеянной искусством Великой Греции и за­хваченных римлянами восточносредиземноморских городов. Примером может служить храм, посвященный Судьбе — Фортуне Вирилис, возведенный на берегу реки Тибр. Он был построен на т. н. Бычь­ем Форуме (поскольку ансамбль форума в древности обязательно включал в себя торговую пло­щадь). Неподалеку от святилища Фортуны Вирилис находится круглый храм, посвященый Герку­лесу (по другим версиям — богине домашнего очага Весте). Круглый храм окружен стройными коринфскими колоннами и в эпоху республики, вероятно, имел плоское или куполообразное перекрытие (в настоящее время он покрыт конусообразной крышей). Коринфский ордер, использованный здесь, в дальнейшем стал излюбленным в римском зодчестве.

Расцвет архитектуры Древнего Рима и необхо­димость творческого и продуктивного переосмыс­ления зодческих традиций многих народов, в первую очередь греков, привели в I в. до к а к необычайному расцвету теории архитектуры.

В жилой архитектуре Рима развивается тип дома с атриумом. Во II в. до н. э. центром компози­ции жилой усадьбы становится перистиль — ос­новной структурный элемент греческого зодчества, знаменовавший связь дома с естественной приро­дой и ставший особенно популярным в годы стре­мительного роста больших городов. Эта же тенден­ция сближения самой идеи жилища с ландшафтом нашла отражение в композиции римской виллы, нередко живописно расположенной вне пределов города. Типу аристократического жилища с его комфортом и великолепием противостоит рядовая застройка городских кварталов инсулами. На про­тяжении II — начала I в. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских со­оружений: базилики, термы, амфитеатры, римс­кий тип театра; различные инженерные построй­ки (арочные мосты, акведуки).

Необычайно яркой гранью римского искусства стало искусст­во скульптурного портрета. Своеобразие этого жанра особенно ярко выступает при сравнении римских портретов с произведениями греческих мастеров. Они генетически связаны с этрусской пластикой и отличаются подчеркнутой конструк­тивностью и суровостью образного строя. Наряду с официальной портретной скульптурой, служив­шей для украшения городов, создавались портреты по частным заказам. Они устанавливались в домах или на гробницах.

В период Республики появились также рельефы на исторические сюжеты, где бытовое правдоподо­бие, граничившее с обыденностью, сочеталось с эле­ментами мифологизации. В позднереспубликанской скульптуре развилось эллинизирующее направле­ние; приобрело широкий размах копирование гре­ческих статуй. Вероятно, влиянием эллинистичес­кого искусства объясняется большая популярность такого бытового мотива, как «Мальчик, вытаскива­ющий занозу». Эта эллинистическая статуэтка стала объектом многочисленных подражаний в римской скульптуре.

Важной областью художественной культуры пе­риода Республики была монументально-декоратив­ная живопись. Ее историческое развитие, сочетаю­щее реалистическую выразительность и нарочитую орнаментальность, ярче всего представлено фрес­ками, сохранившимися в домах Помпеев и Геркуланума.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.