Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство первобытного общества.






 

Первобытные народы не знали различия между постройкой и изображением в отношении их полезности: хижины должны укрывать от дождя, ветра, солнечных лучей, а изображения должны защищать людей от иных сил, в их сознании не менее реальных, чем силы природы. Т.е скульптура и живопись использовались в магических целях.

Часто примитивные народы часто не видят разницы между реальностью и изображением. Когда один европейский художник зарисовал стадо в африканской деревне, ее жители были удручены: «Если вы увезете наших животных, как же мы будем жить?»

Все эти представления следует иметь ввиду при знакомстве с дошедшей до нас древней живописью. Ее возникновение относится ко времени самых ранних проявлений человеческой деятельности. Когда в XIX веке впервые были открыты росписи на стенах пещер в Испании и в Южной Франции, археологи не могли поверить, что человек ледникового периода способен был создавать такие живые, яркие образы зверей. Только по мере нахождения в тех же местах грубых орудий из камня и кости, стало ясно, что процарапанные и расцвеченные красками фигуры бизонов, мамонтов, оленей созданы руками хорошо знавших их охотников.

Периодизация:

- по социальному устройству: эпоха первобытного стада, родового строя, военной демократии;

- по материалу орудий труда: каменный век, век бронзы, век железа.

КАМЕННЫЙ ВЕК.

Палеолит – древний каменный век.

Мезолит – средний каменный век.

Неолит – новый каменный век.

ПАЛЕОЛИТ (40-12 тыс. до н.э.)

Период формирования биологического типа человека, использования каменных орудий труда. Появление первых памятников изобразительной деятельности относится к концу среднего палеолита (Эпоха Мустье) и к позднему палеолиту (Эпохи Ориньяк, Солютре и Мадлен). Все эпохи названы по местам первых находок. В это время возникают гравированные рисунки на камне и роге, росписи пещер, рельеф и круглая пластика. Почти все эти произведения посвящены животным, реже человеку.

В эпоху Ориньяк появляются женские фигурки (5-10 см. высотой). Сильная и цельная пластика тела, выразительность форм, монументальность и полное невнимание к портретной характеристике – вот что отличает эти скульптурки «палеолитических Венер». Они подчеркивают важную функцию древней женщины – продолжение рода. В эпоху Ориньяк на стенах пещер, где обитал человек, встречаются контуры рук с широко расставленными пальцами, обведенные краской и заключенные в круг. К этому периоду относятся и контурные рисунки-наброски животных, глубоко врезанные заостренным орудием на камне или кости.

В эпоху Солютре увереннее становится контурный, линейный рисунок животных, которые изображаются в сложных позах и поворотах. Так первобытные художники углубляли образное познание мира.

Эпоха Мадлен была высшим расцветом искусства палеолита. Шедевры пещеры Ляско во Франции, Альтамира в Испании и других пещер жизненно и убедительно передают изображения животных почти в натуральную величину.

Изображения человека в сложных сюжетных сценах в этот период почти не встречаются. Исключение составляет сцена в пещере Ляско.

В эпоху верхнего палеолита уже встречаются многофигурные композиции, и это не всегда простой ряд отдельно взятых фигур. Существуют шедевры, на которых изображены целые стада оленей и табуны лошадей. Причем это именно композиционное изображение, т.к. можно проследить закономерности построения рисунка такого типа: тщательно прорисованные крупные фигуры переднего плана и уменьшающиеся, более размытые контуры основной массы животных. Пиком расцвета изобразительного искусства эпохи палеолита можно считать 12 тыс. до н.э. Именно к этому периоду относятся замечательные росписи пещер Нио, Руфиньяк, Монтеспан, Ласко, Ла-Мадлен и многие другие. На стене пещеры Трех Братьев встречается одно из редчайших изображений человека. Но люди здесь замаскированы под животных. Предполагается, что этот рисунок использовался для обрядового танца или охоты.

МЕЗОЛИТ (12-8 тыс. до н.э.).

На Земле после отступления ледников установилась современная геологическая эпоха, появились лук и стрелы. В росписях преобладают сюжетные композиции: сцены загона скота, охоты, войны.

В это время человек и животные изображаются силуэтом, залитым одной краской, фигуры кажутся схематичными и примитивными. Теперь художник стремится передать смысл происходящего, экспрессию движений, характер действий.

В этот период формируются первые направления развивающегося изобразительного искусства. Если в рисунках Восточной Испании главенствующее место занимают животные, то франко-кантабрийское направление обращено к жизнедеятельности человека.

Изображение женщины в наскальных рисунках встречается очень редко. Обычно женские фигуры более статичны, в отличие от мужских, полных движения и окрашенных более эмоционально.

Большое влияние на жизнь и искусство начинает оказывать магия. Поклоняясь силам природы, человек изображает божества в виде символов и фантастических персонажей. Тогда же появляется земледельческое направление мифологии. Связи искусства и первобытной религии – анимизма – все больше укрепляются.

НЕОЛИТ (10-4 тыс. до н.э.).

Этот период – предвестник древних цивилизаций. Раннеземледельческая культура приводит к оседлому образу жизни. Значительно расширяется кругозор человека, в круг его интересов входят новые явления.

Появился новый вид строений – крепости. С развитием орудий труда произошло разделение ремесла и земледелия. Появляются первые «профессиональные» художники.

Раскопки захоронений свидетельствуют о появлении заупокойного культа, о развитии верований в загробную жизнь, для которой мертвым дается все, что служило им в земной жизни. Обнаруженные в могильниках драгоценности говорят о процветании экономики и получении избыточного продукта. В этот период люди научились обжигать глину – появление керамики.

Содержание искусства периода неолита становится шире и разнообразнее. Оно наполнено мужеством, силой и простотой. Что-то новое появилось, что-то отжившее утратилось. Искусство становится все более условным. Среди художественных образов человек занимает первое место.

В наскальной живописи неолита изображения людей и животных настолько схематичны, что воспринимаются иногда как знаки. Такие изображения динамичны и довольно изящны. Это петроглифы, высеченные на скалах и гранитных валунах под открытым небом.

Появляется орнаментальная живопись, имеющая культовый смысл. Чаще всего схематическое изображения эпохи неолита включали в себя такие элементы, как круги и полумесяцы, кресты и свастики, спирали и ромбы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.