Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея человеколюбия в морально-нравственной концепции Христа.






Христианство предложило программу нравственного совершенствования через постижение идеи Бога, помогая тем самым морали регулировать отношения между людьми в социально неоднородном обществе. Христианство через тексты Библии предложило свой механизм регуляции поведения, понятный широким массам. Христианство провозгласило идею нравственного равенства; уделило большое внимание отдельному человеку, его душе, заложив основы гуманизма; призвало человека приподняться над повседневностью своего существования и обратить свои помыслы к духовному совершенствованию; предложило человечеству моральный идеал очень высокого порядка в образе Иисуса Христа; сформулировало простейшие нравственные правила (десять заповедей).

Христианская концепция происхождения морали утверждает, что мораль дана нам как бы непосредственно, она не требует размышлений, специальных решений, она как будто известна с самого начала, почти от рождения; она дремлет в человеке и пробуждается в нужный момент. Говоря языком религии, " мораль - от Бога" [14]

Раннее христианство выдвинуло на первый план общечеловеческие заповеди милосердия, любви и свободы, и, благодаря христианству, эти заповеди стали известны многим народам Азии и Европы (а впоследствии и других континентов). Как заметил Бердяев, " до Христа мир не знал вселенской религии; все религии были национальными и ограниченными" [15]. Христианство, по словам Владимира Соловьева, " поставило перед человеком его абсолютный идеал, дало ему окончательную задачу для его собственной работы".

Суть учения Христа сводится к следующему: несчастья человека начались с того момента, когда он отошел от Бога и возомнил, что сам может решать, что есть добро и бороться со злом, насилием и обманом. Подобное самомнение лишь умножает зло в мире и подводит человечество к роковой черте. Спасение состоит в осознании ложности разделения людей на добрых и злых и необходимости борьбы со злом с помощью добра.

Идеал Христа - этика любви. Последнее его наставление ближайшим своим ученикам перед своей смертью - любить друг друга. Любовь смиренна и насыщена высшим гуманизмом - " возлюби врага своего". Гордыня - первый грех человека. Любовь деятельна. Оценивать нравственность человека нужно по делам, а не по словам. Любовь бескорыстна, когда направлена на тех, от которых мы не можем получить выгоды. Это обездоленные, униженные, оскорбленные, гонимые. Любовь понимается как духовное единение людей.

Первая, высшая и, в сущности, единственная заповедь этики Христа есть заповедь любви к богу. Она выше любви к человеку, выше всяких земных привязанностей и целей. Любовь к богу требует себе всего человека целиком, все его мысли и дела.

Любовь к ближнему является как бы конкретизацией любви к богу. Любить ближних надо именно потому, что они богоподобны. Служа ближним мы служим богу. Любовь к ближнему во всех ее проявлениях есть не что иное, как любовь к богу. Любовь к ближнему оказывается смирением перед социальной несправедливостью: призванная прорвать отчужденные формы связей между людьми, она становится их изощренной апологией.

Таким образом, если говорить об общих нормативных принципах христианской этики, то они фактически сводятся к одной единственной заповеди любви к богу. Следование этой заповеди составляет содержание добродетельной жизни. Но что означает любовь к богу, если свести ее к какой-то совокупности реальных действий. В своем эмпирическом содержании любовь к богу и любовь к ближним означает отказ от поисков человеческого счастья, земную аскезу. Этическая причастность к миру оборачивается отрицанием мира, доходящим до бегства от него, самоуничтожения человеком своей земной сути. " Человек, однако, не просто одно из творений бога, наряду с бесчисленным количеством других, он существо привилегированное, обладающее относительной властью над миром, ибо он подобен богу. Его богоподобие выражается в том, что человек создан свободным и высшая цель - служить богу выступает для него как долженствование, решаемая им самим задача. В той мере, в какой человек наделен способностью не грешить, возможностью свободным актом подчинить себя богу, он уподобляется богу как абсолютной личности.

Происхождение морали в кратком виде сформулировано в Пятикнижии Моисея, в частности в Торе, в Книге Бытие после описания каждого из актов сотворения мира до создания человека повторяются (пять раз) слова: " И увидел Бог, что это хорошо".

Нужно отметить, что появление человека не сопровождалось отдельной оценкой, и лишь в конце творения как бы подведен общий итог: " И увидел Бог всё, что Он сделал, и вот это очень хорошо" Не означает ли это, что все земные творения изначально и сами по себе признавались " хорошими", а человек создан неизвестно каким, и может быть оценен только вместе с остальной природой? Во всяком случае, если Создатель давал результатам своих действий некую оценку, то, стало быть, способность отличать хорошее от плохого принадлежала изначально Ему, а не человеку. Люди же приобрели это качество только в результате грехопадения, когда вкусили от " древа познания добра и зла": " Змей сказал женщине: " …Бог знает, что в день, когда от него поедите, ваши глаза откроются, и станете, как Бог, знающими добро и зло". И сказал Бог: " Стал теперь человек как один из Нас в познании добра и зла" [16] Таким образом, утверждается божественное происхождение морали. Бог является источником, основанием морали.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.