Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема текста в книге Иеремии.






В греческом переводе на 1/8 короче чем в еврейском тексте, кроме того разный порядок текста – глав. Т.е. она существует в двух редакциях – более широкой и более узкой. Понять эту особенность книги позволили кумранские открытия.

Главное – пророки говорят о суде. Причиной суда Господня является нарушение нравственного закона, правды Божией в отнощении ближнего пророк обвиняет современное ему общество во всеобщем корыстолюбии, лживости, нарушении прав ближних.

5 глава 26-28

Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели,

сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда.

7 гл 5-6

Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его,

не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, —

8 гл 10 стих

За то жен их отдам другим, поля их — иным владетелям; потому что все они, от малого до большого, предались корыстолюбию; от пророка до священника — все действуют лживо.

9 гл с 1 по 8

О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего.

О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных.

Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь.

Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы.

Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости.

Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь.

Посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я расплавлю и испытаю их; ибо как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего?

Язык их — убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы.

 

7 гл 9 стих, 30-31 стихи

Еремия подчеркивает всеобщий характер нечестия – все сословия, народ пророки, священники, князья: 5 гл 30-31

Изумительное и ужасное совершается в сей земле:

пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?

8 гл 8-10

Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь.

Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?

За то жен их отдам другим, поля их — иным владетелям; потому что все они, от малого до большого, предались корыстолюбию; от пророка до священника — все действуют лживо.

 

13 гл 13 стих А ты скажи им: так говорит Господь: вот, Я наполню вином до опьянения всех жителей сей земли и царей, сидящих на престоле Давида, и священников, и пророков и всех жителей Иерусалима,

 

Пророк обличае всех, нечестие всеобще.

Это нечестие израиля не покрывается жертвоприношениями. В этом отношении Иеремия высказывается радикально.

6 глава 20 стих

Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне.

 

В противоположность жреческому служению он противопоставляем служение заповедям 7 гл 22-23

ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве;

но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо».

 

Это те причины, которые должны привести к суду

4 гл 24-32 – суд Божий неотвратим.

9 гл 15-16

Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью;

и рассею их между народами, которых не знали ни они, ни отцы их, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их.

 

Иудее предстоит плен, рассеяние

 

16 гл 11-13 т огда скажи им: за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Господь, и пошли вослед иных богов, и служили им, и поклонялись им, а Меня оставили, и закона Моего не хранили.

А вы поступаете еще хуже отцов ваших и живете каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня.

За это выброшу вас из земли сей в землю, которой не знали ни вы, ни отцы ваши, и там будете служить иным богам день и ночь; ибо Я не окажу вам милосердия.

 

Неотвратимость суда:

- Господь запрещает Иеремии молиться за народ 7 глава 16 стих. 11 глава 14 стих, 14 глава 11-12,

Участь Иерусалима предрешена. Запрет пророку молиться за народ (пророк это не только рупор для произнесения слова Божьего, но пророк метет силу вести диалог в Богом и менять ситуацию, в данном случае это невозможность в связи с предрешенностью этой участи) 15 гл 1-2

Навуходоносор и халдеи – орудие суда Божьего

22 гл 24-25

Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя

и отдам тебя в руки ищущих души твоей и в руки тех, которых ты боишься, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки Халдеев,

 

25 9 - 11

вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением.

И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника.

И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет.

 

При всей безысходности спасение также предопределено

О спасении остатка 31 глава 7 стихъ

Ибо так говорит Господь: радостно пойте об Иакове и восклицайте пред главою народов: провозглашайте, славьте и говорите: «спаси, Господи, народ твой, остаток Израиля!»

23 гл 3 стих

И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться.

Книга утешения 20-33 гл – обетование спасения

 

Что отличает книгу Иеремии от книги других пророков.

Призвание Иеремии 1 глава

1-5 стих – избранность Иеремии пророческому служению посвящение пророческое в молодом возрасте.

Попытка отказаться от призвания.

Трагедия служения иеремии – при нем осуществляется поррочество его предшественников о суде, также и его пророчество о суде. Он становится свидетелм исполнения пророчеств. Свидетелем исполнения кары Божией. Это трагедия его жизни.

Трагическое событие 586 г – Иеремия свидетель.

Находим полную преемственность текстов иеремии с предшествующей традицией пророков.

Важным моментом для понимания книги и личности

Иеремии является следующее – он великий пророк великой трагедии, он становится свидетелм исполнения пророчеств о суде, которые были сделаны до него и о которых возвещает сам. Он ничего не может изменить. Обличая современное ему общество. Царей,

В глазах современников он воспринимается как предатель, он говорит о бесполезности сопротивления, он ослабляет руки воинов, он видит сам что ситуация безнадежна.

15 глава 10 стих – о личной трагедии

«Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня».

20 глава 14-18

Иеремия – это пророк беды, соответствующее отношение к нему. Но есть и слова благодарности, пророк не остается без помощи своего Создателя и в этом он находит высший смысл.

 

Пророчество о доме Давида

Мессианское пророчество 23 глава стихи 1-8 Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь.

Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь.

И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться.

И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.

Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.

Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!»

Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»,

но: «жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей.

 

4 части по 2 стиха

1- Горе пастырям – имеет в виду всех кто ответственен – цари, вожди израильские

2- О новых пастырях и собрании народа

3- О пастыре из Дома Давида

Об иоакиме 18 стих, о Кихонии(?) 24 стих

Помазанник из дома Давида исполнит служение царя,

4. о новом спасении, исходе, который будет дарован Господом.

Стихи 7-8 выражают следующее – будет новый Исход, новое спасение. И с этим обетованием необходимо связать следующий текст Иереми- пророчество о новом завете 31 глава стихи 31-34

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

 

Заявляется новый завет, который станет логическим завершением нового спасения. Противопоставляется прежнему завету, т.к. он будет совершенным заветом. Рассматривается как завет сердца. При всей трагичности книги и том что вершится суд и мы видим страшные слова пророка о своей миссии которая выше человеческих сил, открывается новая перспектива – перспектива спасения, причем более совершенная которая уже была в священной истории. Пророк заявляет о спасении словами о мессии и словами о новом завете.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.