Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ветхозаветные пророки и пророчества






Раздел Пророки 8 книг и 2 подраздела: главные или старшие пророки Иисус Навина, Судей, Самуила, Царей. – историческое повествование

2 подраздел – младшие или поздние пророки Исайи, иеремия, Иезекииль и 12 малых пророков.

Объективная трудность прочтения - книги – высказывания пророков по самым разным случаям. Эти высказывания предполагают свой исторический контекст. Этот недостаток восполняют истории в книгах царств.эти 2 части как бы дополняют друг друга.

 

Понятие о библейском пророке и основная терминология.

Основным термином в еврейском тексте который обозначает пророка – термин нави от евр. Глагола нава некая вдохновенная речь в состоянии исступления.

Пророк – нави – некое особое психофизическое состояние экстаза, в котором человек становится способным провозглашать некую истину божественного нечеловеческого содержания.

В еврейском тексте есть и пророки и пророчицы (Мариам).

Другие термина – хозе, от глагола хоза зреть проникать, роэ – от глагола роа – смотреть и видеть. Эти термины могут употребляться и как синонимы или как более архаический термин 1 Царств 9: 10Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу»; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем.

 

Пророк это человек божий. Довольно много таких текстов. 3 Царств 13 глава – постоянно употребляется.пророк это страж или дозорный израиля, тот кто блюдет израиль. Иезекииль 33 гл, пророк как пастырь Иеремия 17: 16, пророк как ангел или вестник Господень Исайя 44: 25-26

Речь идет об особых призванных Богом людях. С миссией от Бога. Это предполагает особые дары, особые состояния пророков.

Критерии кто может стать пророком – только человек который получил особое призвание или посвящение. Люди самые разные по своему психологическому складу, разные по возрасту. Ни один из естественных критериев не ожет являться надежным почему тот или иной человек стал пророком. Есть знатного происхождения – Исайя, из сельской местности – Амос. Моисей призывается в возрасте 80 лет

Иеремия 1: 6

А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.

Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Иеремия призывается в юношеском возрасте.

По психологическому складу – Илия бескомпромиссный пророк, не останавливается ни перед какими трудностями, Иеремия постоянно сетует на тяжесть служения, котрое выпало на его долю.

Почему тот или иной человек избирается пророком – для нас тайна.

Иеремия 1: 5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. Говорится о предизбранности.

Исайя 6 глава В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,

и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.

И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите.

Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.

И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.

И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее.

Само по себе видение можно представить. Термин Серафимы в евр. Языке жгучий, жалящий. Некое огненное видение. Провозглашающее святость, само свойство божие, характеризующее его инаковость миру. Переживания исайи как человека в переживании божественной святости. Констатация преддверия смерти. Человек в естественном состоянии не может выдержать присутствия божества. Перерождение Исайи из человека в пророка, по существу умирание и возрождение. Рождение в новом качестве, где он слышит слово и способен нести то, к чему он призван как пророк.

Что касается попыток отказа от пророческого служения. Попыткуотказа от пророческого призвания можно найти и у Моисея 3 гл – теофания у неопалимой купины.

Иеремия 1 глава Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой,

к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его,

и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце.

И было ко мне слово Господне:

прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.

А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.

Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь.

Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь.

И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.

Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.

Попытка отказа, которая не принимается.

 

Изначально пророчества в священном писании воспринимаются как дар общения с Богом и передачи его окружающим.

Только особое пророческое посвящение, призвание делает человека пороком.

 

2Царств 3: 2 Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Это слова Давида, который считается как царь и пророк. Четко выражено осознание пророчества. Пророк, охваченный духом способен произносить слово Божие.

 

Понимание духа и слова в писании.

1 гл Бытия показывает действие Божие как действие духа и действие слова. Действие духа – наполнение энергией. Шестоднев показывает эти 2 действия. Слово созидает мир. Действие духа оформляется под действием слова. В основе мироздания мы видим действие духа и действие слова Божьего. Это акт творения. Актом творения действие Божие в мире не заканчивается. Далее мир существует как история, и собственно в истории происходит действие духа и слова.

Сама священная история это высказанное в слове событие. По- еврейски «давар» означающее слово - это слово и дело одновременно.

Исайя 55: 10-11

Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, —

так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

Пророк это пр вс служитель слова Божьего, кто это слово слышит и передает.

Пророк определяет ход созидания истории. Пророк тот, кто созидает грядущее, он активный деятель истории. Слово Божие – это созидание.

В законодательных текстах мы находим запрещения гадательной практики. Это принципиально. Втор. 18: 9-19 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии:

не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,

обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;

ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего;

будь непорочен пред Господом Богом твоим;

ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой.

Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, —

так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть.

И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили.

Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;

а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу;

Пророк активный делатель истории.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.