Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ф.С. Шурпин, биография и творчество художника

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

(ИРКУТСКИЙ ФИЛИАЛ)

ФАКУЛЬТЕТ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

КАФЕДРА

Теории и истории государства и права России

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Право и история художественной культуры»

«Тема: «Утро нашей родины» Ф. С. Шурпин»

Выполнил студент:

НБоо 15-2 учебной группы 1 курса

Ковалева Арина Владимировна

Проверил:

кандидат юридических наук, доцент

кафедры теории и истории государства и права России

Вишневский Владимир Григорьевич


Оглавление

Ф.С. Шурпин, биография и творчество художника. 3

«Утро нашей родины»…... 7

Описание картины.. 7

Оценка картины.. 9

Список литературы.. 10

Предметный указатель. 11

 


Ф.С. Шурпин, биография и творчество художника

Шурпин Федор Саввич (1904-1972) – заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственной премии СССР.

Родился в 1904 году в деревне Кирякинка Смоленской губернии.

Учился на рабфаке искусств, на факультете живописи ВХУТЕИНа. С 1929 г. участвовал в выставках Ассоциации художников революции.

Во время Великой Отечественной Войны ездил на фронт, писал портреты военных летчиков и картины на военные темы.

В 1930-х Шурпин становится успешным художником. С всесоюзной известностью приходит и материальное благополучие, которое продлилось недолго.

Умер Федор Саввич в 1972 г. в Москве.

Шурпин был подростком, когда впервые увидел в школьном театре нарисованные декорации, зародившие мечту стать художником. Увлечение со временем не проходило, а наоборот, росло. После окончания школы он был отправлен по комсомольской путевке на учебу в Москву. Спустя 2 года после окончания ВХУТЕИНа в 1933 году он написал картину «Краснознаменка», которая обратила на себя внимание общественности, и заслужила высокую оценку критиков.

Все 30-е годы для художника – это время напряженной и кропотливой работы. В это время он пробует себя во многих жанрах, изучает великих мастеров прошлого и учиться у них художественной выразительности и композиционной гармонии. И уже в середине 1930-х годов Шурпин становится достаточно известным живописцем, активно участвует в художественной жизни и постоянно участвует в выставках. Основными в творчестве Федора Саввича были темы крестьянства, революционных событий и материнства.

[1] [2]

 

 

[3]

 

«Выразителен поколенный «Портрет жены» (рисунок слева) (1931).

Неоконченный, написанный легко, лессировано, а во многих местах оставленный в подмалевке, он интересен и постановкой натуры и живописным решением. В непринужденной живой посадке, в обвивших колени руках, в легком величавом повороте головы, в спокойной осанке – неуловимое движение.

Оно позволяет художнику решить фигуру с наибольшей пространственной свободой, придать ей большую выразительность, индивидуальность. Ощущение величавости и приподнятости, которое создается композицией, усиливается и колористически. Лицо женщины и вся ее фигура ярко освещены, светлый фон создает впечатление пространства, воздуха и света. Ярко-красная кофта и черная юбка, белизна обнаженных рук и нежно-розовый тон лица создают мажорную гамму.

 

А в 1937 году написан другой «Портрет жены» (рисунок слева). Здесь образ совсем иной. Беременная женщина вся углублена в себя и как бы отрешена от окружающего. Сильно вылеплена фигура, но и в ее пластике, и в позе ее все та же замкнутость. Даже черная накидка поверх розового платья как бы подчеркивает это главное состояние образа».[4]


Ранние работы художника отличаются артистичностью и легкостью исполнения, свободой энергичного письма и вниманием к формальной стороне живописи.

[5] [6]

Все эти картины интерьерные, написанные в теплой «музейной гамме», тонкие и красивые по самой живописной фактуре, с умело использованными для образной выразительности эффектами освещения. В них художник проявляет свой тонкий колористический дар. Хотя Федор Саввич был убежденным «Ахровцем», некоторые картины этого периода напоминают работы художников объединения ОСТ.

[7] [8]

«Утро нашей родины»…

Описание картины

Картина Федора Шурпина датируется 1946-1948 годами. Полотно создавалось к 70-тилетию И.В. Сталина. Эта работа имела значительный успех у публики и признание искусствоведов, она многократно копировалась художниками, сотню тысяч раз репродуцировалась, выпускалась в виде открыток и плакатов огромными тиражами. В послевоенные годы не было более знаменитого образа вождя. Шурпин был удостоен сталинской премии.

На картине Федора Саввича Сталин изображен на фоне реального пейзажа. Вместе с тем, этот пейзаж – обобщенный символ страны, купающейся в лучах восходящего солнца, создающего атмосферу счастья и вечного, вневременного блаженства. Реальность у Шурпина оказывается раем. В портрете Сталина нет ни единого намека на демонизм воли. Художник хочет внушить зрителю, что этот мир счастья, этот земной рай сотворен благодаря воле вождя, но вождь и мир не находятся в конфликте – они составляют одно целое, счастливую гармонию утра природы и страны, народа и вождя.

На первом плане мы видим задумчивого Сталина в белом френче полувоенного образца, без орденов, и через руку перекинута шинель.

За вождем видны уходящие за горизонт необъятные пространства Родины, с благодатными колхозными полями и дымящимися трубами заводов. Сталин показан крупнее всех деталей картины – он божество, высшая сила управляющая всей жизнью и смертью.

На втором плане художник изобразил достижение сталинского социализма – колхозные трактора пашут землю, дымящиеся трубы указывают на развитие страны.

Художник ввиду развернувшейся борьбы с космополитизмом показывает вождя на фоне русской низменности, в патриотическом духе того периода.

Так же, картина вдохновила композитора Юрия Милютина и поэта Евгения Долматовского на создание одноименной песни.

Розовеют утренние дали,

Повернулась к солнышку земля.

Рано-рано встал товарищ Сталин

И пошел в бескрайние поля.

 

Слышен в небе рокот самолетный,

Чуть звенят на мачтах провода,

Издалёка виден дом высотный

И каналов чистая вода.

 

Он идет тропинкой полевою

Сняв фуражку, свежестью дыша.

Золотая осень под Москвою

Как весна светла и хороша.

 

Даль ясна, прозрачны перелески...

Вышел Сталин в этот ранний час

Встретить утро новой пятилетки,

Вдохновить на новый подвиг нас.

Безусловно, картина – это документ истории. И песня – тоже документ. Знали ли тогда авторы, что им суждено подвести итог уходящей эпохе. Федору Шурпину не очень удавались весенние полотна, на его картинах часто весна получалась блеклой, унылой, его подлинной стихией была осень. Вот и то золотое утро на картине оказалось, в действительности, осенним.

Оценка картины

Сохранилась легенда: на выставке Сталин подозвал сына Василия к картине Шурпина и сказал: «Ты думаешь ты Сталин? Нет! Ты думаешь, что я Сталин? Нет!» И ткнул пальцем в холст. «Вот Сталин!»

В 1949 году Сталин наградил Федора Саввича за картину Сталинской премией 2-й степени.

После чего полотно обрело такую огромную славу, что о нем знали в СССР все, с мала до велика. Эта работа раскупалась для советских учреждений, но к сожалению, случившееся позже разоблачение культа личности Сталина оборвало его стремительно растущую карьеру, и спустя некоторое время картину стали называть «Ушла последняя электричка».

Список литературы

Давыдова А.С. Федор Саввич Шурпин. – М., 1968. Дата обращения: 03.12.2015;

Деготь Е. Русское искусство ХХ века. – М.: Трилистник, 2000. Дата обращения: 03.12.2015;

Осокин В.Н., Рыбченков Б.Ф. и др. Художники земли смоленской. – Л., 1967. – С. 94-95, 126-127. Дата обращения: 03.12.2015;

Русская живопись. Энциклопедия. – М.: «Изд-во Астрель», 2003. Дата обращения: 03.12.2015;

Степанян Н. Искусство России ХХ века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. Дата обращения: 03.12.2015;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
К о в а л ё в : (укоризненно) Ната-аша! | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.