Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании






Кант выделял 2 вида разума: теоретический (действует в сфере сущего и имеет свои границы); практический разум (действует в сфере должного. Сфера и есть та область, где сущ-ют ценности).

Ценности – это не то, что реально существует, а то, что для ч-ка обладает определенным значением и принимает форму неких идеалов и норм. Согласно Канту теор разум ограничен, а практич разум обладает свободой. Только человек способен создавать ценности. Проблема ценностей в гум познании имеет целый ряд аспектов:

1. предметы гум познания носят ценностный характер. Главное – их бытие в мире культурных ценностей. Поэтому и сами выводы гум исследований тоже в свою очередь оказывают влияние на развитие чел культуры

2. в процессе познания познающий субъект всегда так или иначе оценивает те или иные предметы, явления и поэтому для гум наук проблемы отделения знания от ценности, знания от оценки оказываются одной из существующих методологических проблем. Сама структура познающего субъекта предполагает определение соотношения субъективных ценностей и тех ценностей, кот скрываются за пределами исследования

3. в процессе развития науч познания некоторые его элементы также включаются к структуру ценностей.

Кантовское разделение в определенном смысле снимается тем, что существует не только влияние теор разума на практический, но и сами ценности влияют на развитие социокультурных наук. Однако ценности обладают след св-вами: историчны; культурно обусловлены; связаны с объективной оценкой.

Ученый существ в рамках опред ценностей, бывает даже, что он становится заложником этих ценностей, за пределы которых он не может выйти. Выводы, сделанные в рамках гум наук, поскольку они носят ценностный характер, всегда относительны, историчны, культурно обусловлены.

Вебер ставит проблему возможности существования науки свободной от оценочных суждений. Он понимает, что полностью этого сделать невозможно, однако можно предложить опред правила и для науки и для ученых, следуя которым можно избежать оценочных суждений в соц-гум познании. Он предлагал использовать выделение идеальных типов для исследования общ-ва. Он призывал выделять ту ценность, под эгидой кот общ-во развивается.

Наука возникает из определенных ценностных посылок. В мире знания и ценности слиты друг в друга. Затем знание отделяется от ценности и это приводит к появлению точных наук. В современности полного отделения знания от ценности не произошло. Более того, само знание и результаты познания включены в сист ценностей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.