Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная картина мира






Один из блоков оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине реальности посредством представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия; 4) о пространственно - временной структуре реальности. Все эти представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, которые выступают как основание научных теорий соответствующей дисциплины. Каждая из конкретно- исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития научных знаний. Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины, а так же опытные факты, на которые опирается и с которыми должны быть согласованны принципы картины реальности. Связь картины мира с ситуациями реального опыта отчетливо проявляется, когда наука начинает изучать объекты, для которых еще не создано теорий и которые исследуются эмпирическими методами, кроме непосредственной связи с опытом картина мира имеет с ним опосредованные связи через основание теорий, которые образуют теоретические схемы и сформулированные относительно них законы. Картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности. но эта модель отличается от моделей конкретных теорий: 1) на одну и ту же картину мира может опираться множество теорий 2) специальную картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции. Идеальные объекты, образующие картину мира, и абстрактные объекты, образующие в своих связях теоретическую схему, имеют разный статус.

Картина – есть некоторая проекция. И все, что мы знаем о мире, мы знаем из этой картины. Тот мир, который мы знаем, он предзадан, сконструирован человеком.

Мировоззрение на мир включает наше представление о мире, о природе человека. Переход от мировоззрения к картине мира.

Кардинально картина мира меняется с глобальной эволюцией.

Элементы картины мира: 1. ряд объектов; 2.способы взаимодействия объектов 9как они взаимодействуют).

Наш век стал веком коренной смены парадигм научного мышления и радикального изменения естественнонаучной картины мира. Вплоть до начала нынешнего столетия в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско-картезианская парадигма – система мышления, основанная на идеях Ньютона и Декарта. Последнему принадлежала идея принципиальной двойственности реальности: материя и ум – различные, параллельные друг другу субстанции. Отсюда следовало, что мат мир можно описать объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с его специфич позицией, субъективностью. Научная картина мира, возникшая из учений Декарта и Ньютона, отбрасывала фигуру Бога. Этот мир лишен духа, свободы, благодати, он безмолвен и слеп. Человек в таком мире – ошибка. Он – побочный продукт звездной эволюции. Этот мир – мир твердой материи, подчиненный жестким законам. Механистическая Вселенная Ньютона состоит из атомов. Она организована в трехмерное пространство классической эвклидовой геометрии. Это пространство абсолютно, постоянно и всегда находится в покое. Вселенная, представленная в виде комплекса механических систем, развивается без участия какого то ни было сознания и разума. Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями.

В начале 20 в был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, исследования в химии, биологии, психологии и др науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось механистической науке, и что сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. Чисто объективное описание мира невозможно. Пространство и время переплетены. В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством. Одной из главных задач человека становится познание собственного места в бытии и понимание того, что вся Вселенная пронизана токами разума, наполнена смыслом.

Современная научая картина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.