Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение фил-ии и частных наук. Эвристическая ценность философских идей






Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общ-во- в философ. или науке и какова их действительная взаимосвязь, породил множ-во(.)зрения, обилие всевозможн. трактовок и интерпретац. этой проблемы. Остан-ся на осн. тезисах, раскрыв-х суть соотношения философ.. и науки:

Спец. науки служат отдельн. конкретн. потребн. общ-ва: технике, экономике иск-ву врачевания, обучения, законодательству. Они изучают свой фрагмент бытия. Частные науки огранич-ся отд.частями мира. Философию же интерес. мир в целом., она ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть?»В этом смысле справедливо определение фил-ии как науки «о первоначалах и первопричинах».

Частн. науки обращены к явлениям и процессам реальности, сущ-м и объективно не зависящим от чел-ва. Их не интерес. ценностная шкала человеч. смыслов, они безоценочны. Мир глазами фил-фа-живое динамичное целое. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос фил-фии и формир-ся как вопрос об отношении мышления к бытию.

Представители отд. наук исходят из опред. представл. к-е приним-ся как нечто данное, не требующ.обоснов-я. Ф-я же в первую очередь стрем-ся выяснить исходные предпосылки всякого знания, в т.ч. и собственно философского.

Цель науки всегда была связана с описанием, объясн.и предсказан. поцесс. и явл. действит-ти на основе открываемых ею законов. Ф-я основ-ся на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальн. бытие посредством формир-я новых идеалов, норм и культ. ценностей. Поэтому фил. знание выступ. не в виде логически упорядочен. сист-мы, а принимает вид развернутого обсуждения, в фил. важен не только рез-т но и путь к этому рез-ту.

В науке по традиции приним-ся кумулятивное движение вперед, т.е.движение на основе накопления уже полученных рез-тов. Специфика фил. прояв-ся в том, что она примен. метод оборачиваемости на себя, предполагающий возвращение к исх. предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для ф-ии хар-на переформулир-ка осн. проблем на протяж. всей истории чел. мысли.

Наука опир-ся на факты, их эксперимент. проверку. Ф-я отстоит от сферы повседневности, она выходит за рамки эмпирической данности, преодолевает их, трансцендирует к сущностному определению. Язык ф-ии сущ-но отлич-ся как от языка науки, так и от языка поэтического и обыденного. Она создает свой собств. язык - категорий, предельно широких понятий обладающих статусом всеобщности и необходимости.

В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно безличностный хар-р. Ни личность ученого, ни его чувства,, эмоции, науку не интересуют. В ф-ии особенную значимость приобретают ценностные ориентации. «Человек есть мера всех вещей». Ф-я пристально интересуется судьбой научн. Открытий и теми соц. последств.к кот-м они могут привести, утверждая в качестве абсолютной ценности человеч. жизнь. Здесь личность творца, мыслителя, ученого не может быть безразлична. В.фил. творч-ве всегда происх. углубление чел-ка в самого себя. Мыслитель стрем-ся к более точному и адекватному определению своего места в мире. Это создает все новые оттенки миросозерцания.

Вместе с тем истор. параллели ф-ии и науки достаточно очевидны. Ф-я и наука как «звенья единой цепи» в направлен-ти человеч. интеллекта к постиж. основ бытия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.