Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения с Ассирией (4 Цар. XVIII, 13 – XX).






В 705 г. умер Саргон II и взошел на престол Синаххериб. По всему ассирийскому царству начались восстания. Езекия воспринял этот факт как благоприятный момент для провозглашения независимости, перестал платить дань ассирийскому царю и даже совершил поход против филистимлян, которые были также вассалами Ассирии (XVIII, 8).

Вскоре после этого Езекию поражает смертельная болезнь (4 Цар. XX, 1-11; Ис. XXXVIII). Господь через Исаию говорит, что Езекия скоро умрет; в ответ Езекия молится Богу и указывает на свои заслуги и достоинства. Можно говорить о том, что этот факт показывает Езекию не с лучшей стороны, но тем не менее Бог проявляет милость и дарует Езекии исцеление. Исаия возвещает, что через 3 дня царь сможет подняться с постели. И хотя Исаия ясно этим возвещает о предстоящем выздоровлении царя, далее автор говорит о недостатке веры Езекии, так как Езекия требует знамения. Исаия предлагает ему на выбор два варианта, и царь выбирает наименее вероятный. Здесь говорится о возвращении солнечной тени на 10 ступеней назад. В чем суть этого знамения? Может, это просто тень на ступенях лестницы, но более вероятно, что здесь речь идет о солнечных часах, устроенных Ахазом (т. е. царь хотел, чтобы тень двинулась на этом устройстве на 10 делений назад).

Также при описании болезни говорится о том, что Исаия повелел приложить к нарыву смоквы. Возможно, это был «народный метод» лечения данной болезни, но вполне возможно, что этот метод использовался и до Исаии, однако нужного результата не было, пока Господь не благоволил исцелить Езекию.

После выздоровления Езекия начал активно готовиться к отражения ассирийской угрозы. Именно к этому времени относится посольство вавилонского правителя Беродах Баладана (4 Цар. XX, 12-19; Ис. XXXIX). Это был халдейский вождь Мардук-апла-иддин, который был непримиримым врагом Ассирии. В 721 – 709 гг. этот человек был независимым правителем Вавилона, но затем был изгнан Саргоном II. В 703 г. он вновь захватывает власть в Вавилоне и, естественно, в этой ситуации ищет союзников. Поводом к отправке посольства стало выздоровление Езекии. Езекия показывает гостям все свои богатства и оружие, что говорит о его готовности выступить против Ассирии вместе с Мардук-апла-иддином. Езекия хотел доказать, что царь вавилонский может рассчитывать на его поддержку. Однако Исаия, который был резким противником подобного рода договоров, выступил с открытым осуждением Езекии. Нужно учитывать, что Исаия требовал от иудейских царей полного упования на Господа: только от Него Иудея могла получить реальную помощь. Попытки заключить союз с земными правителями расценивались как неверие, грех. Здесь Исаия предсказал, что наступит день, когда именно Вавилон будет главным противником Иудеи и он ограбит Иерусалим и уведет в плен иудейский народ. В ответ Езекия обнаружил эгоизм, так как утешился тем, что катастрофа обрушится на Иудею при его потомках. Он не проявил раскаяния и, таким образом, повествование о правлении Езекии заканчивается на печальной ноте: великий реформатор Иудеи получает предупреждение о падении своего царства.

Вскоре после этого в 702 г. в Иерусалим приходит весть о поражении и бегстве Мардук-апла-иддина, так что Иудея вновь остается одна перед лицом ассирийской угрозы. В это время Езекия укрепляет иудейскую столицу. При нем город расширяется (возможно, за счет израильских беженцев) и потому Езекия не только укрепляет прежние стены, но и строит еще одну, внешнюю стену (2 Пар. XXXII, 5). Кроме того, строится водопровод с тем расчетом, чтобы при осаде город не испытывал недостатка в воде. Археологические раскопки показали, что работы велись одновременно с двух направлений, так что в том месте, где рабочие встретились, осталась запись на стенах тоннеля. В это же время построена купальня Силоам.

В 701 г. Синаххериб привел свои войска в Палестину. Прежде всего он покорил вновь Финикию и филистимлян, а затем бросил свои силы против Иудеи. В результате военных действий многие иудейские города были Разрушены, а большое количество жителей было уведено в плен. После падения хорошо укрепленного города южной Иудеи Лахиша и расправы над его населением Езекия понял бесполезность сопротивления и начал переговоры о мире. Синаххериб потребовал огромной дани; Езекия собрал все богатства Иерусалима и смог выплатить просимое. Но ассирийский царь не удовлетворился этим, так как хотел покарать неверного Езекию и начал осаду Иерусалима. Примечательно, что начальник ассирийского войска Рабсак обращается к осажденным на еврейском языке. Возможно, этот человек был израильтянином на службе ассирийского царя. Иудейские вожди не хотели, чтобы народ понял, о чем идет речь, и потому просили, чтобы Рабсак говорил по-арамейски (в это время арамейский язык на Ближнем Востоке использовали для дипломатических переговоров и его знали только немногие представители иудейской аристократии). Однако Рабсак, желавший посеять панику среди иудеев, смутить воинов, намеренно игнорирует эту просьбу и в своей речи указывает на печальные примеры других народов и городов, боги которых были бессильны против ассирийских войск (4 Цар. XVIII, 33-35). Также говорится о том, что Езекия своей реформой (уничтожением высот) прогневал Бога, так как уничтожил места для поклонения Ему, и потому Сам Яхве предал Езекию и Иерусалим в руки ассирийцев (XVIII, 22, 25).

Несмотря на все дипломатические маневры и усилия ассирийских войск столица Иудеи не покорилась им, как и предсказывал пророк Исаия. Согласно 4 Цар.XIX, 35 и Ис.XXXVII, 36, произошло чудо: в одну ночь в стане ассирийцев было поражено 185 000 че­ловек. Цифра представляется чересчур большой, так как численность ассирийской армии составляла не более 100 000 человек. Более точным выглядит замечание 2Пар.XXXII, 21, в котором нет упоминания о числе истребленных: «И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского».

Гибель большого количества воинов произвела устрашающее впечатление на асси­рийцев: осада Иерусалима была снята, и армия Синаххериба ушла. Ассирийские анналы Синаххериба также подтверждают тот факт, что Иерусалим не был взят, но не указывают возможных причин этого. Допускают, что армию ассирийцев могла поразить холера или бубонная чума. Случаи эпидемии чумы известны из ассирийских источников VIII в. до н. э.

Итогом финикийско-палестинской кампании Синаххериба стало то, что Езекия оказался единственным царем, который не был убит или смещен со своего трона. Однако, несмотря на чудесное избавление Иерусалима, Иудея продолжала платить дань Ассирии и подчиняться ей во всех отношениях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.