Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цар I – IV, IX – X).






Перепись населения и ее последствия (XXIV).

Перепись приводила к повы­шению налогов, зачислению на военную службу или к привлечению на принудитель­ные работы. Итог в 1, 3 млн способных к войне мужчин представляет­ся специалистам по древней демографии завышенным числом. По их оценкам, об­щая численность населения Израиля во времена Давида составляла от трехсот до де­вятисот тысяч человек. Следует также от­метить, что слово, переведенное в тексте как «тысяча», может означать воинское подразделение, насчитывающее значитель­но меньше людей.

XXIV, 10. Вздрогнуло сердце Давидово. Пред­принять исчисление Давида побудил гнев Божий (за какие-то неведомые грехи Изра­иля, ст. 1), потому можно пред­положить, что исчислением народа он наде­ялся умилостивить Бога. Одним из способов умилостивления божества в традиционном ближневосточном образе мышления было принесение щедрых даров святилищу. Поскольку исчисление народа сопровождалось взиманием подушного на­лога, возмож­но, это мероприятие было попыткой умило­стивить Бога путем наполнения храмовой казны. Но Яхве не терпит такого отношения, и потому Его гнев не только не утих, но раз­горелся с новой силой. Наказание явилось следствием Божьего гнева и попытки Дави­да смягчить его.

XXIV, 12-15. Отождествление народа и царя. На древнем Ближнем Востоке царь считал­ся воплощением государства и представите­лем народа. За преступления, совершенные царем, нередко приходилось отвечать все­му народу.

Из трех вариантов наказания Давид избрал моровую язву. За один день умерло 70000 человек В это время Давид и его люди обнаружили Ангела Господня на гумне Орны Иевусеянина, и Давид обратился к Господу с просьбой обратить наказание на него и членов его семьи.

Затем по совету Гада Давид купил это гумно и принес на нем жертвы. Поражение народа прекратилось, и Иерусалим был спасен. Впоследствии на этом месте будет построен Храм.

 

Воцарение Соломона. Внутренняя и внешняя политика

Цар I – IV, IX – X).

Как и рассказ о Давиде, повествование о его сыне носит двойственный характер. Библия показывает величие и мудрость Соломона, однако в то же время читатель постепенно подводится к печальному эпилогу: Соломон оказался нарушителем Завета и поставил свои прихоти выше Закона Божия. Он просил у Бога мудрости, и она была ему дана, но деспотизм и грехи царя постепенно разрушили то процветание, которое Соломон принес Израилю.

Надломленный горем (изменой и смертью Авессалома), Давид преждевременно одряхлел. Поэтому борьба за корону началась еще при его жизни. Один из сыновей царя, Адония, открыто готовился унаследовать власть. Но пророк Нафан, помнил, что Давид обещал царство сыну Вирсавии Соломону. В союзе с первосвященником Садоком и начальниками гвардии Нафан повел борьбу против притязаний Адонии. Он добился того, что Соломон был торжественно помазан на царство еще при жизни отца. Когда Давид умер, Адония предпринял попытки соперничать с Соломоном, но был убит. Сын Вирсавии единовластно «сел на престол Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо». Период правления Соломона приходится на 970 – 931 гг.

Библия говорит о мудрости Соломона как даре Божием, который он испросил в молитве. Царь сознавал, что молодой возраст (когда он стал царем, ему было не более 30 лет, а может быть и около 20) и неопытность препятствуют мудрому правлению. Мудростью (евр. хокм`а) в то время называлось умение вести дом, хозяйство, а главное – управлять страной. Тонкости этой светской мудрости были неведомы Израилю, который только начинал свое государственное существование. Считалось, что доселе хокма была монополией иноземных царей и народов. Желая ее получить, Соломон обращается к Богу (3 Цар III, 7, 9).

Господь одобряет желание Соломона. Дар будет ему дан, но при условии соблюдения Завета. «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное так, что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу... И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои» (3 Цар III, 11-14).

В первый период правления Соломона, который считается золотым веком Израиля, молодой царь многообразно проявляет дарованную ему мудрость. В качестве примера Библия приводит решение, принятое Соломоном по делу двух женщин, споривших о ребенке (3 Цар III, 16-28). Писцы Соломона записывают его афоризмы и советы житейской мудрости. Этим полагается начало Учительной библейской письменности. Правление Соломона ознаменовалось расцветом израильской литературы. В этот период были, как полагают, составлены эпические сборники: Книга браней Господних и Книга Праведного; собраны сказания об Иисусе Навине и судьях, написаны биографии первых царей, а также Книга дел Соломоновых – своего рода официальная хроника.

Внешняя политика. В первую очередь следует отметить начавшееся при Соломоне сближение Израиля с Египтом. В последующие века многие еврейские цари в своей политике ориентировались на фараонов, а те в свою очередь смотрели на Палестину как на заслон от Ассирии и Халдеи. Женитьба Соломона на дочери египетского царя явилась фактом беспрецедентным (прежде фараоны не отдавали своих дочерей за иноплеменников). Чтобы обеспечить мир с наиболее сильным соседом, он заключил союз с фараоном (вероятно, это был фараон XXI династии Сиамун) и женился на его дочери. При этом фараон, согласно 3 Цар. IX, 16, захватил и разрушил город Газер, уничтожив его хананское население, а затем передал этот город Соломону в качестве приданого. Также Соломон завел необходимую для обороны конницу (остатки его конюшен найдены в развалинах Мегиддона), увеличил армию. Особо следует отметить тот факт, что в Израиле появились колесницы (X, 26). Соломон заключал договора с соседними царями, отправлял торговые корабли в дальние страны, чему благоприятствовало создание торгового флота на берегу Красного моря (IX, 26-28). При дворе его появились иностранные послы. Библия описывает, как царица аравийского государства Савы прибыла в Иерусалим «испытать его загадками», на самом же деле – заключить торговый союз.

Несмотря на эти успехи, в конце правления Соломона наступает период кризиса. Само израильское царство уменьшилось в размерах, так как от него отпало Дамасское царство (XI, 23-25). Кроме того, не имея возможности оплачивать ввоз дорогостоящих материалов из Финикии, Соломон отдает финикийскому царю несколько галилейских городов в качестве компенсации (IX, 11).

Внутренняя политика. Здесь главным делом царя Соломона была административная реформа – создание обширного правительственного аппарата, который состоял из множества чиновников и специалистов, ведавших различными сферами двора, хозяйства, армии, продовольственных поставок. Развитие торговли способствует появлению прослойки купцов и ремесленников, благоприятствует появлению предметов роскоши и керамики высшего качества. Страна была разделена еще Давидом на 12 частей, и каждая территория в течение месяца поставляла продукты для царского двора (3 Цар. IV). Также Соломон стал взимать налоги, появился принудительный труд (V, 13; XI, 28). В результате строятся дворцы, зал государственного совета, зал суда. Разрабатываются медные рудники (3 Цар. VII, 46) Также Соломон укрепляет Иерусалим и некоторые другие города-крепости (IX, 15). Необходимо отметить, что колено Иуды было освобождено от всех указанных повинностей, которые легли на представителей других колен. Однако более всего слава Соломона связана с Храмом, построенным в Иерусалиме.

Иерусалимский Храм, его богословское значение (V – VIII).

Соломон, выполняя желание отца, приступил к сооружению Храма. Святилище строилось более семи лет. Поскольку израильтяне не владели мастерством, необходимым для сооружения подобных зданий, Соломон пригласил финикийских мастеров. Царь Хирам I прислал ему кедровое дерево и другие строительные материалы. Работа началась в 966 г., продолжалась 7 лет и закончилась примерно в 959 году до Р.Х.

Как показали раскопки, по своей архитектуре Храм Соломонов был «типичным финикийским храмом» (Дж. Райт). Подобные храмы имели зал для служителей и святое святых, где обычно стояло изваяние божества. Но Храм Соломонов такого изображения иметь не мог, поскольку заповедь Декалога это запрещала. Храм непосредственно примыкал к царскому дворцу и был сравнительно невелик (его размеры в метрах примерно 30 х 10 х 15, см. 3 Цар. VI, 2). Его строили из заранее заготовленных каменных блоков, а внутри обшивали деревом. Делился он на три части:

а) Притвор храма (евр. Улам)

б) Святилище (евр. Хекал)

в) Святое Святых (евр. Давир)

Давир, Святое святых, был кубической комнатой, отделенной от святилища стеной и завесой. Там царила полная тьма и находился Ковчег, трон незримого Бога. Над ним простирали крылья два огромных изваяния. То были херувимы – небесные стражи с телом льва (или быка?), с человечьим лицом и орлиными крыльями. Мрак Давира напоминал о священном мраке Синая, о неприступности тайны Сущего. Когда Ковчег был перенесен туда, Соломон изрек: " Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле" (VIII, 12).

Для язычников храмы были " домами" богов. Считалось, что они, покинув свои жилища, поселяются в этих домах и как бы оживотворяют свои изображения. Иногда идолов даже приковывали цепями, чтобы они не покинули дома, построенного для них людьми.

Хотя израильтяне тоже называли Храм «Домом», Библия имеет совершенно иной взгляд на культовое здание. Соломон в 3 Цар VIII, 27 говорит: " Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя; тем менее сей храм, который я построил имени Твоему... Да будут очи Твои отверсты на Храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: " Мое имя будет там".

Храм – не жилище Бога, а место явления Его Славы, Его священного имени. Слава есть, выражаясь на православно-богословском языке, «энергия» Божия, видимое выражение присутствия Бога. Схождение Славы в Храм означало продолжение Завета, осуществление близости Творца к человеку.

Никто, кроме служителей, не мог входить в здание Храма. Народ молился и приносил жертвы перед его входом, во дворе. Принося жертвы, ветхозаветная Церковь исповедовала веру в чудесное Присутствие, в Бога, Который по своему великому снисхождению пребывает со Своим народом. Но запрет переступать порог Храма означал, что страшная тайна Божества еще сокрыта от человека, что между ним и Небом воздвигнута преграда. Только тогда, когда Бог явится во плоти, эта преграда будет разрушена.

Как святилище истинного Бога, Храм должен был быть не только национальной святыней ветхозаветной Церкви: он – Дом молитвы для всех народов. Эта мысль выражена в словах Соломона, обращенных к Богу в день освящения Храма (3 Цар VIII, 41-43). Тем самым Храм становится прообразом грядущей Вселенской Церкви.

Царь был уверен, что Слава Бога Израилева будет пребывать в его Храме «во веки». Здесь он отдавал невольную дань широко распространенным языческим представлениям. Однако в Ветхом Завете было открыто, что между земным Храмом и Богом нет той неразрывной связи, которая существовала в языческих религиях: гибель храмов была катастрофой для самих богов. Бог же, явивший Свою славу, Сам мог покинуть Свое святилище, если люди оказывались недостойными Его Присутствия. Не само убранство Храма и жертвы нужны Богу, а верность пути, начертанному Им. Уже пророк Иезекииль узрит в видении, как Слава Яхве покидает Храм, чтобы идти в странствие с верным " остатком" (Иез. X).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.